Задачи для самостоятельного решения

1. Рассчитайте сумму НДС на основании следующих данных:

· цена на подакцизный товар без учета косвенных налогов — 900 тыс. р.;

· акциз — 4 000 тыс. р.;

· ставка НДС — 20%.

2.Первоначальная стоимость основных средств составляет 1 598 тыс. р., амортизационные отчисления — 370,6 тыс. р. Предприятием данные основные средства проданы за 500 тыс. р. (в том числе НДС — 20%).

Рассчитайте НДС, исчисленный от реализации основных средств.

3. Выручка от реализации продукции с учетом НДС по ставке 20% — 3689,2 тыс. р. Налоговые вычеты в отчетном периоде составили 395,6 тыс. р. Рассчитайте сумму НДС, подлежащую уплате в бюджет.

4. Предприятием получена выручка в отчетном месяце от реализации товара (ставка НДС — 20%):

· трикотажных изделий — 200 000 р.;

· ниток полушерстяных — 120 000 р.;

· лекарственных препаратов — 60 000 р.;

· сумма НДС, уплаченная поставщикам в отчетном периоде, составила 30 000 тыс. р. Рассчитайте НДС, подлежащий уплате в бюджет.

5.Организация вырабатывает ликеро-водочную продукцию из собственного сырья и реализует ее на территории республики Беларусь. За январь текущего года организация произвела и реализовала 340 л водки (содержание спирта 40%) и 500 л вина натурального.

Определите сумму акцизов для производителя алкогольной продукции к уплате в бюджет, если ставка акциза для:

· алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта 28% и более —119 500р. за 1 л безводного (стопроцентного) этилового спирта, содержащегося в готовой продукции (условно);

· вина натурального — 910 р. за 1 л готовой продукции (условно).

6. Рассчитайте сумму акцизов, подлежащую уплате в бюджет, за январь по приведенным данным:

· себестоимость произведенных и реализованных изделий — 347 678 р.;

· рентабельность — 28%;

· ставка акциза — 5%

Вопросы для самоконтроля

1. Кто является плательщиком налога на добавленную стоимость?

2. В чем заключается экономическая сущность налога на добавленную стоимость?

3. Назовите объект налогообложения налога на добавленную стоимость.

4. Назовите принципы определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость.

5. Какие ставки применяются для исчисления налога на добавленную стоимость?

6. Какие обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав освобождаются от налога на добавленную стоимость?

7. Как определить сумму налога на добавленную стоимость к уплате в бюджет?

8. Какие суммы налога на добавленную стоимость подлежат вычету?

9. Назовите особенности взимания налога на добавленную стоимость при ввозе товаров на таможенную территорию Республики Беларусь в условиях отсутствия таможенного оформления и таможенного контроля.

10. Кто является плательщиком акцизов?

11. Какие виды ставок применяются для исчисления акцизов?

Т е м а 2.3
НАЛОГИ И ОТЧИСЛЕНИЯ, ВКЛЮЧАЕМЫЕ В СЕБЕСТОИМОСТЬ

Экологический налог

Плательщиками налога за использование природных ресурсов (экологического налога) являются организации и индивидуальные предприниматели. Плательщиками за захоронение отходов производства на объектах захоронения отходов признаются собственники отходов производства.

Плательщиками не признаются бюджетные организации.

Объектами налогообложения экологическим налогом признаются:

1. выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

2. сброс сточных вод;

3. хранение, захоронение отходов производства;

4. ввоз на территорию Республики Беларусь озоноразрушающих веществ, в том числе содержащихся в продукции.

Объектами налогообложения экологическим налогом не признаются:

выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух мобильными источниками;

выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от нестационарных источников выбросов и стационарных источников выбросов, которым не устанавливаются нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов при объемах выбросов каждого из загрязняющих веществ:

- первого класса опасности – менее 0,001 тонны в год;

- второго класса опасности – менее 0,1 тонны в год;

- третьего класса опасности и веществ, для которых не определены классы опасности, – менее 0,2 тонны в год;

- четвертого класса опасности – менее 0,5 тонны в год;

сброс сточных вод, отводимых в окружающую среду системой дождевой канализации с территории, на которой они образовались в результате выпадения атмосферных осадков;

хранение отходов производства на объектах обезвреживания и (или) использования таких отходов, предназначенных к обезвреживанию и (или) использованию, в количестве, соответствующем технологическому регламенту этих объектов;

