Вопрос 1 Роль и место ТГЗ в современной системе ЛЭМ
ГБОУ ВПО ИвГМА Минздрава России
Кафедра экстремальной, военной медицины и
Безопасности жизнедеятельности
«УТВЕРЖДАЮ»
Заведующий кафедрой ЭВМиБЖ
Доцент П.Л. Колесниченко
«____»__________________2013 г.
Методические указания для самостоятельной работы студентов
по Мобилизационной подготовке здравоохранения для студентов 2 курса
стоматологического факультета
ТЕМА 3.3«Роль и место тыловых госпиталей в современной системе лечебно-эвакуационного обеспечения войск»
Утверждено на методическом заседании кафедры
ЭВМиБЖ
(протокол №______ от «___ »_____________________ 2013г.)
Иваново 2013
Время подготовки: 180 мин
Учебные вопросы (конспект)
1. Введение
2. Роль и место ТГЗ в современной системе ЛЭМ
3. Структура ТГЗ
4. Задачи ТГЗ
5. Комплектование ТГЗ личным составом
6. Материальное, техническое и финансовое обеспечение ТГЗ
7. Отвод, приспособление и оборудование зданий, предназначаемых для развертывания СФЗ
8. Основные принципы формирования и организации работы ТГЗ в период мобилизации
9. Расформирование тыловых госпиталей
10. Организация медицинского учета раненых и больных в ТГЗ
Литература
1. Конституция РФ
2. Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 года № 1-ФКЗ «О военном положении».
3. Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 года № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении»
4. Федеральный закон от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ «Об обороне»
5. Федеральный закон от 26 февраля 1997 года № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации»
6. Федеральный закон от 29 декабря 1004 года № 79-ФЗ «О государственном материальном резерве»
7. Федеральный закон от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»
8. Федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».
9.
10. Закон РФ от 1 апреля 1993 г. № 4730-1 «О государственной границе».
11. Закон РФ от 6.03.2003 г. № 142 – 13 «Об утверждении примерного положения о мобилизационных органах в РФ»
12. Указ Президента Российской Федерации от 10 января 2000 года № 24 «О Концепции национальной безопасности Российской Федерации»
13. Указ Президента Российской Федерации от 21 апреля 2000 года № 706 «Об утверждении Военной доктрины Российской Федерации»
14. Указ Президента Российской Федерации от16 сентября 1999 г. № 1237 «Вопросы прохождения военной службы»
15. Постановление Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 26 июня 1993 г. N 605 «Об утверждении Положения о порядке проведения военных сборов граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе»
16. Постановление Правительства Российской Федерации от 19 октября 1998 г. №1216 «0б утверждении Положения о призыве на военную службу по мобилизации граждан, приписанных к воинским частям (предназначенных в специальные формирования) для прохождения военной службы на воинских должностях, предусмотренных штатами военного времени, или направления их для работы на должностях гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований»
17. Постановление Российской Федерации от 25 декабря 1998 г. № 1541 «Об утверждении Положения о воинском учете»
18. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года № 321 «Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации»
19. Постановление Правительства Российской Федерации от 13 июня 1997 № 706-34 “Об утверждении Положения о порядке обеспечения в период мобилизации и в военное время из местных ресурсов мобилизационных потребностей Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и создаваемых на военное время специальных формирований”
20. Постановление Правительства РФ от 14.03.2002 года № 153-12 «Об утверждении положения об отводе, приспособлении и оборудовании зданий, предназначаемых для развертывания специальных формирований Министерства здравоохранения Российской Федерации в период мобилизации и в военное время».
21. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 августа 2001 года № 341 «О целевом усовершенствовании мобилизационных работников, медицинского персонала специальных формирований медицинской службы гражданской обороны»
22. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 9 июня 2003 года № 230 «Об утверждении штатных нормативов служащих и рабочих государственных и муниципальных учреждений здравоохранения и служащих централизованных бухгалтерий при государственных и муниципальных учреждений здравоохранения»
23. Приказ МО РФ от 20 августа 2003 г. N 200 «О порядке проведения Военно-врачебной экспертизы»
24. Методические рекомендации по организации и ведению воинского учета и бронированию граждан, пребывающих в запасе, и работающих в учреждениях, организациях и на предприятиях Министерства здравоохранения Российской Федерации (г. Москва, 1999 г.)
