Контроль за поступлением фторидов в организм человека
У человека, в отличие от животных, кальций, магний и фосфаты не оказывают существенного влияния на всасывание фтора при обычном содержании его в пище (Spencer H. et al., 1980). Полупериод всасывания равен 30 минутам, пик концентрации фтора в плазме достигается через 30-60 минут.
Гидрат окиси алюминия, используемый в медицине для понижения кислотности желудочного сока, снижает усвоение фтора более чем наполовину, а пища, богатая липидами, повышает усвоение фтора, что имеет особое значение при токсических его дозах (Авцын А.П., 1991).
Однократный прием 1,5 мг фтора (в виде NaF), соответствующий суточному количеству его во фторируемой питьевой воде, вызывает у человека 5-кратное повышение содержания фтора в плазме крови с максимальным подъемом через 1 час и возвращение к исходному уровню через 3-5 часов. Механизм, регулирующий содержание фтора в плазме крови, осуществляется двумя системами – скелетом и почками. У человека при умеренном его поступлении в организм около 50% депонируется в скелете и столько же выводится с мочой. Величина дозы, депонируемой скелетом, снижается с возрастом и по мере насыщения организма фтором. При пониженном поступлении фтора происходит его мобилизация из костной ткани, способствующая сохранению нормального уровня фтора во внеклеточной жидкости (цит. по А.П. Авцыну, 1991).
Прямое определение содержания фторидов в продуктах питания и жидкостях, употребляемых человеком, затруднительно. Поэтому определяют уровень его выведения из организма мочой (Колесник А.Г., 1994).
Многочисленными исследованиями отмечено, что у людей в возрасте до 18 лет 50% фтора, поступающего в организм, выводится с мочой, а уже в возрасте от 19 до 55 лет – 60% (Marthaller T.M., 1992; Marthaller et al., 1992), а по другим данным, до 90% этого элемента выделяется с мочой, с калом – 7-15% (неусвоенный и эндогенный фтор) и небольшое количество при потоотделении, со слюной, слущивающимся эпителием (Авцын А.П., 1991).
Проявление гипофтороза у человека
Кариес рассматривается как проявление гипофтороза человека. Выделяются следующие формы гипофтороза (Авцын А.П. и др., 1991):
1) внутриутробный;
2) гипофтороз детей грудного и раннего дошкольного возраста;
3) гипофтороз детей школьного возраста;
4) гипофтороз подростков и юношей;
5) гипофтороз взрослых;
6) гипофтороз в старческом возрасте;
7) гипофтороз беременных.
Одно из основных свойств фтора как биоэлемента - поддерживать и стимулировать рост и развитие организма. Врожденный гипофтороз выражается в недоразвитии организма и особенно скелета. В этот период отмечаются патология функционального состояния ферментов слюны, морфологического развития тканей слюнных желез и эпителия полости рта (особенно в регионах, эндемичных по кариесу).
Гипофтороз у детей грудного и раннего дошкольного возраста характеризуется замедленным ростом, запоздалым прорезыванием зубов и поражением их кариесом в молочном прикусе. Отмечается влияние гипофтороза на эндокринный и метаболический статус грудных детей, особенно на системы, регулирующие кальциевый гомеостаз, а также на ферменты слюны, всего ферментного комплекса, участвующего в процессах минерализации зубочелюстного аппарата и всего скелета (цит. по А.П. Авцыну, 1991).
Гипофтороз у детей школьного возраста выражается в развитии кариеса зубов. Существуют косвенные указания на связь гипофтороза с тонзиллопатиями, рахитом, неполноценностью иммунного статуса и нарушениями обмена кальция. Точно установлено, что небольшие дозы фтора стимулируют иммунные реакции. Фтор способствует повышению неспецифической резистентности организма своим участием в анаболических реакциях белкового обмена, повышает местную неспецифическую реактивность полости рта, уменьшает количество новых антигенов микробного и тканевого происхождения, замедляет образование зубного налета (Carkson B.H., 1991; Shellis R.P. et al., 1994). Особенно эффективны фториды при ранних стадиях кариеса зубов, очаговой деминерализации эмали (рис. 3) (Bowen W.H., 1991). Эффективность процесса реминерализации зависит от концентрации фтора в полости рта (ВОЗ, серия техн. докл. № 846, 1995).
Контроль После полосканий
В течение 1 минуты
Через 14 дней
Рис. 3. Схема реминерализации ранних кариозных поражений эмали
при полосканиях растворами фторидов
Фтор нарушает процесс гликолиза, в ходе которого кариесогенные бактерии, метаболизируя сахара, продуцируют кислоту. Кроме того, фтор обладает бактерицидными свойствами, воздействуя на кариесогенные и другие виды бактерий полости рта.
Оптимальные дозы фтора оказывают стимулирующее действие на все производные соединительной ткани, особенно на различные виды коллагена, костной и хрящевой тканей (Жаворонков А.А., 1977).
Проявления гипофтороза у взрослых обнаруживаются при заживлении ран и костных переломов, а также у людей преклонного возраста, особенно у женщин, у которых наблюдаются частые переломы в связи с хрупкостью костей (Жаворонков А.А., 1977).
Флюороз – маркер гиперфтороза. По данным ВОЗ (1989), в развитых странах, где широко применяются коммунальные методы фторирования и фторсодержащие зубные пасты, сомнительные и очень слабые формы флюороза встречаются лишь у 20% населения.
В г. Чапаевске нами впервые во время эпидемиологических исследований в 1996 г. был выявлен флюороз зубов у половины детей школьного возраста при оптимальных и субоптимальных концентрациях фторида в питьевой воде. Это нельзя объяснить фактом систематического использования фторсодержащих зубных паст для гигиены полости рта детьми, начиная с момента прорезывания зубов в дошколь-
ном возрасте: так, методом анкетирования родителей было установлено, что 90% детей начинают чистить зубы только с 6-летнего возраста и делают это нерегулярно.
В специальной литературе имеются указания на развитие флюороза зубов у детей, проживающих в регионах с концентрацией фторидов в питьевой воде 0,3 мг/л. Так, Stooky J. (1997) выявил флюороз зубов у детей в одном из регионов Китая, где в течение 35 лет отмечался неадекватный режим питания, характеризующийся недостатком солей кальция и белков.
Несбалансированное питание, особенно увеличение доли жиров и снижение доли протеинов, усиливает фтористую интоксикацию (Доценко В.А. и соавт., 1986). По данным комитета по санитарно-эпиде-
миологическому надзору г. Чапаевска, в пищевом рационе у большинства детей отмечается пониженное содержание кальция и белков.
По данным Т.И. Стуколовой (1994), у детей г. Чапаевска выявлена общая тенденция к гипопротеинемии, что отражает нарушение белково-синтезирующей функции печени и усиленный протеолиз в результате действия экзотоксинов. В этом регионе Самарской области отмечается загрязнение среды проживания, которое составляет более
11 баллов. Исследованиями педиатров установлено снижение иммунологической реактивности организма, широкое распространение анемии, патологии сердечно-сосудистой, дыхательной, эндокринной систем, пищеварительного тракта в регионах антропогенного загрязнения (Вельтищев Ю.И., 1995). Эти проявления «химической» болезни (Стуколова Т.И., 1994), вероятно, ведут к усилению токсического действия фтора при оптимальных для профилактики зубов и безопасных для здоровья концентрациях. Возможно, в экологически неблагополучных регионах необходимо пересмотреть ГОСТы по содержанию фтора в питьевой воде, нужно тщательное наблюдение за составом воздуха, почвы для исключения хронической интоксикации организма фторидами.