Комплексная оценка состояния здоровья

ОМИД.

Охрана материнства и детства(ОМИД) - приоритетное направление в здравоохранении. ОМИД – система государственных общественных и мед. мероприятий, обеспечивающие рождение здорового ребенка, правильно и всестороннее развитие подрастающего поколения, предупреждение и лечение болезней женщин и дет..

ВОЗ определила 6 гр. наблюдения за состоянием здоровья дет.:

1 - до зачатия. Мероприятия по охране здоровья женщин в целом, развитие медико-генетических центров.

2 - от зачатия до родов. Самые активные мероприятия проводятся в первые меся-цы беременности.

3 - период родов, включает в себя мероприятия по безопасности родовспоможения и пре-дупреждения осложнений в родах.

4 - раннего детства ( до 1 года) или младенчества. Мероприятия по активизации грудного вскармливания и иммунизации.

5 - дошкольного возраста (1-7 лет). Задачи: рациональное питание и физическое развитие.

6 - школьный возраст . Приучение дет. к оздоровительным процедурам, проведение санитарно-гигиенического обучения, пропаганда здорового образа жизни.

Принципы организации медпомощи матерям и дет..

1. Принцип единого педиатра - то есть одним врачом обслуживаются дети от 0 до 14 лет 11 мес. 29 дней. С 1993 года дет. население по контракту может обслуживаться двумя педиатрами.

2. Принцип участковости. Размер педиатрического участка 800 дет.. Центральный фигурой амбулаторно-поликлинической сети является участковый педиатр.

3. Диспансерный метод работы. Все дети, независимо от возраста, состояния здоровья, места проживания и посещения организованных дошкольных и школьных учреждений обязательно осматриваться в рамках профилактических осмотров, что как вакцинопрофилактика проводится бесплатно.

4. Принцип объединения, то есть женские консультации объединены с родильными домами, дет. поликлиники объединяются со стационарами.

5. Принцип чередования мед. обслуживания: на дому , в поликлинике, в дневном стационаре. На амбулаторный прием в поликлинику приходят только здоровые дети либо реконвалесценты, больные обслуживаются на дому.

6. Принцип преемственности. Осуществляется между женской консультацией, роддомом и дет. поликлиникой в виде дородового патронажа, посещения новорожденного в течение 3 дней после выписки из роддома, ежемесячные осмотры младенца в дет. поликлинике в течение 1 года жизни.

7. для женской консультации - принцип ранней постановки на диспансерный учет (до12 мес.)

8. принцип социально-правовой помощи то есть существует кабинет юриста в дет. поликлинике и женской консультации.

Учреждения ОМИД.

I. Учреждения охраны детства.

1. Амбулаторно-поликлинические: дет. поликлиника, дет. стоматологическая поликлиника, дет. консультация.

2. стационарные: дет. больница соматическая, дет. инфекционная больница, дет. отделение в структуре общесоматических взрослых больниц.

3. Специализированные: дома ребенка, дет. санатории, дет. ясли, дет. молочные кухни, для отсталых в развитии дет..

II. Охрана материнства: женские консультации, родильные дома, акушерско-гинекологические отделения соматических больниц, отделения патологии беременных общесоматических больниц.

Все учреждения ОМИД делятся на категории и типы (пр:роддом)

1) 150 - 200 коек, 2) 101 – 150, 3) 81 – 100, 4) 60-80.

2. Кабинет здорового ребенка (КЗР) - методический центр по вопросам развития, воспитания и охраны здоровья дет.. КЗР организуется в составе дет. городской поликлиники (отделения) в соответствии с Положением о кабинете профилактической работы с детьми приказа МЗ СССР от 19.01.83 №60 "О дальнейшем совершенствовании амбулаторно - поликлинической помощи детскому населению в городах".

В крупных дет. поликлиниках КЗР может быть составной частью функционального подразделения по профилактической работе с неорганизованными детьми раннего и дошкольного возраста. Подразделение должно функционировать в отдельном отсеке и включать в себя кабинет профилактического приема педиатра, кабинет здорового ребенка, прививочный кабинет, холл для ожидания. Организация такого подразделения создает оптимальные условия для диспансеризации дет. населения.