хранение отходов производства, предназначенных для захоронения, обезвреживания и (или) использования, в целях накопления количества отходов производства, необходимого для перевозки одной транспортной единицей на объекты захоронения, обезвреживания таких отходов и (или) объекты по использованию таких отходов;

хранение и захоронение радиоактивных отходов и отходов, загрязненных радионуклидами, образующихся в результате работ по преодолению последствий аварии на Чернобыльской АЭС;

хранение в установленном порядке выведенного из эксплуатации оборудования, материалов и отходов производства, содержащих полихлорированные бифенилы;

захоронение отходов производства, подобных отходам жизнедеятельности населения, при общем объеме захоронения отходов производства 50 и менее тонн в год;

ввоз на территорию Республики Беларусь продукции, содержащей озоноразрушающие вещества, являющейся неотъемлемой частью оборудования транспортного средства, осуществляющего перевозку пассажиров или грузов;

транзитная перевозка озоноразрушающих веществ, в том числе содержащихся в продукции, через территорию Республики Беларусь.

Лимиты используемых (изымаемых, добываемых) природных ресурсов, за исключением объектов животного мира, устанавливаются Советом Министров Республики Беларусь и местными советами депутатов по согласованию со специально уполномоченными на то государственными органами.

Лимиты допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросов сточных вод или загрязняющих веществ в окружающую среду устанавливаются Советом Министров Республики Беларусь по представлению специально на то уполномоченных государственных органов.

Лимиты размещения отходов производства устанавливаются в соответствии с законодательством Республики Беларусь об отходах.

Налоговая база экологического налога определяется как фактические объемы:

1) выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

2) сбросов сточных вод;

3) отходов производства, подлежащих хранению, захоронению;

4)озоноразрушающих веществ, в том числе содержащихся в продукции, заявленных для получения разового разрешения на ввоз на территорию Республики Беларусь и вывоз за ее пределы озоноразрушающих веществ и (или) продукции, содержащей озоноразрушающие вещества, ограниченных к ввозу на территорию Республики Беларусь по основаниям неэкономического характера, выдаваемого Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь и дающего право на ввоз на территорию Республики Беларусь озоноразрушающих веществ, в том числе содержащихся в продукции

Льготы по налогу за использование природных ресурсов устанавливаются Президентом Республики Беларусь. Существует следующий порядок уплаты налога в бюджет:

1. Налог за использование природных ресурсов исчисляется и уплачивается плательщиками ежеквартально исходя из фактического объема использования (изъятия, добычи) природных ресурсов, выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросов сточных вод или загрязняющих веществ в окружающую среду, размещения отходов производства в стоимостном выражении.

Исчисленные суммы налога за использование природных ресурсов индексируются с использованием коэффициента, установленного законом Республики Беларусь «О республиканском бюджете на очередной финансовый год».

Допускается исчисление налога, кроме платежей за размещение отходов производства, исходя из установленных годовых лимитов и соответствующих ставок налога. В этом случае уплата налога плательщиками производится ежеквартально не позднее 22-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, в размере 1/4 исчисленной суммы налога.

Платежи за размещение отходов производства на объектах захоронения отходов исчисляются владельцами объектов захоронения отходов и предъявляются ими дополнительно к тарифам за размещение отходов производства на объектах захоронения отходов.

2. Налоговые декларации (расчеты) по налогу за использование природных ресурсов представляются налоговым органам по месту постановки на учет плательщика не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом. По платежам за размещение отходов производства на объектах хранения отходов налоговые декларации (расчеты) представляются плательщиками-владельцами объектов хранения отходов в налоговый орган не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, в котором возникло налоговое обязательство.

По платежам за размещение отходов производства на объектах захоронения отходов налоговые декларации (расчеты) представляются в налоговый орган в порядке и сроки, установленные законодательством Республики Беларусь, владельцами объектов захоронения отходов.

Платежи вносятся в бюджет плательщиками ежеквартально не позднее 22-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, владельцами объектов захоронения отходов в размере фактически полученных от собственников размещаемых отходов производства сумм налога.

Суммы налога за использование природных ресурсов в пределах установленных лимитов и в случаях, если законодательством установление лимитов не предусмотрено[8].

Платежи за землю

Целью платы за землю является обеспечение экономическими методами рационального использования земель, формирование средств для осуществления мероприятий по землеустройству, повышению качества земель и их охране, а также социальному развитию территории.

Плата за землю обязательна для всех землевладельцев, землепользователей, в том числе арендаторов, и собственников земли, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.

Плата за землю взимается ежегодно в формах земельного налога или арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, арендодателями которых являются сельские, поселковые, городские, районные исполнительные и распорядительные органы.

