Задачи для самостоятельного решения

1.Частота гена неспособности человека ощущать вкус фенилтиомочевины среди некоторой части европейцев равна 0.5. Какова частота встречаемости лиц, не способных ощущать вкус фнилтиомочевины, в исследуемой популяции?

2.Пентозурия наследуется как аутосомно – рецессивный признак и встречается с частотой 1: 50 000. Определите частоты доминантного и рецессивного аллелей в популяции.

3.Галактоземия - наследственный дефект фермента, расщепляющего галактозу – определяется аутосомным рецессивным геном. Заболевание встречается в США с частотой 1 : 104 701, а в Австрии – с частотой 1 : 39 116. Определите частоты доминантного и рецессивного аллелей и количество гетерозиготных носителей гена галактоземии в обеих популяциях.

4.Выделение групповых антигенов крови со слюной и мочой определяется аутосомным рецессивным геном. Люди, групповые антигены которых обнаруживаются в жидкостях организма, называются секреторами и встречаются среди населения Китая и Японии в 40 % случаев. Определите генетическую структуру популяции.

5.В одном из американских городов, в его районе, населенном итальянскими переселенцами, в период с 1928 по 1942 г. среди 26 000 новорожденных детей оказалось 11 больных талассемией. Талассемия – наследственный дефект формы эритроцитов – определяется аутосомным доминантным геном с неполным доминированием. Гомозиготы по гену талассемии (генотип ТТ) имеют тяжелую форму заболевания и обычно умирают в возрасте до 5 лет. У гетерозигот заболевание не носит выраженной картины; гомозиготы с генотипом tt здоровы. Определите число гетерозигот в популяции.

6.Аниридия (отсутствие радужной оболочки) наследуется как аутосомный доминантный признак и встречается с частотой 1 : 10 000. Определите генетическую структуру популяции.

7.В районе с населением 500 000 проживает 10 больных ахондроплазией (аутосомно – доминантное наследование). Определить число гетерозигот в популяции.

8.Нейрофиброматоз – аутосомно – доминантное заболевание, встречающееся в Европе с частотой 0.4 на 1000 новорожденных. Определить частоту гена нейрофиброматоза в популяции.

9.Система групп крови Диего определяется двумя генами: D (лица, несущие его являются Диего – положительными) и d, рецессивным по отношению к D. Известно, что группа крови Диего является маркером монголоидной расы. Частота Диего – положительных людей среди японцев равна 10 %. Частота гена D среди индейцев Южной Америки равна 0.211. Определите генетическую структуру обеих популяций.

10.Система групп крови Лютеран определяется двумя генами Lua (лютеран – положительность)и lub (лютеран – отрицательность). Гетерозиготы Lua lub являются Лютеран – положительными. На западе Европы Лютеран – положительные люди составляют 8 % населения, а в Центральных районах – 11 %. Определите генетические структуры обеих популяций.

11.Подагра встречается у 2 % людей, обусловлена доминантным геном, а ее пенетрантность у мужчин равна 20 %, у женщин 0 %. Определите генетическую структуру популяции.

12.Ретинобластома определяется аутосомным доминантным геном со средней пенетрантностью 60 %. В Европе частота встречаемости больных людей равна 0.03 на 1000 населения. Определите частоту гена ретинобластомы в европейской популяции.

13.Популяция бобров состоит из черных и коричневых особей (ген черной окраски доминирует). При каких частотах генов черной и коричневой окраски число черных особей в популяции будет равно числу коричневых?

14.Имеются данные о распределении групп крови по системе АВО (в %):

Население 1 группа крови 2 группа крови 3 группа крови 4 группа крови
Германия 36.5 42.5 14.5 6.5
Индия 30.2 24.5 37.2 8.1
Китай 34.2 30.8 27.7  

МЕТОД РОДОСЛОВНЫХ

Один из важнейших методов медицинской генетики - составление родословных для семей с наследственной патологией .Большинство людей знает родственников своего поколения, и кроме того по восходящей линии поколения родителей и дедов, и по нисходящей – поколения детей (дети и племянники).