В КЗР работает фельдшер или медсестра, прошедшие подготовку по профилактической работе с детьми и санитарно - просветительной работе с населением.

В дет. поликлиниках, обслуживающих до 10 тыс. дет. - одна должность, свыше 10 тыс. - две должности фельдшеров. Руководство работой кабинета осуществляется заведующей одним из педиатрических отделений.

Медперсонал КЗР работает под контролем главной (старшей) медсестры дет. городской поликлиники (отделения).

Основными задачами кабинета здорового ребенка являются:

- пропаганда здорового образа жизни в семье;

- обучение родителей основным правилам воспитания дет. раннего возраста (режим, питание, физическое, гигиенический уход и т. д.);

- санитарное просвещение родителей по вопросам гигиенического воспитания дет., профилактики заб. и отклонений в развитии ребенка, а также подготовке к поступлению в дошкольные учреждения;

- контроль за нервно - психическим развитием дет..

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ КЗР

Для равномерного распределения нагрузки КЗР профилактические приемы дет., не посещающих дет. дошкольные учреждения, должны планироваться по графику, в зависимости от числа участков.

Если в поликлинике имеется до 5 педиатрических участков - устанавливается один день профилактических приемов для педиатров всех участков; от 5 до 10 - 2 дня в неделю для профилактических приемов; 10 и более - приемы планируются ежедневно (2-3 участка в день).

Направление в КЗР дет. первого года жизни проводится после профилактического приема педиатра. Медсестра КЗР разъясняет матери новые рекомендации педиатра и наглядно демонстрирует их, используя методические материалы кабинета.

Дети 2-го и 3-го года жизни должны посетить кабинет по воспитанию здорового ребенка до профилактического приема у педиатра для диагностики уровня нервно - психического развития и оценки поведения в декретированные сроки. По показаниям дети посещают КЗР после профилактического приема, если возникает необходимость уточнить новые рекомендации педиатра по вопросам режима, питания, физвоспитания и т. д. Посещению КЗР детьми 2-го и 3-го года жизни должен предшествовать патронаж участковой медсестры, которая отражает в карте развития данные о поведении ребенка, а также развитие навыков (2-й год) игры и речи у дет. (3-й год) Медсестра КЗР знакомится с этими данными, а затем проводит диагностику нервно - психического развития дет. по остальным показателям с предварительной оценкой по гр.м развития и назначениями на следующий возрастной период.

Данные об уровне нервно - психического развития медицинская сестра КЗР заносит в карту учета посещения КЗР, который должен используеться участковым врачом для комплексной оценки состояния здоровья ребенка.

3. Цели участкового врача педиатра:добиваться снижения заболеваемости и смертности детей всех возрастов; проводить мероприятия, направленные на создание оптимальных условий для физического, психического, полового и иммунологического развития ребенка; осуществлять специфическую и неспецифическую профилактику.

Деятельность участкового врача-педиатра: — профилактическая работа;

— лечебная работа;

— противоэпидемическая работа;

— лечебно-профилактическая работа в дет. организованных коллективах.

Задачи участкового врача педиатра:1) обеспечение контактов и преемственности в работе с врачами женской консультации для наблюдения за беременными женщинами, особенно из гр.ы риска; 2) посещение новорожденных впервые 3 дня после выписки из родильного дома; 3) прием здоровых детей в поликлинике, оценка их физического и психического развития, назначение рационального питания, рекомендаций по специфической и неспецифической профилактике рахита, гипотрофии, ожирения, анемии; 4) организация на дому и в поликлинике профилактического наблюдения за детьми; 5) составление плана прививочной работы и контроль за его выполнением, осуществление вместе с другими специалистами реабилитации взятых на учет детей; 6) организация обследования и оздоровления детей перед поступлением их в дет. дошкольные учреждения и школу; 7) посещение по вызовам родителей детей на дому 
в случае их болезни, оказание лекарственной и физиотерапевтической помощи, ЛФК, при необходимости активное наблюдение больного дома до его выздоровления, госпитализации или разрешения ему посещения поликлиники; 8) направление детей на лечение в стационар, в случае необходимости принятие всех мер для экстренной госпитализации больного; 9) информирование руководства поликлиники о случаях, когда по каким то причинам тяжелобольной ребенок остается негоспитализированным; 10) своевременное и в установленном порядке информирование о выявлении инфекционного заб. или подозрении на него, комплексная профилактика инфекционных заболеваний; 11) отбор и соответствующий учет детей, нуждающихся по состоянию здоровья в санаторном и курортном лечении.