25. Мобилизационная подготовка экономики Российской Федерации, Москва 2000.
26. Сборник нормативно-правовых и методических документов по вопросам мобилизационной подготовки и медицинской службы гражданской обороны. Москва. «ИнтерСЭН»2001.
Введение
Изучая опыт работы Советской военной медицины в годы Великой Отечественной войны можно сделать следующие выводы:
1. Организованная массовая эвакуация раненых и больных в тыл страны возникла в войнах XIX столетия как мероприятие, необходимое для освобождения действующей армии от большого количества раненых и больных, сковывавших ее действия, и, пройдя тернистый путь совершенствования в условиях смены социальных систем, развития медицинской науки, железнодорожного и других видов транспорта, материально-технической базы военного и гражданского здравоохранения, получила окончательное теоретическое и организационно-штатное оформление в сороковых годах XX века в виде системы этапного лечения раненых и больных с эвакуацией их по назначению, основанной на принципах единой военно-полевой медицинской доктрины.
2. Опыт Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. подтвердил жизненность системы этапного лечения раненых и больных с эвакуацией их по назначению. ЭГ НКЗ как конечный этап медицинской эвакуации для наиболее тяжелых контингентов раненых и больных, лечение которых не могло быть закончено в госпитальных базах армий и фронтов, внесли весьма существенный вклад в дело сохранения жизни раненых и больных и восстановления их бое - и трудоспособности в тяжелых условиях военного времени. В ЭГ тыла страны за годы войны было эвакуировано 7 705 968 раненых и больных (38,8 % от числа санитарных потерь), из которых возвращено в строй 3 552 760 человек (46,1 % от числа лечившихся в ЭГ). Летальность в ГБТС составила за войну 0,89 % среди пораженных в боях и 5,13 % среди больных. Успешному решению задач по лечению раненых и больных в тылу страны способствовало организованное на основе взаимодействия тесное рабочее сотрудничество на всех уровнях органов НКЗ СССР и ГВСУ Красной Армии, партийных и советских органов, ВЦСПС и общественных организаций.
3. Руководство всеми сторонами деятельности эвакуационных госпиталей тыла страны осуществлялось одновременно двумя органами управления: управлениями МЭП и отделами (управлениями) ЭГ НКЗ или ВЦСПС. Однако из-за маломощности гражданских органов управления ЭГ основные функции по руководству деятельностью ГБТС вынуждены были взять на себя управления МЭП, далеко выходя за рамки задач, стоящих перед ними, особенно в вопросах организации лечебно-диагностической работы. Но двойственное подчинение ЭГ и нечеткое разграничение функций между военными и гражданскими органами управления, которые часто находились в разных областях, приводило к несогласованности в действиях и параллелизму в работе, противоречиям в силу как объективных, так и субъективных причин, что в итоге отрицательно сказывалось на результатах работы ГБТС.
За годы, прошедшие после Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, принципиальных изменений в порядке формирования и использования специальных формирований здравоохранения не произошло. Менялись только типы тыловых госпиталей, перерабатывались штаты и табели к штатам, совершенствовались вопросы их мобилизационной подготовки и мобилизации.
Как известно, до 1986 года органами гражданского здравоохранения в интересах медицинской службы ВС планировалось развертывание двенадцати типов тыловых госпиталей: нейрохирургические; для раненых в грудь и живот; для раненых в бедро и крупные суставы; для обожженных; для раненых с повреждением опорно-двигательного аппарата; нуждающихся в протезировании; для раненых с повреждением костей плеча, предплечья и голени; женские смешанные; терапевтические; для больных туберкулезом; нервно-психиатрические; сортировочные (штат № 027/2 1968 года). Их организационно-штатная структура была разработана с учетом приема контингентов раненых и больных, поступающих из госпитальных баз фронтов и получивших там квалифицированную и специализированную медицинскую помощь. Поэтому большинство тыловых госпиталей не были способны обеспечить прием и оказание квалифицированной медицинской помощи раненым и больным, поступающим непосредственно из войск ВО ВВ. Поступление же этих контингентов раненых и больных, по опыту учений, может достигать 30% от общего числа поступивших в ТГМЗ. Совершенно очевидно, что лишь малая часть тыловых госпиталей старой организации могла справиться с оказанием квалифицированной медицинской помощи при поступлении такого количества раненых и больных из очагов массового поражения на территории ВО ВВ.