Если в семье есть наследственная патология, обычно известно, кто из родственников был болен. Это позволяет составить родословную семьи, включающую три – четыре поколения. Лицо, обратившееся в клинику и являющееся исходным пунктом для составления родословной называется пробандом. Желательно пользоваться сведениями, полученными не только от пробанда, но также и от нескольких его родственников, чтобы избежать ошибки. Сведения о родственниках по восходящей и нисходящей линии нужно получить с максимальной полнотой, особенно в той из восходящих линий, из которой исхо­дит патологический ген.

При составлении родословной в виде таблицы /см. схему/ пользуются условными знаками. Женщины обозначаются кругами, мужчины квадратами. Если пол того или другого родственника не указан - ставится ромб. Выкидыш или мертворож­денный ребенок обозначается кружком, квадратиком или ромбом малого размера. Больные члены семьи /речь идет об изучаемой патологии/ изображаются заштрихованными кругами или квадратами, здоровые - белыми. Если есть возможность установить, что здоровый член семьи гетерозиготный носитель болезни, то внутри соответствующей фигуры ставится точка. Пробанд выделяется стрелкой.

Фигуры в родословной располагаются по поколениям, каждое из которых занимает отдельную строку и обозначается в левой части строки римской цифрой. Все индивиды этого поколения обозначаются арабскими цифрами. Для обозначения родственных связей между членами родословной применяется следующие знаки. Горизонтальная линия, соединяю­щая круг с квадратом - линия брака. От нее отходит графическое "коро­мысло", к которому прикреплены снизу дети, родившиеся от этого брака. Близнецы обозначаются рядом расположенными Фигурами /кругами, квад­ратами/, подвешенными к одной общей точке коромысла. Женатые дети соединяются линиями брака со своими супругами. Чтобы обозначить, что у пары супругов было несколько детей, ставят ромб с цифрой внутри. Эта цифра обозначает число детей. На схеме № 1 изображена родо­словная включающая поколение пробанда /Ш/, два поколения по вос­ходящей линии (II и I) и одно поколение по нисходящей линии(IV). На схеме пробанд (III,5) здоровая женщина, обратившаяся в клинику по вопросу о прогнозе потомства, в связи с тем, что ее первый ре­бенок болен.

Родословную следует читать, начиная от пробанда. Родословную, изоб­раженную на схеме №1, нужно читать следующем образом. Мать и отец пробанда (II-5 и 6) и его сибсы (III-2,3,4) здоровы. В роду отца пробанда – (1-3,4,5 и 7) болезнь не отмечалась. В роду матери пробанда болели бабка (1-I) и дядя пробанда (II-1). Две тетки – близнецы II-2 и 3 и второй дядя (II-4) здоровы. У пробанда есть здоровый – брат(III-2), имеющий двух здоровых детей (IV-1). Родители мужа пробанда (II-9-10) здоровы.

В роду матери мужа (1-5 и 6, II-8) болезнь не отмечалась. Дед со стороны отца мужа (I-8) был болен. У сестры мужа(III-7) был мертво­рожденный ребенок (IV-3).

Схема№1

задачи для самостоятельного решения - student2.ru

Родословная показывает рецессивное наследование болезни и гетерозиготность пробанда и ее мужа.

Напомним, что при рецессивных болезнях больной - n, здоровый – N, гетерозиготность здоровых родственников в ряде случаев может быть установлена с полной достоверностью.
Ее можно установить:

а/ по фенотипу детей. Если хотя бы один ребенок имеет наслед­ственную патологию (генотип-nn), то оба его родителя имеют ген n. В нашей родословной этим путем установлена гетерозиготность про­банда и ее мужа (III-5,6);

б/ по фенотипу родителей. Если один из родителей болен (nn), то все его здоровые дети гетерозиготны(Nn).В нашей родословной этим путем установлена гетерозиготность шести особей второго поколения (II-2,3,4,5 и II-10,11). По отношению к остальным здоровым членам семьи, если они имели

по восходящей линии больного предка/например, деда/, можно вычислить вероятность их гетерозиготности. Если семья имеет очень редко встречающиеся ген, то вероят­ность того, что этот же ген будет внесен в родословную лица­ми, вступающими в брак с членами изучаемой семьи, очень мала. В таких случаях нередко родословную пишут упрощено, включая в нее только членов наследственно отягощенной семьи без их жен и мужей как это показано на схеме №2.