8. Медико-генетическое консультированиевид мед. помощи населению, направленной на профилактику наследственных болезней. Оказывается в медико-генетических консультациях и специализированных научно-исследовательских мед. институтах. Основными задачами М.-г.к. являются определение прогноза в отношении будущего потомства в семьях, где имеется больной с наследственной патологией или предполагается рождение ребенка с такой патологией; уточнение диагноза наследственного заб. с помощью специальных генетических методов исследования; объяснение обратившимся за консультацией в доступной форме смысла медико-генетического заключения и помощь в принятии правильного решения относительно дальнейшего планирования семьи; пропаганда медико-генетических знаний. Задачей М.-г.к. является определение медико-генетического прогноза, включающего в себя расчет повторного генетического риска, оценку мед. и социальных последствий заб., перспективу применения методов пренатальной диагностики. При этом исходным пунктом любой консультации является постановка точного диагноза заб., что достигается с помощью специальных генетических методов исследования (сбор и анализ родословной, осмотр, при необходимости — цитогенетическое, биохимическое, иммуногенетическое обследование больного и его родственников). Точный диагноз позволяет определить величину генетического риска в семье и выбрать наиболее эффективные профилактические мероприятия.

4. Типы дет. учреждений. Учреждения охраны детства.

1. Амбулаторно-поликлинические: дет. поликлиника, дет. стоматологическая поликлиника, дет. консультация.

2. Стационарные: дет. больница соматическая, дет. инфекционная больница, дет. отделение в структуре общесоматических взрослых больниц.

3. Специализированные: дома ребенка, дет. санатории, дет. ясли, дет. молочные кухни, для отсталых в развитии дет..

Дет. больница — лечебно-профилактическое учреждение для дет. в возрасте до 14 лет включительно, нуждающихся в постоянном (стационарном) врачебном наблюдении, интенсивной терапии или специализированной помощи. Существуют различные типы дет. больниц. По профилю они делятся на многопрофильные и специализированные, по системе организации — на объединенные с поликлиникой и необъединенные, по объему деятельности — на больницы той или иной категории, определяемой мощностью (числом коек). Кроме того, в зависимости от административного деления различают районные, городские, клинические (если на базе больницы работает кафедра мед. или научно-исследовательского института), областные, республиканские дет. больницы. Основная цель дет. больницы — восстановление здоровья больного ребенка. Для дачи этапной помощи: диагностика заб., неотложная терапия, основной курс лечения и реабилитация (включая меры социальной помощи). На детский стационар возлагаются определенные обязанности, главными из которых являются следующие: оказание дет. высококвалифицированной лечебной помощи; внедрение в практику современных методов диагностики, лечения и профилактики; консультативная и методическая работа. В каждой дет. больнице имеются приемное отделение (приемный покой), стационар (лечебные отделений), лечебно-диагностическое отделение или соответствующие кабинеты и лаборатории, патологоанатомическое отделение (морг), вспомогательные подразделения (аптека, пищеблок, кабинет мед. статистики, медицинский архив и т.п.)

5. Младенческая смертностьКоэффициентом младенческой смертности измеряется уровень смертности дет. в возрасте до 1 года. Младенческая смертность — от 0 до 1 года; дет. — от 1 года до 15 лет. Коэффициент младенческой смертности выделяется среди других показателей смертности как своей величиной (вероятность смерти на первом году жизни примерно такая же, как и у людей, достигших 55 лет), так и методами расчета, и своим социальным значением. Наряду с другими показателями коэффициент младенческой смертности служит важной характеристикой условий жизни и культурного уровня населения. В классическом варианте коэффициент младенческой смертности рассчитывается как отношение числа дет., умерших в течение года, на 1-м году жизни к числу родившихся живыми в данном календарном году.

