Тема: Основы реформирования здравоохранения

Реформа – естественное состояние здравоохранения (ВОЗ, Люблинская хартия, 1967. Принципы здравоохранения: этические ценности, улучшение здоровья, улучшение качества, приоритет ПМСП, справедливость, равенство, гуманизм, улучшение финансирования).

Побудительные причины:

§ недостаток финансирования,

§ рост затрат,

§ трудности национальной экономики,

§ трудности в системе здравоохранения,

§ неудовлетворенность,

§ профессионализм и компетентность руководства.

Изменения:целенаправленные, динамичные, устойчивые, постоянные, системно структурные.

Условия реформирования:

· структура и состояние экономики,

· политика в здравоохранении,

· состояние самостоятельной системы здравоохранения а) материально-техническая база: текущее содержание и ремонт – 10% учреждений здравоохранения если не ремонтировать, то их содержание обойдется дороже, чем строительство; рациональное использование имеющихся помещений; прогрессивный налог на медицинское оборудование (с 5 года использования – он больше, чем стоимость оборудования); б) людские ресурсы – много медицинского персонала (избыточная специализация, дублирование персонала), в) программа оценки средней продолжительности, социальные болезни, г) программа лекарственного обеспечения, д) медико-социальные приоритеты (СССР 4,9 на 10 тыс. социальные койки)

Уровни реформирования:

· глобальный,

· национальный,

· региональный,

Категории (по ВОЗ):

· граждане,

· гражданское население объединенное по социальным интересам,

· политическая элита,

· работники здравоохранения,

Факторы влияющие на реформирование:

1) форма здравоохранения (централизация, децентрализация, приватизация);

2) свобода выбора и участие граждан;

3) роль государства в системе охраны здоровья.

Их развитие:

1-ое состояние,

- стратегические решения в области ресурсов,

- меры в области санитарного надзора и экспертизы,

- мониторинг анализа служб здравоохранения.

2-ое состояние:

- через органы местного самоуправления (комиссии по здравоохранению),

- общественные организации (ассоциации).

3-е состояние:

- разработка национальных и государственных программ;

- создание благоприятной среды обитания (через социально-гигиенический мониторинг);

- усиление общественной активности;

- развитие личных умений и знаний.

Преимущества централизованной формы:

- высокая степень доступности,

- равенство,

- высокий статус и значение государственных учреждений,

- политические решения в пользу определенных социальных групп,

- высокая роль центральных организаций в управлении.

Децентрализация (преимущества):

- гибкость и быстрота реагирования,

- объективность анализа и постоянный поиск эффективных решений,

- высокий уровень мотиваций.

Децентрализация (недостатки):

- высокая специализация и дробление служб,

- снижение доступности,

- отсутствие равенства.

Реформы:

I группа - направлена на решение недостаточности ресурсов.

1. В системе здравоохранения:

1.1. сдерживание расходов (через нормирование доступа к медицинской помощи),

1.2. сокращение коек (политические причины, людские ресурсы). (Приведение к санитарным нормам площади на 1 койку: есть 3-4 на 1, надо 7-8 м2),

1.3. сокращение и видоизменение ЛПУ (47% в ПМСП составляют фельдшерская и сестринская помощь).

1.4. сокращение медицинских кадров,

1.5. разработка поощрения медицинских работников,

1.6. контроль за оплатой труда (10% работников здравоохранения работают на 2 ставки).

2. Роль механизма личных оплат:

- развитие платных услуг,

- соучастие в оплате (бланки больничного листа),

- доплаты врачу (до 25% во всех странах, кроме Германии).

3. Постановка и изменение приоритетов через реализацию государственных программ.

II группа - реформы финансовой устойчивости.

Она реализуется на уровне руководства и политической элиты:

- законодательное определение выделения финансовых и других ресурсов,

- привлечение дополнительных средств в здравоохранении (через налоговое законодательство и правительственные документы)

III группа - реформы направленные на эффективное использование ресурсов:

- определение медицинских стандартов (ксг, кру, государственные программы),

- эффективное распределение ресурсов,

- система оплаты труда (в мире – ретроспективная, в Беларуси - проспективная),

- экономически эффективное обеспечение населения лекарствами (сдерживание доступа; льготное обеспечение; создание химических, а не коммерческих названий – мероприятия в области налогов на лекарства, компенсация выплат на лекарства).

IV группа - обеспечивает доступность и качество медицинской помощи:

- улучшение результатов и качества лечения (больной не должен иметь свободного времени),

- лицензирование (с 1994 г. все ЛПУ должны иметь лицензию),

- аккредитация,

- структурная реорганизация взаимоотношений стационар - поликлиника – скорая медицинская помощь (госпитализация контролируется государством, например, Франция - госпитализация разрешение страхового контролера; Австрия – госпитализация, обеды на дому; за рубежом, парамедицинская помощь улучшила скорую помощь).

- приоритет ПМСП,

- улучшение квалификации медицинского персонала (аттестация, квалификация, категория).

Постановление Совета Министров Республики Беларусь № 1276 от 8 октября 2003 г. О концепции развития здравоохранения Республики Беларусь.

Наши рекомендации