Тема: Основы реформирования здравоохранения
Реформа – естественное состояние здравоохранения (ВОЗ, Люблинская хартия, 1967. Принципы здравоохранения: этические ценности, улучшение здоровья, улучшение качества, приоритет ПМСП, справедливость, равенство, гуманизм, улучшение финансирования).
Побудительные причины:
§ недостаток финансирования,
§ рост затрат,
§ трудности национальной экономики,
§ трудности в системе здравоохранения,
§ неудовлетворенность,
§ профессионализм и компетентность руководства.
Изменения:целенаправленные, динамичные, устойчивые, постоянные, системно структурные.
Условия реформирования:
· структура и состояние экономики,
· политика в здравоохранении,
· состояние самостоятельной системы здравоохранения а) материально-техническая база: текущее содержание и ремонт – 10% учреждений здравоохранения если не ремонтировать, то их содержание обойдется дороже, чем строительство; рациональное использование имеющихся помещений; прогрессивный налог на медицинское оборудование (с 5 года использования – он больше, чем стоимость оборудования); б) людские ресурсы – много медицинского персонала (избыточная специализация, дублирование персонала), в) программа оценки средней продолжительности, социальные болезни, г) программа лекарственного обеспечения, д) медико-социальные приоритеты (СССР 4,9 на 10 тыс. социальные койки)
Уровни реформирования:
· глобальный,
· национальный,
· региональный,
Категории (по ВОЗ):
· граждане,
· гражданское население объединенное по социальным интересам,
· политическая элита,
· работники здравоохранения,
Факторы влияющие на реформирование:
1) форма здравоохранения (централизация, децентрализация, приватизация);
2) свобода выбора и участие граждан;
3) роль государства в системе охраны здоровья.
Их развитие:
1-ое состояние,
- стратегические решения в области ресурсов,
- меры в области санитарного надзора и экспертизы,
- мониторинг анализа служб здравоохранения.
2-ое состояние:
- через органы местного самоуправления (комиссии по здравоохранению),
- общественные организации (ассоциации).
3-е состояние:
- разработка национальных и государственных программ;
- создание благоприятной среды обитания (через социально-гигиенический мониторинг);
- усиление общественной активности;
- развитие личных умений и знаний.
Преимущества централизованной формы:
- высокая степень доступности,
- равенство,
- высокий статус и значение государственных учреждений,
- политические решения в пользу определенных социальных групп,
- высокая роль центральных организаций в управлении.
Децентрализация (преимущества):
- гибкость и быстрота реагирования,
- объективность анализа и постоянный поиск эффективных решений,
- высокий уровень мотиваций.
Децентрализация (недостатки):
- высокая специализация и дробление служб,
- снижение доступности,
- отсутствие равенства.
Реформы:
I группа - направлена на решение недостаточности ресурсов.
1. В системе здравоохранения:
1.1. сдерживание расходов (через нормирование доступа к медицинской помощи),
1.2. сокращение коек (политические причины, людские ресурсы). (Приведение к санитарным нормам площади на 1 койку: есть 3-4 на 1, надо 7-8 м2),
1.3. сокращение и видоизменение ЛПУ (47% в ПМСП составляют фельдшерская и сестринская помощь).
1.4. сокращение медицинских кадров,
1.5. разработка поощрения медицинских работников,
1.6. контроль за оплатой труда (10% работников здравоохранения работают на 2 ставки).
2. Роль механизма личных оплат:
- развитие платных услуг,
- соучастие в оплате (бланки больничного листа),
- доплаты врачу (до 25% во всех странах, кроме Германии).
3. Постановка и изменение приоритетов через реализацию государственных программ.
II группа - реформы финансовой устойчивости.
Она реализуется на уровне руководства и политической элиты:
- законодательное определение выделения финансовых и других ресурсов,
- привлечение дополнительных средств в здравоохранении (через налоговое законодательство и правительственные документы)
III группа - реформы направленные на эффективное использование ресурсов:
- определение медицинских стандартов (ксг, кру, государственные программы),
- эффективное распределение ресурсов,
- система оплаты труда (в мире – ретроспективная, в Беларуси - проспективная),
- экономически эффективное обеспечение населения лекарствами (сдерживание доступа; льготное обеспечение; создание химических, а не коммерческих названий – мероприятия в области налогов на лекарства, компенсация выплат на лекарства).
IV группа - обеспечивает доступность и качество медицинской помощи:
- улучшение результатов и качества лечения (больной не должен иметь свободного времени),
- лицензирование (с 1994 г. все ЛПУ должны иметь лицензию),
- аккредитация,
- структурная реорганизация взаимоотношений стационар - поликлиника – скорая медицинская помощь (госпитализация контролируется государством, например, Франция - госпитализация разрешение страхового контролера; Австрия – госпитализация, обеды на дому; за рубежом, парамедицинская помощь улучшила скорую помощь).
- приоритет ПМСП,
- улучшение квалификации медицинского персонала (аттестация, квалификация, категория).
Постановление Совета Министров Республики Беларусь № 1276 от 8 октября 2003 г. О концепции развития здравоохранения Республики Беларусь.