Однако среди дет., умерших в течение года в возрасте до 1 года, есть родившиеся как в прошлом календарном году, так и в данном. Поэтому соотносить умерших с родившимися только в данном календарном году неверно. Применение данного способа возможно лишь в том случае, когда число родившихся в отчетном и прошлом годах одинаково, что на практике встречается крайне редко.

В настоящее время для расчета коэффициента младенческой смертности используется рекомендованная ВОЗ формула Ратса. В этой формуле используется допущение, что среди дет., умерших в возрасте до 1 года в данном календарном году, приблизительно 1/3 родилась в предыдущем году.

6. Основные принципы диспансеризации дет.Диспансеризация - система лечебно-профилактического обслуживания населения, состоящая в обязательном учёте определённых контингентов населения. Педиатры наблюдают дет. с рождения до 18-летнего. Соответственно определяется объем и характер оздоровительных и лечебных мероприятий дет. с выявленной патологией или склонностью к ней. В современных условиях диспансеризация являются основной формой работы дет. поликлиник.

Диспансеризацию проводят как по возрастному признаку, так и в зависимости от заб., имеет ребенок. Диспансерному наблюдению участковым педиатром подлежат следующие контингенты дет. населения:- Все дети в период новорожденности; - Дети 1-го года жизни;

- Дети из гр. риска;- Дети старше 1-летнего возраста, не посещающих дет. дошкольные учреждения; - Дети, имеющие хронические заб.. Диспансеризация дет. населения включает следующие мероприятия:1)регулярные мед. осмотры;

2) определение и оценку состояния здоровья с целью выявления дет., имеющих факторы риска; 3) дообследование больных дет., нуждающихся в этом, с использованием всех современных методов диагностики;

4) выявление заб. на ранних стадиях и динамического наблюдения за состоянием здоровья дет..Участковый педиатр отвечает за проведение всех этапов диспансеризации дет. населения на своем участке и осуществляет контроль за ее выполнением. На каждого ребенка, подлежащего диспансерному наблюдению, заводится “Контрольная карта дисп-огонаблюдения” (форма № 030 / у). Наряду с выполнением сигнальных функций (контроль за диспансерными посещениями) эта карта отражает также данные о состоянии здоровья дет. различных возрастов. Эти данные помогают врачу в проведении диспансерного наблюдения, соблюдении сроков обследования, неотложных лечебно-оздоровительных мероприятий. Контрольная карта должна быть прежде всего оперативным документом в работе врача.

7. Мед.деонтологияпредъявляет особые требования к врачу-педиатру, во-первых, потому, что его деятельность основана не только на прямом контакте с детьми, но и на общении с ближайшими родственниками с их восприятием состояния здоровья своего ребенка и характерологическими особенностями. Во-вторых, принципиальное отличие педиатрической деонтологии состоит в необходимости использования специальных навыков общения с детьми, которые основаны на знании их возрастных особенностей. В-третьих, требуются глубокие познания не только возрастной патологии, но и возрастной физиологии, без которых трудно выявить ранние отклонения, свидетельствующие о болезни.

При организации и оказании мед. помощи дет. выделяют следующие этико-правовые проблемы: - патерналистский принцип действий врача, который всю ответственность за лечение и исход заб. ребенка берет на себя и, обязуясь действовать во благо пациента, сам определяет, в чем это благо заключается;

-ограничение во времени контакта врача и родителей при возникновении неотложных состояний; - отказ родителей от диагностики или лечения по религиозным или этическим соображениям, из-за недостаточной информированности и др.; - негативное влияние некомпетентных советчиков (родственники, родители других дет., экстрасенсы, знахари, необоснованные мед. сведения, публикуемые в средствах массовой информации) на решения, принимаемые родителями больного ребенка; -отсутствие воздействия общественных организаций (ассоциации излеченных пациентов, информирующих родителей о течении и исходе того или иного заб.), больничных и региональных этико-правовых комитетов.

