Задания для контроля уровня сформированности компетенций в учебное время. 1Внутренняя поверхность мембраны возбудимой клетки по отношению к наружной в состоянии физиологического покоя заряжена:
Тестовый контроль:
1Внутренняя поверхность мембраны возбудимой клетки по отношению к наружной в состоянии физиологического покоя заряжена:
1) положительно; 2) так же, как и наружная мембрана; 3) не заряжена; 4) отрицательно.
2. Уменьшение величины мембранного потенциала покоя при действии раздражителя называется:1) гиперполяризацией; 2) реполяризацией; 3) деполяризацией; 4)экзальтацией.
3. Увеличение мембранного потенциала покоя называется: 1).гиперполяризацией; 2) деполяризацией; 3) реполяризацией; 4) экзальтацией.
4. В цитоплазме нервных и мышечных клеток по сравнению с наружным раствором выше концентрация ионов:1) хлора; 2) калия; 3) натрия; 4) кальция.
5. Молекулярный механизм, обеспечивающий выведение из цитоплазмы ионов натрия и введение в цитоплазму ионов калия, называется: 1) критический уровень деполяризации; 2) натриевый селективный канал; 3) натриево-калиевый насос; 4) мембранный потенциал действия.
6. В фазу быстрой деполяризации потенциала действия проницаемость мембраны увеличивается для ионов:1) натрия; 2) калия; 3) магния; 4) серы.
7. Движение каких ионов играет главную роль в формировании потенциала покоя?1) ионы натрия; 2) ионы калия; 3) ионы кальция; 4) ионы хлора.
8. В какой части потенциала действия преобладает движение ионов калия?1) в восходящей части потенциала действия; 2) на вершине пика ПД; 3) во время нисходящей части ПД.
9. Как изменится мембранный потенциал при увеличении проницаемости для ионов натрия?1) увеличится; 2) не изменится; 3) уменьшится.
10. Как изменится мембранный потенциал при увеличении проницаемости для ионов хлора?1) увеличится; 2) не изменится; 3) уменьшится
Ситуационные задачи:
1. Как убедиться, что при раздражении нерва нервно-мышечного препарата в нём возникает возбуждение?
2. Что произойдет с возбудимой клеткой, если на неё подействовать веществом, блокирующим работу дыхательных ферментов?
3. Что можно ожидать от мембранного потенциала при абсолютной непроницаемости клеточной мембраны для ионов?
4. При измерении величины потенциала покоя микроэлектродным методом со временем наблюдается снижение потенциала. Чем это можно объяснить?
5. Как повлияет на возникновение потенциала действия повышение концентрации ионов натрия внутри клетки?
Учебно-материальное обеспечение:
Основная литература:
1.Нормальная физиология: Учебник / Под ред. А.В. Завьялова, В.М. Смирнова. – М.: МЕДпреес-информ, 2009. – 916 с., стр.30-48;
2. Агаджанян Н.А., Смирнов В.М. Основы физиологии человека: Учебник. В 2-х томах. Изд. 3-е, перераб. и доп. / Под ред. Н.А. Агаджаняна. – М.: РУДН, 2007. – 364 с.
3. Нормальная физиология в трех томах: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. Под ред. В.Н. Яковлева. – М., «Медицина», 2006.
4. Нормальная физиология: Учебник / Под ред. В.М. Смирнова. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. –480 с
Дополнительная литература:
1. Смирнов В.М. Физиология центральной нервной системы: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Смирнов В.М., Свешников Д.С., Яковлев В.Н., Правдивцев В.А. – 5 изд-е, испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 308 с.
2. Нормальная физиология : учебник / К.В. Судаков и др. – М: ГЭОТАР-Медиа, 2012
3. Физиология человека: Атлас динамических схем / К.В. Судаков, В.В. Андрианов, Ю.Е. Вагин, И.И. Киселев. – М.: ГЭОТАР-Медиа. 2009 – 416 с.
4.Атлас по нормальной физиологии под ред. Агаджаняна Н.А. – М.: ООО “Медицинское информационное агентство”, 2007. – 496 с.
5.Камкин А.Г. Атлас по физиологии: в 2 т.- М: ГЭОТАР-Медиа, 2010
Материальное обеспечение:
Наглядные пособия : учебные таблицы,
Технические средства обучения: TV,DVD-плейер, ПК. Учебный фильм «Потенциал покоя живых клеток»; Обучающая компьютерная программа «Виртуальная физиология»