Исходя из этого, можно сделать вывод, что структура коечного фонда ТГМЗ в целом по стране и по отдельным ее регионам, а также внутри каждой госпитальной базы тыла страны должна определяться возможной структурой входящего потока раненых и больных, как из действующей армии, так и из войск ВО ВВ.
Однако опыт исследовательских учений показывал, что в условиях современной войны это соответствие может резко нарушиться из-за массового поступления раненых и больных в отдельные тыловые госпитали из очагов СП, возникших на территории военного округа военного времени (далее ВО ВВ). При этом удельный вес раненых и больных, поступающих из действующей армии, может составлять 70 – 80%, а из войск и объектов военного округа военного времени – 20-30%.
На исследовательских учениях с профессорско-преподавательским составом ВМедА в 1988 году в целом было подтверждено соответствие структуры поступающих в ТГМЗ контингентов раненых и больных создаваемой структуре коечного фонда современных госпитальных баз тыла страны.
Вопрос 1 Роль и место ТГЗ в современной системе ЛЭМ
Изучение опыта военной медицины в послевоенное время свидетельствуют о том, что СФЗ, прежде всего, тыловые госпитали были и являются важным звеном в системе медицинского обеспечения войск и не утратили своей роли и значения в современных условиях.
Эвакуация раненых и больных в тыловые госпитали здравоохранения РФ в условиях современной войны может быть представлена как комплекс организационных, медицинских и технических мероприятий по отбору и подготовке раненых и больных к эвакуации, погрузке их в транспортные средства, оказанию медицинской помощи и уходу за ранеными и больными в пути следования, разгрузке транспортных средств в пунктах назначения и доставке раненых и больных в соответствующие ТГЗ.
По современным представлениям эвакуации из госпитальных баз фронтов в ТГЗ подлежат, раненые и больные, которые после окончания лечения не могут быть возвращены в строй (независимо от продолжительности лечения), а также раненые и больные, нуждающиеся в длительном лечении, превышающем установленные для ГБФ сроки.
Объем и сроки медицинской эвакуации раненых и больных во внутренние районы страны будут зависеть не только от величины и структуры санитарных потерь, но и от обстановки на фронтах, состояния развернутой в глубине страны коечной сети, эвакуационных возможностей транспортных коммуникаций, наличия санитарно-транспортных средств и т.д.
В 1943-1944 годах число эвакуируемых из ГБФ составляло в среднем 1,5 миллиона человек в год. В современных условиях, по данным учений и результатам специальных исследований, в случае перехода к применению сторонами ядерного оружия, эвакуации в ТГЗ будут подлежать 30 - 45 % раненых и больных в зависимости от сроков лечения, установленных для ГБФ.
При ведении операций с применением обычных видов оружия эти показатели могут быть значительно выше и, соответственно, равняться 50 – 70 и более процентов.
Возможные сроки готовности раненых и больных к эвакуации из ГБФ в тыл страны в современных войнах будут определяться тяжестью ранения (поражения), временем, необходимым для подготовки раненых и больных к эвакуации и установления прогноза, видом эвакуационно-транспортных средств. Согласно "Руководству по эвакуации раненых и больных из госпитальных баз фронтов в тыловые госпитали Министерства здравоохранения" для значительной части раненых и больных эвакуация за пределы фронта ВСП и СТС может быть начата с 5-7 суток после их поступления в ГБФ, эвакуация авиационным транспортом - со 2-3 суток.
В современной системе лечебно-эвакуационных мероприятий в организации эвакуации раненых и больных принимают участие: во фронте - военно-медицинское управление, ЭП(ф), управления ГБФ; во внутреннем районе страны - эвакуационные пункты распределительные, местные, перегрузочных районов, медицинская служба ВО ВВ (территориального командования). Общее руководство эвакуацией раненых и больных в ТГЗ осуществляется ГВМУ МО. Кроме органов управления к эвакуации раненых и больных привлекается большое количество сил и средств как военного, так и гражданского ведомств. В связи с этим успешное решение задач по эвакуации раненых и больных из ГБФ в ТГЗ возможно только при четкой организации взаимодействия между органами управления здравоохранения, военно-медицинской службы, службы военных сообщений, МЧС, местных органов власти и т.д.