С морально-этической позиции важен анализ ситуаций, когда:

· мать не в состоянии заботиться о ребенке, при этом единственно значимая причина отлучения ребенка от матери — серьезное заб. или смерть;

· мать не способна заботиться о ребенке (юный возраст матери, очень низкий уровень культуры, неудовлетворительное социально-экономическое положение, тяжелые пороки или травма у ребенка);

· мать и родственники не хотят ухаживать за ребенком.

Педиатр в своей работе контактирует с детьми, родителями и родственниками больного ребенка. Каждая из этих категорий требует особого подхода. В настоящее время родители и их родственники обладают большим запасом сведений о заб.х дет. возраста, почерпнутых из специальной, просветительской литературы и средств массовой информации. В связи с этим увлечение различными модными средствами и методами лечения, рекламируемыми порой самими медиками, могут создавать затруднения при контакте врачей с родителями.

9. Значение факторов в развитии дет.. Решающее значение для развития строения и функций организма ребенка имеет социальная среда, которая обусловливает его воспитание – активное, систематическое, целенаправленное влияние на его психическое и физическое развитие.

Организм дет. подвергается постоянным разнообразным воздействиям окружающей природы (воздуха, температуры, освещения, состава воды, пищи, определенных видов растений, животных и др.). Эти природные условия, в значительной мере изменяемые людьми, влияют на их умственное и физическое развитие, действуя на физиологические функции: обмен веществ, дыхание, кровообращение, пищеварение и др. Количественные и качественные изменения обмена веществ, вызванные различиями природных условиях жизни, влияют на физическое развитие организма, его строение и рост. Изменяя условия жизни, можно воздействовать на умственное и физическое развитие дет.. Посредством трудового воспитания и физических упражнений, рациональной организации обучения, питания и быта можно направленно изменять умственное и физическое развитие людей. Систематический физический труд, тренировка физическими упражнениями и спортом совершенствуют функции органов чувств и нервной системы, повышают физическую и умственную работоспособность, изменяют строение организма (скелета, скелетных мышц, внутренних органов) и его реактивность.

Наследственность – свойство организма хранить генетическую информацию и передавать ее от одного поколения другому. Наследственная информация сохраняется в цитоплазме клетки и в хромосомах, входящих в состав ядра. В первом случае наследственность передается цитоплазмой материнской яйцеклетки, а во втором – ядрами яйцеклетки и сперматозоида. В хромосомах содержится набор молекул дезоксирибонуклеиновой кислоты, в которых сохраняется вся видовая и индивидуальная информация. Развитие наследственных признаков происходит также при участии определенных структур клетки.

положительные или отрицательные свойства наследственности и наследственного предрасположения могут проявляться в умственном и физическом воспитании дет. при благоприятных или неблагоприятных условиях. Особенно важно учитывать действие неблагоприятных условий внешней среды, влияющих на развитие дет., их здоровье, учение и поведение.

Решающее значение для развития положительной или отрицательной наследственности имеют социальные и экономические условия физического воспитания дет. (быт, жилище, питание, труд, физические упражнения, предупреждение инфекционных и других болезней и пр.). При этом следует учитывать также местные условия (состав пищи, климатические, географические, профессионально-производственные и др.), оказывающие влияние на темп роста и физического развития дет.. Кроме того, следует учитывать половые и индивидуальные различия, оказывающие влияние на развитие положительных или отрицательных свойств наследственности.

