Упражнения для самостоятельной работы. 1.Определите окраску, отмеченную в терминах:
1.Определите окраску, отмеченную в терминах:
melanoma, melanuria, melanodermia, melanosis, melancholia (депрессивный, или меланхолический синдром, характеризующийся эмоциональной и интеллектуальной угнетенностью: развивающееся без повода угнетенное, мрачное настроение, общее замедление и затруднение мышления, задержка волевых функций и т.д.), xanthochromia, xanthodermia, xanthoma, xanthomatosis, xanthopsia, xanthosis, leucoma (бельмо – белое непрозрачное пятно на роговице, белый рубец; возникает всл. травматического повреждения или образования рубца после тяжелого воспалительного процесса в роговице: кератит, трахома, язва), leuconychia (образование белых пятен на ногтях), leucopathia(частичное или полное отсутствие кожного пигмента), leucopenia (уменьшение числа лейкоцитов), leucosis (сокращенное сборное название лейкемических перерождений),leucotrichia (поседение волос или седые волосы всл. врожденного отсутствия пигмента в волосах), leukaemia (системное заболевание, характеризующееся прогрессивным разрастанием образующих лейкоциты тканей – миелоидной или лимфоидной –, сопровождающимся сверхпродукцией лейкоцитов), erythrodermia, erythema (ограниченное или диффузное покраснение кожи всл. Активной гиперемии, возникающей по разл. причинам: нагревание, действие солнечных лучей, химическое или механическое раздражение), erythrocyti, erythrocytosis, erythropsia, erythrophobia, poliomyelitis, polioencephalitis, chlorosis («бледная немочь» – первичная ювенильная железодефицитная анемия), chloroma (злокачественное новообразование в костях головы, позвоночника и ребер, зеленоватого цвета на разрезе), chlorodontia, сyanosis, cyanuria.
2.Объясните термины, образованные с помощью следующих ТЭ:
neo: neoplasia, neoplasma, neonatus, neologismus;
xeno: xenotransplantatio, xenophobia, xenophilia;
xero: xerophthalmia, xerocheilia, xerostomia, xerodermia, xeroderma;
hetero: heterogenus, heteromorphus, heteroplasia, heterotopia, heterotropia, heteroplastica;
aniso: anisometropia, anisocyti;
micro: microbiologia, microscopus, microcyti, micrognathia, microorganismus, microphagus, microsphygmia (нитевидный пульс, постоянно малый);
macro: macrostomia, macrognathia, macrogenia, macrocheilia, macrocephalia, macroglossia, macromastia;
thermo: thermoplegia, thermophilia, thermotherapia, thermometria, thermanaesthesia, thermalis, thermolabilis (неустойчивый к нагреванию), thermostabilis (теплоустойчивый);
poly: polyarthritis, polydipsia (патологическое усиление жажды), polymorphus, polymyositis, polyphagia (прожорливость: симптом декомпенсированной сахарной болезни diabetes mellitus), polypus(опухолевидное гиперпластическое образование слизистой оболочки), polysialia;
allo: allotransplantatio, alloplastica (пересадка инородных тел в организм, например: золота, слоновой кости, пластмасс и т.п.), allergia, allopathia (этим термином обозначают методы лечения, применяемые официальной медициной, противоположные применяемым в гомеопатии);
pan: pandemia, panhidrosis, pancarditis, panarthritis, panarteriitis;
tachy: tachypnoe, tachycardia, tachysphygmia;
brady: bradycardia, bradykinesia, bradylalia (замедленная, но правильно координированная речь); bradypnoe;
pyr: pyreticus (лихорадочный, с повышенной температурой); pyrotherapia, pyrogenus, pyrosis (изжога);
cryo: cryotherapia, cryaesthesia;
hemi: hemiparesis, hemiplegia, hemialgia, hemianaesthesia, hemispasmus (судорожное сокращение мускулатуры одной половины лица или половины мускулатуры рта с одновременным отклонением языка к больной стороне, или одной или нескольких мышц на одной стороне тела);
ortho: orthopaedia, orthopnoe, orthodontia;
pseudo: pseudoanaemia, pseudoicterus;
tele: teleangiectasia (стойкое расширение капилляров или самых мелких конечных сосудов, образующее темно-красное пятно на коже или слизистой оболочке); telepathia, teleroentgenographia, televisio, telephonia.
3.Напишите на латинском языке. Определите способы образования терминов. Объясните их значение:
Гомогенный, гетерогенный, литотомия, гиперсаливация, термофильный, тахикардия, соматогенный, психогенный, феминизация, маскулинизация, ксенофобия, пиодермия, ксенотрансплантация, уремия, андрофобия, пролиферация, генерализация, амфодонтоз, дизонтогенез, гомеостаз, одонтолитиаз, инкапсуляция, имплантация, гетерохромия, неоплазма, неофобия, неонатология, меланома, гомеостаз, гипоксия, цианоз, гетероморфоз, некротомия, аллергия, фармакотерпия, изомер, телепатия, фиброматоз, лейкоцитоз, цианодермия, хлородонтия.
4.Напишите термины на латинском языке. Объясните образование и значение каждого слова, входящего в многословный клинический термин.
Пародонтальная киста, симптоматический гингивит, сенильная глаукома, ювенильная энцефалопатия, патогенные клетки, экзематозная кожа, язвенно-некротический стоматит, травматическая окклюзия, рецидивирующая саркома, медикаментозная обтурация, спастическое состояние, коагуляционный некроз, экстракция зуба мудрости, мутационная деформация, дистрофия эмали, имперфектный дентиногенез, антенатальный одонтогенез, очаговая дисплазия молочных зубов, ретроградный пульпит, атрофия пародонта, генерализованный пародонтоз, гиперэстезия пародонта, хронический лейкоцитоз, эндогенный гемостаз, канцерогенный метастаз, одонтогенная атрофия, невралгия затылочного нерва, пародонтальный абсцесс, гингивальный полип, предраковый хейлит, эктодермальная дисплазия.
5.Прокомментируйте данные афоризмы:
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis –Дар речи дан всем, душевная мудрость – немногим.
Non enim paranda nobis solum, sed fruenda sapientia est – Нужно не только овладеть мудростью, но и уметь пользоваться ею.
Занятие 13