задачи для самостоятельного решения - student2.ru

Схема №2 показывает, что у больной паракератозом женщины (I–1) была больная дочь (II-1), родившая трех здоровых внучек /III—1 , 3, и 5/ и двух больных внуков /III-2 и 4/.Первый из них имел трех здоровых детей(IY-1,2 и 3), а второй – трех больных /1Y -4,5 и 6).

Одновременно с родословной составляется письменное приложение к ней, называемое «легендой» родословной. В легенду вписываются все сведения, которые могут оказаться полезными при анализе родословной, и заключения, вытекающие из ее изучения. При составлении легенды нужно использовать все источники информации о болезни и генетической ситуации в семье. В частности в легенду нужно включить:

1 / данные клинического и лабораторного исследования пробанда и дифференциальный диагноз болезни,

2/ результаты личного осмотра врачом больных и здоровых род­ственников пробанда,

3/ данные перекрестного опроса родственников пробанда, с сопо­ставлением полученных сведений

4/ сведения о родственниках, живущих в других городах./В некото­рых случаях/

5/ заключение о форме наследования признака

Схема родословной обязательно сопровождается описанием обозначений под рисунком - легендой, что исключает возможность неправильных толкований.

Обозначения применяемые в родословных:

 
  задачи для самостоятельного решения - student2.ru

Мужской пол

задачи для самостоятельного решения - student2.ru Женский пол

задачи для самостоятельного решения - student2.ru задачи для самостоятельного решения - student2.ru задачи для самостоятельного решения - student2.ru Супруги

задачи для самостоятельного решения - student2.ru задачи для самостоятельного решения - student2.ru задачи для самостоятельного решения - student2.ru Внебрачная связь

задачи для самостоятельного решения - student2.ru задачи для самостоятельного решения - student2.ru задачи для самостоятельного решения - student2.ru задачи для самостоятельного решения - student2.ru задачи для самостоятельного решения - student2.ru Дважды женатый

       
    задачи для самостоятельного решения - student2.ru
  задачи для самостоятельного решения - student2.ru
 

задачи для самостоятельного решения - student2.ru задачи для самостоятельного решения - student2.ru

задачи для самостоятельного решения - student2.ru задачи для самостоятельного решения - student2.ru задачи для самостоятельного решения - student2.ru задачи для самостоятельного решения - student2.ru задачи для самостоятельного решения - student2.ru задачи для самостоятельного решения - student2.ru задачи для самостоятельного решения - student2.ru Дети

задачи для самостоятельного решения - student2.ru задачи для самостоятельного решения - student2.ru задачи для самостоятельного решения - student2.ru задачи для самостоятельного решения - student2.ru Однояйцевые близнецы

       
  задачи для самостоятельного решения - student2.ru   задачи для самостоятельного решения - student2.ru

задачи для самостоятельного решения - student2.ru задачи для самостоятельного решения - student2.ru задачи для самостоятельного решения - student2.ru

задачи для самостоятельного решения - student2.ru задачи для самостоятельного решения - student2.ru Двуяйцевые близнецы

задачи для самостоятельного решения - student2.ru Интерсекс

задачи для самостоятельного решения - student2.ru Пол не выяснен

задачи для самостоятельного решения - student2.ru Пробанд

задачи для самостоятельного решения - student2.ru Больной с абортивной формой болезни

задачи для самостоятельного решения - student2.ru Фенотипически здоровый носитель рецессивного признака (гена)

задачи для самостоятельного решения - student2.ru Предполагаемый носитель рецессивного признака

задачи для самостоятельного решения - student2.ru задачи для самостоятельного решения - student2.ru Непроверенные данные

задачи для самостоятельного решения - student2.ru

Ребенок с уродствами

 
  задачи для самостоятельного решения - student2.ru

Умер в детстве задачи для самостоятельного решения - student2.ru !

Умер до 1 года

задачи для самостоятельного решения - student2.ru Медицинский аборт

Наши рекомендации