Периоды дет. возраста

I. Период внутриутробного развития занимает время от момента имплантации оплодотворенного яйца до момента рождения ребенка и составляет 10 лунных месяцев (280 дней). В течение первых 3 мес (фаза эмбрионального развития) происходит формирование плода. С III по X месяц (фаза плацентарного развития) сформированный плод растет и развивается. II. Период новорожденности— первый период внеутробной жизни, его длительность — с момента рождения до 28 дней жизни. В это время отпадает остаток пупочного канатика, заживает пупочная ранка. возникает легочное дыхание, устанавливается внеутробная система кровообращения, начинает функционировать ЖКТ. У ребенка отмечается функциональная незрелость органов и систем, особенно ЦНС. В этот период проявляется ряд пограничных с патологией состояний, отражающих процесс приспособления ребенка: физиологическая желтуха, физ. убыль и последующее восстановление массы тела, гипотермия. III. Грудной возраст(период от 1 мес до 1 года), хар-ся интенсивным увеличением массы тела и роста. Заметно совершенствуется функциональная деятельность ЦНС, развиваются моторные функции, ребенок начинает узнавать предметы и лица, ориентируется в окружающей среде. К концу этого периода ребенок произносит первые слова. В этом возрасте сохраняется относительная функциональная незрелость пищеварительного аппарата, поэтому самые частые болезни — заб. желудка, кишечника и расстройства питания. При неправильном вскармливании, недостатке витаминов могут развиться рахит, спазмофилия. Часто наблюдаются диатезы, особенно экссудативно-катаральный (аллергический) диатез. Острые дет. инф. в возрасте до 6 мес встречаются редко, во 2-м полугодии учащаются острые респираторные заб.. Из хронических инф. в отдельных случаях могут быть выявлены врожденный сифилис и туберкулез. IV. П молочных зубов от 1 года до 6 — 7 лет. Подразделяется на старший ясельный (преддош-кольный) — от 1 года до 3 лет и дошкольный возраст — от 4 до 7 лет. Первый период хар-ся дальнейшим ростом и развитием реб, но энергия роста несколько меньше, чем в грудном возрасте. Совершенствование ЦНС и познание окружающей среды способствуют развитию двигательных навыков — ребенок много двигается, участвует в играх. Пополняется запас слов, форм-тся речь. В этом возрасте особенно важное значение приобретают окружающая среда, воспитание ребенка. Из заб. часто встречаются болезни ЖКТ, анемии, диатезы. Хар-ны частые дет. инфекции (корь, ветряная оспа, коклюш, скарлатина), острые респираторные заб..V Препубертатный период, подразделяется на младший школьный возраст (от 7 до 11 — 12 лет) и старший школьный (от12 до 16—18 лет). У дет. происходит дальнейшее развитие мышечной системы, заканчивается смена молочных зубов постоянными. Окружающая среда, пребывание в школьном коллективе, домашнее воспитание накладывают определенный отпечаток на формирующийся характер дет., интеллектуальное развитие. Различия в психофизическом развитии мальчиков и девочек становятся заметными. В патологии школьного возраста имеют значение острые инф. Чаще, чем у дет. более ранних возрастов, наблюдаются ревматизм, заб. сердца, нервной системы и т. д. VI. Пубертатный (старший школьный возраст или период полового созревания) в зависимости от пола и индивидуальных особенностей наступает в разные сроки. У девочек начинается в 12 —13 лет и заканчивается к 16 годам, у мальчиков — с 13 лет и заканчивается к 17—18 годам. Завершается физ и психразвитие ребенка, значительная перестройка эндокринной системы, усиливается деятельность гонад. Появляются вторичные половые признаки. Нередко наблюдаются функциональные расстройства различных органов и эндокринные нарушения. Большинство заб. протекает также, как и у взрослых.

11. Физическое развитие дет. - это процесс изменения морфологических и функциональных свойств организма, а также их состояние в различные возрастные периоды. Оценка физического развития ребенка проводится на основании измерения тотальных размеров тела - роста, массы тела, окружности грудной клетки и головы.

Рост: Рост доношенного ребенка при рождении - около 50 см. Мальчики обычно несколько крупнее девочек. В первый год жизни рост ребенка увеличивается на 20-25 см (3 месяца на 8-9 см, 6 месяцев на 7-8 см, с 9 по 12 месяцы – на 8 см); за второй год – на 10 см, за третий – на 8 см, за четвертый и пятый годы - на 4-6 см. То есть рост ребенка к 5-6 годам по сравнению с ростом при рождении удваивается, а к 14-15 годам - утраивается.