В общей системе эвакуации раненых и больных в ТГЗ военно-медицинское управление фронта планирует эвакуацию раненых и больных из ГБФ, представляет донесения в ГВМУ МО о количестве и структуре раненых и больных, подготовленных к эвакуации, и представляет заявки в службу военных сообщений фронта для эвакуации, а также контролирует организацию эвакуации за пределы фронта.
На госпитальные базы возлагаются чрезвычайно сложные и ответственные задачи по отбору и подготовке раненых и больных к эвакуации в предельно сжатые сроки, так как массовая эвакуация за пределы фронта начинается с 5-7 суток операции. Кроме того, управления госпитальных баз организуют развертывание прирельсовых (приаэродромных) эвакоприемников своими силами и средствами, обеспечивают доставку раненых и больных к местам погрузки и погрузку раненых и больных в транспортные средства, если ЭП фронта возлагает на них эту задачу.
Непосредственное руководство эвакуацией раненых и больных из ГБФ осуществляет ЭП(ф), который организует отбор и подготовку раненых и больных, развертывание эвакуационных приемников, доставку в них раненых и больных и погрузку на санитарно-транспортные средства.
Подготовка раненых и больных к эвакуации включает выполнение следующих обязательных требований:
- завершения оказания раненому (больному) квалифицированной и специализированной медицинской помощи;
- замену транспортной иммобилизации на лечебную (гипсовую повязку, аппарат для внеочаговой фиксации, остеосинтез переломов);
- проведение медицинских мероприятий, обеспечивающих транспортабельное состояние раненых и больных с учетом условий транспортировки и длительность эвакуации (восполнение кровопотери, стойкое купирование болевого синдрома и психомоторного возбуждения, детоксикационная терапия и др.);
- проведение полной санитарной обработки раненого (больного);
- оформление медицинских документов эвакуируемого (истории болезни, эвакуационного конверта);
- выдачу раненым и больным продовольственного, вещевого и денежного аттестатов;
- выдачу личных вещей, орденов и медалей, принадлежащих эвакуируемому;
- экипировку эвакуируемого (выдачу обмундирования в соответствии со временем года и погодой).
В целях обеспечения преемственности в лечении раненых и больных в переводном эпикризе истории болезни указываются время поступления в госпиталь, диагноз основного и сопутствующего ранения (заболевания), выполненные в госпитале лечебные мероприятия (оперативные вмешательства), послеоперационное течение, данные объективных исследований, обоснование перевода в ТГМЗ, необходимые медицинские мероприятия в пути следования.
В современной системе этапного лечения с эвакуацией по назначению важное место занимают местные эвакуационные пункты – это орган управления эвакуацией раненых и больных, с которым руководители СФЗ будут осуществлять наиболее тесное взаимодействие в процессе своей работы.
Местный эвакуационный пункт (МЭП) является территориальным органом управления медицинской службы, предназначенным для организации приема раненых и больных, эвакуируемых из госпитальных баз фронтов, флотов, войск военного округа военного времени, соединений и частей родов войск и видов Вооруженных Сил, дислоцированных на территории ВО ВВ, и войск, проходящих по его территории, доставки поступающих раненых и больных в тыловые госпитали МЗ и оперативного руководства деятельностью тыловых госпиталей. МЭП непосредственно подчинён начальнику медицинской службы ВО ВВ, на территории которого расположены приписанные к нему ТГЗ
(Принципиальная схема эвакуации раненых и больных из ГБФ в ТГЗ приведена на рисунке).
По современным взглядам на лечение в ТГЗ будут направляться наиболее тяжелые контингенты раненых и больных (см. выше), причем, многие из них будут иметь сочетанные ранения (плечо и грудь, бедро и живот и т.д.) или комбинированные поражения (огнестрельные ранения с поражением ОВ, поражения ионизирующим излучением и травма и др.).