Объектами налогообложения земельным налогом признаются расположенные на территории Республики Беларусь земельные участки, находящиеся:

· в собственности, пожизненном наследуемом владении или временном пользовании (в том числе предоставленные во временное пользование и своевременно не возвращенные в соответствии с законодательством, самовольно занятые, используемые не по целевому назначению) физических лиц;

· в собственности, постоянном или временном пользовании (в том числе предоставленные во временное пользование и своевременно не возвращенные в соответствии с законодательством, самовольно занятые, используемые не по целевому назначению) организаций.

Объектами налогообложения земельным налогом не признаются:

· земли общего пользования населенных пунктов;

· земельные участки, занятые кладбищами;

· земли лесного фонда (за исключением сельскохозяйственных земель и земель, занятых зданиями, сооружениями и другими объектами, не связанными с ведением лесного хозяйства);

· земли водного фонда (за исключением сельскохозяйственных земель, земель, на которых осуществляется предпринимательская деятельность, и земель, занятых зданиями, сооружениями и другими объектами);

· земли запаса;

· земельные участки общего пользования садоводческих товариществ, дачных кооперативов.

Плательщиками земельного налога являются юридические и физические лица (включая иностранные), которым земельные участки предоставлены во владение, пользование либо в собственность, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством.

За земельные участки, предоставленные физическим лицам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, плательщиком земельного налога является крестьянское (фермерское) хозяйство как юридическое лицо.

Физические лица, которым предоставлены служебные земельные наделы, являются плательщиками земельного налога, если указанные наделы предоставлены им из земель запаса и земель лесного фонда районными исполнительными и распорядительными органами.

На юридических и физических лиц возлагается также обязанность по уплате земельного налога на земельные участки, предоставленные во временное пользование и своевременно не возвращенные в соответствии с законодательством, самовольно занятые, превышающие по площади установленные нормы отвода, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.

Размер земельного налога определяется в зависимости от качества и местоположения земельного участка и не зависит от результатов хозяйственной и иной деятельности землевладельца, землепользователя и собственника земли. Размер земельного налога на сельскохозяйственные земли сельскохозяйственного назначения определяется по данным кадастровой оценки земель.

Земельный налог устанавливается в виде ежегодных фиксированных платежей за гектар земельной площади. Ставки земельного налога индексируются с использованием коэффициента, установленного Законом Республики Беларусь «О республиканском бюджете на очередной финансовый год».

Земельный налог на земельные участки, входящие в состав земель населенных пунктов, предоставленные во временное пользование и своевременно не возвращенные в соответствии с законодательством, самовольно занятые, превышающие по площади установленные нормы отвода, взимается в десятикратном размере, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь. Уплата этого налога не означает узаконения самовольного землевладения или землепользования.

Земельный налог на земельные участки, предоставленные для добычи торфа на топливо и удобрения и сапропелей на удобрения, устанавливается по ставкам земельного налога на сельскохозяйственные земли сельскохозяйственного назначения.

Земельный налог на земельные участки, входящие в состав земель промышленности, транспорта, связи, обороны и иного назначения, расположенные за пределами населенных пунктов, предоставленные во временное пользование и своевременно не возвращенные в соответствии с законодательством, самовольно занятые, превышающие по площади установленные нормы отвода, взимается в десятикратном размере, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь. Уплата этого налога не означает узаконения самовольного землевладения или землепользования.

За арендуемые земельные участки плата взимается в размере, определяемом договором. При этом базовые ставки ежегодной арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, определяются местными исполнительными и распорядительными органами исходя из кадастровой стоимости этих участков с применением коэффициентов, установленных Президентом Республики Беларусь в зависимости от целевого назначения земельных участков.

При отсутствии кадастровой стоимости арендуемого земельного участка, находящегося в государственной собственности, арендная плата устанавливается в размере не ниже ставки земельного налога по соответствующей категории земель.

При заключении договоров аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности, местные исполнительные и распорядительные органы имеют право повышать (понижать) базовые ставки ежегодной арендной платы за данные земельные участки, но не более чем в два раза, в зависимости от срока аренды, размеров земельных участков, стоимости улучшений, произведенных арендаторами этих участков и (или) предусмотренных названными договорами, наличия ограничений (обременений) в использовании указанных участков, социальной значимости деятельности арендаторов для административно-территориальных и территориальных единиц, сезонности, времени (дневное, ночное) и вида осуществляемой арендаторами деятельности, источников ее финансирования.

Наши рекомендации