Масса тела: Доношенный ребенок при рождении весит около 3200-3400 г (мальчики – на 120-125 г больше девочек). Первые дети рождаются, как правило, с меньшей массой, чем дети при последующих беременностях. Общие законы нарастания массы тела в основном те же, что и роста: чем ребенок младше, тем интенсивнее у него прибавляется масса. К концу первого месяца жизни ребенок прибавляет 750 г, к концу второго- 700 г, на третьем – 650 г и так далее; масса тела увеличивается за каждый последующий месяц на 50 г меньше, чем за предыдущий. Ежемесячная прибавку ее можно легко высчитать по формуле : 800 г – 50*n , где n – число месяцев, исполнившихся ребенку до 1 года. После года масса тела увеличивается медленнее. За второй год ребенок прибавляет около 2500-3500 г, то есть в среднем 200 г в месяц, а в дальнейшем годовая прибавка массы тела составляет около 1500-2000 г, увеличиваясь до 5000-8000 г к периоду полового созревания. Т.е. общую схему увеличения массы можно представить в следующем виде: к 5-6 месяцам масса ребенка удваивается, к году – утраивается; к 6-7 годам удваивается масса годовалого ребенка, а к 13-14 годам удваивается масса семилетнего ребенка ( см. таблицу эмпирических формул физического развития дет.).

Окружность грудной клетки: ОГК изменяется неравномерно. Наиболее быстро она увеличивается в первые 3-4 месяца жизни ребенка ( 3-2,5 см за 1 месяц), затем прирост ее снижается и в конце года составляет около 0,5-0,4 см за 1 месяц. К концу первого года жизни ОГК увеличивается на 12-15 см, достигая в среднем 46-48 см ; за второй и третий годы жизни – на 2-2,5 см, за четвертый – на 0,5-1 см, на пятом и шестом годах – на 2-2,5 см.

Окружность головы: Окружность головы наиболее интенсивно увеличивается в первые 9 месяцев жизни ребенка ( на 3-3,5 см за 3 месяца). В дальнейшем ее прирост резко сокращается и за весь первый год жизни увеличивается на 10-12 см, а за второй и третий годы жизни – соответственно на 1 и 1,5 см.

Изучение данной динамики позволит родителям выявить возможную болезнь, в случае неправильного развития какой-либо из частей тела.

Комплексная оценка состояния здоровья

При исследовании состояния здоровья ребенка учитываются в качестве основополагающих следующие критерии:

I критерий – наличие или отсутствие отклонений в раннем онтогенезе,

II критерий – уровень физического развития и степень его гармоничности,

III критерий – уровень нервно–психического развития,

IV критерий – резистентность организма,

V критерий – функциональное состояние органов и систем,

VI критерий – наличие или отсутствие хронических болезней или врожденных пороков развития.

I гр. здоровьядет., не имеющих отклонений по всем избранным для оценки критериям здоровья, не болевших или редко болевших за период наблюдения, имеющих отставание в нервно–психическом развитии не более чем на 1 эпикризный срок, а также дет., имеющих единичные морфологические отклонения (аномалии ногтей, деформация ушной раковины и др.), не влияющие на состояние здоровья ребенка и не требующие коррекции.

II гр. здоровья составляют также здоровые дети, но имеющие "риск" формирования хронических заб.

II–A “угрожаемые дети”, имеющие отягощенный биологический, генеалогический или социальный анамнез, но не имеющие отклонений по всем остальным критериям здоровья.

II–Б гр. “риска” – дети, имеющие некоторые функциональные и морфологические изменения, часто болеющие дети (4 и более раз в год), дети с аномалиями конституции и другими отклонениями в состоянии здоровья.

III гр. здоровья дети с наличием хронических болезней или врожденной патологии в состоянии компенсации, т.е. с редкими, нетяжелыми по характеру течения обострениями хронического заб. без выраженного нарушения общего самочувствия и поведения, редкими интеркуррентными заб.ми, наличием функциональных отклонений только одной, патологически измененной системы или органа (без клинических проявлений функциональных отклонений других органов и систем).

IV гр. дети с хроническими болезнями, врожденными пороками развития в состоянии субкомпенсации, которое определяется наличием функциональных отклонений не только патологически измененного органа, системы, но и других органов и систем, с частыми обострениями основного заб. с нарушением общего состояния и самочувствия после обострения, с затяжными реконвалесцентными периодами после интеркуррентного заб..

V гр. – дети с тяжелыми хроническими заб.ми, тяжелыми врожденными пороками развития в состоянии декомпенсации, т.е. угрожаемые по инвалидности или инвалиды.

Наши рекомендации