Чтобы понять сложность возлагаемых на ТГЗ задач, мы считаем целесообразным рассмотреть тот контингент раненых и больных, который может быть эвакуирован из ГБФ и поступить на лечение в госпитали.
1. Из числа раненых нейрохирургического профиля:
- раненые после операции трепанации черепа с образованием значительных костных дефектов;
- раненые с последствиями инфекционных осложнений проникающих ранений черепа и головного мозга;
- раненые с остеомиелитом костей черепа;
- раненые с неудаленными инородными телами в полости черепа;
- раненые с последствиями тяжелой закрытой травмы мозга и выраженными неврологическими нарушениями;
- раненые с повреждениями спинного мозга и позвоночника.
2. При ранениях лор-органов:
- раненые с тяжелыми повреждениями лор-органов, нуждающиеся в многоэтапных пластических операциях (отрывы ушных раковин и большей части наружного носа, ранения глотки, гортани и трахеи, после операций шейной медиастинотомии и ларингофиссуры);
- раненые с наличием инородных труднодоступных тел, вызывающих функциональные расстройства лор-органов;
- лица с тяжелыми формами баротравмы при упорных слуховых и вестибулярных расстройствах;
- раненые и больные при наличии гнойных осложнений в виде рецидивирующих абсцессов, флегмон и остеомиелитов, требующих длительного лечения; при развитии хронической гнойной инфекции у контуженных (гнойные отиты, синуситы).
3. Из числа раненых в челюстно-лицевую область:
- раненные в челюстно-лицевую область, имеющие обширные дефекты костных и мягких тканей с выраженными анатомическими и функциональными нарушениями;
- раненые с множественными переломами челюстей, с выраженными расстройствами функции жевания, глотания и речи;
- раненые с обширными глубокими ожогами лица (IIIа и IIIб степени);
- раненые с повреждениями челюстно-лицевой области, осложненными остеомиелитом или стойкой контрактурой.
4. При ранениях и травмах органа зрения:
- раненые с двухсторонними прободными ранениями глазного яблока, осложненными: разрушением или полным помутнением хрусталика; кровоизлиянием в стекловидное тело или формированием в нем тяжей и мембран; отслойкой сетчатки или подозрением на нее;
- раненые с ранениями глазницы, сопровождающимися грубой деформацией ее стенок, смещением глазного яблока и стойкой (более двух недель) диплопией;
- раненые после энуклеации разрушенного глазного яблока, если ранение сочеталось с повреждением и грубой деформацией стенок глазницы;
- раненые при контузии с разрывом и деформацией оболочек глазного яблока, кровоизлияниями в полость глаза;
- раненые с тяжелыми двухсторонними ожогами глазного яблока и век;
- раненые с ожогами макулярной области обоих глаз световым излучением ядерного взрыва;
- раненые при заболеваниях глаз (иридоциклит, неврит зрительного нерва, флегмона глазницы), требующих длительного лечения или имеющих неясный, сомнительный прогноз.
5. При ранениях и травмах груди:
- раненые с проникающими ранениями груди и проведенной операции широкой торакотомии;
- раненые с сочетанными торакоабдоминальными ранениями;
- раненые с наличием инородных тел в корне легкого и средостении;
- раненые с различными осложнениями ранений и при закрытых травмах: бронхиальный свищ, ограниченная эмпиема плевры, абсцесс легкого и другие.
6. При ранениях и травмах живота:
- раненые после лапаротомии при наличии осложнений, требующих хирургического лечения (кишечный, каловый свищ и др.);
- раненые с тяжелыми нарушениями функций органов пищеварения после перенесенных оперативных вмешательств.
- Возможные сроки готовности к эвакуации раненых в живот: при эвакуации железнодорожными (автомобильными, морскими) транспортными средствами – не ранее 10 – 15 суток после операции, авиационными средствами транспортными средствами – 3 – 4 суток.
7. При ранениях и травмах мочеполовой системы:
- раненые с повреждениями почек, осложненными воспалительным процессом, мочевыми свищами и нарушениями функции органа;
- раненые с повреждениями мочеиспускательного канала, сопровождающимися нарушением мочеиспускания;
- раненые с обширными повреждениями наружных половых органов, требующими восстановительного оперативного лечения.
8. При ранениях и повреждениях длинных трубчатых костей, крупных суставов, костей таза:
- раненые с ампутацией конечностей на любом уровне;
- раненые с переломами бедренной, плечевой, большеберцовой костей, обеих костей предплечья;
- раненые с ранениями (разрушениями) суставных поверхностей тазобедренного, коленного, плечевого и локтевого суставов;
- раненые с переломами костей таза, сопровождающимися нарушениями целостности тазового кольца;
- раненые с повреждениями магистральных кровеносных сосудов и нервных стволов.
9. При ожогах:
- глубоких поражений кожного покрова площадью свыше 10% поверхности тела;
- глубоких ожогов лица и функционально важных и высоко активных областей тела (кисть, стопа, промежность, крупные суставы).
10. Из числа пораженных ионизирующим излучением:
- лица с острой лучевой болезнью третьей степени после купирования проявлений первичной реакции и достаточно надежного установления степени тяжести поражения.
11. Из числа пораженных 0В:
- тяжелопораженные фосфорорганическими веществами при развитии у них тяжелых соматических (абсцедирующие пневмонии) или неврологических осложнений (токсические полиневриты, интоксикационные энцефаломиелопатии, психоорганический синдром, затяжные астеноневротические состояния);
- пораженные ипритами с абсцедирующими пневмониям, выраженными анемиями и значительным упадком питания;
- пораженные окисью углерода со стойкими органическими изменениями центральной нервной системы.
12. Из числа пораженных ботулотоксином
· эвакуации в ТГЗ подлежат лица, имеющие абсцедирующую пневмонию или стойкие неврологические осложнения (периферические полиневриты, затяжные астенические состояния).
13. Из числа больных:
- больные активной формой туберкулеза легких;
- больные абсцедирующей пневмонией;
- больные с обострением хронической пневмонии II-III стадии;
- больные с гипертонической болезнью III стадии;
- больные с тяжелыми формами ишемической болезни сердца;
- больные с ревмокардитом в активной фазе;
- больные с затяжной формой острого диффузионного гломерулонефрита, а также с обострением хронического гломерулонефрита;
- больные с хроническим пиелонефритом при нарушении концентрационной или азотовыделительной функции почек;
- больные с заболеваниями системы крови и диффузными заболеваниями соединительной ткани;
- больные с тяжелыми формами эндокринных заболеваний (сахарный диабет, тиреотоксический зоб);
- больные с распространенными дерматозами (экзема, нейродерматит, пузырчатка, псориаз).
14. Из числа раненых и больных психоневрологического профиля:
- больные с тяжелыми формами закрытой травмы головного мозга, сопровождающимися параличами, парезами, судорожными припадками;
- пораженные ФОВ и ботулотоксином с выраженными и стойкими неврологическими (полиневриты, очаговые поражения ЦНС) и психическими (нарушения интеллекта и памяти) расстройствами;
- больные с затяжными реактивными состояниями и психозами (депрессией, бредом, псевдодеменцией);
- больные эпилепсией с психическими нарушениями;
- больные с органическими заболеваниями ЦНС;
- больные с последствиями заболеваний периферических нервов, сопровождающиеся глубоким нарушением функций;
- больные с затяжными симптоматическими психозами;
- больные с органическими инфекционными психозами с затяжным течением.
15. Из числа женщин-военнослужащих эвакуации в ТГЗ подлежат раненые и больные с вышеперечисленными ранениями (заболеваниями), а также раненые, имеющие:
- сочетанные ранения и травмы органов женской половой сферы живота;
- с осложнениями проникающих ранений живота, тупой травмы и повреждением внутренних органов, требующих хирургического лечения (кишечные свищи, каловые свищи);
- сочетанные ранения и травмы женских гениталий и органов мочеполовой системы;
- обширные ранения (повреждения) женских наружных половых органов, требующих восстановительного лечения.
Из числа больных женщин-военнослужащих эвакуации в ТГЗ подлежат:
- гинекологические больные с рецидивирующими хроническими воспалительными заболеваниями внутренних половых органов, при наличии опухолевого процесса, недержания мочи;
- беременные со сроком беременности 32 недели и более;
- родильницы (с 6 дня после родов).