Этапы формирования здоровья детей

ПСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Артюнина Г.П.

ОСНОВЫ ПЕДИАТРИИ

Учебное пособие для студентов педагогических вузов

Псков

Кафедра фундаментальной медицины

УДК 61

ББК 5

Рецензенты:

Мишкич И.А. – профессор кафедры профилактической медицины Санкт-Петербургской государственной медицинской академии, доктор медицинских наук;

Филиппова А.Г. – доцент кафедры медико-биологических дисциплин Псковского государственного педагогического университета, кандидат медицинских наук;

Гун Г. Е. – доктор медицинских наук, профессор, заслуженный врач РФ, декан факультета менеджмента в образовании, заведующий кафедрой социального здоровья школьников Ленинградского областного института развития образования.

Артюнина Г.П

Основы педиатрии: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. Псков: Псковский государственный университет, 2014. с.

В учебнике изложены теоретические и практические вопросы здоровья, предболезни, болезни. Книга содержит пропедевтический курс по инфекционным и неинфекционным болезням, профилактике заболеваний у детей, роли учителя в профилактике. Учебник содержит несколько разделов, посвященных наиболее часто встречающимся неотложным состояниям в детском возрасте. Излагаются клинические проявления этих состояний и методика оказания экстренной медицинской помощи больным детям.

Учебник предназначен для студентов педагогических вузов, а также воспитателей дошкольных учреждений.

Автор учебника – заведующая кафедрой фундаментальной медицины Псковского государственного университета, профессор, доктор медицинских наук Артюнина Галина Петровна.

ГЛАВА 1. ЗДОРОВЬЕ, ПРЕДБОЛЕЗНЬ, БОЛЕЗНЬ И ПРОФИЛАКТИКА

ЗДОРОВЬЕ

Слово «здоровье», как и слова «любовь», «красота», «радость», принадлежат к тем немногим понятиям, значение которых знают все, но понимают по-разному. Здоровье – одно из основных условий оптимизации человеческого существования и одно из основных условий счастья человека. Постулат всей жизни (исходное положение, допущение, принимаемое без доказательств): «Здоровье человека – это главная ценность жизни: его не купишь, его надо сохранять, сберегать, улучшать смолоду, с первых дней жизни ребенка».

Что же такое здоровье? Простота ответа на этот вопрос – типа «это когда ничего не болит» – кажущаяся, и до сих пор всеобъемлющего определения здоровья не существует. В большой медицинской энциклопедии (БМЭ) здоровье трактуется как «состояние организма человека, когда функции всех его органов и систем уравновешены с внешней средой и отсутствуют какие-либо болезненные изменения». В тоже время живой организм – система неравновесная и на протяжении своего развития меняет формы взаимодействия с условиями окружающей среды. При этом меняется не столько среда, сколько сам организм.

Широкое международное признание получило определение здоровья, данное Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ): «Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов» (Устав ВОЗ, 1946 год). Если вдуматься в это определение, то можно сделать вывод, что абсолютное здоровье является абстракцией. Кроме того, это определение изначально исключает людей, имеющих какие-либо (врожденные или приобретенные) физические дефекты, даже в стадии компенсации.

Эта концепция не подвергалась пересмотру со времени основания ВОЗ и сейчас критикуется почти во всех работах, посвященных понятию здоровья. Это определение критикуют:

· за идеальность цели, которую никогда не достичь;

· за то, что неопределенное понятие «здоровье» определяется через субъективное понятие «благополучие»; кроме того, социальное благополучие может оказывать существенное влияние на показатели здоровья, но не является его признаком;

· за статичность - здоровье надо рассматривать не в статике, а в динамике изменения внешней среды и в онтогенезе;

· за то, что полное благополучие ведет к уменьшению напряжения организма и его систем, к снижению сопротивляемости и, скорее, является предпосылкой нездоровья, чем сущностью здоровья.

Таким образом, здоровье человека – это гармоничное единство биологических и социальных качеств, обусловленных врожденными и приобретенными биологическими и социальными свойствами, а болезнь – нарушение этой гармонии (В.С. Лучкевич).

Более уточненное определение опубликовано в Федеральном законе «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ: «Здоровье - состояние физического, психического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма».

Компоненты здоровья

Соотношение социального и биологического в человеке является главным в понимании характера здоровья и болезни. В настоящее время принято выделять несколько компонентов (уровней) в понятии «здоровье»:

Первый уровень – биологическое здоровье связано с организмом и зависит от динамического равновесия функций всех внутренних органов, их адекватного реагирования на влияние окружающей среды. Иными словами – это совершенство саморегуляции в организме и максимальная адаптация (в биологическом смысле) к окружающей среде. Здоровье на биологическом уровне имеет две компоненты:

· Соматическое здоровье – текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития;

· Физическое здоровье – уровень роста и развития органов и систем организма. Основу его составляют морфологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции.

Второй уровень – психическое здоровье. Психическое здоровье – это состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную поведенческую реакцию. Психическое или душевное здоровье относится к разуму, интеллекту, эмоциям (психологическое благополучие, уровни тревоги и депрессии, контроль эмоций и поведения, познавательные функции). К компонентам психического здоровья относят нравственное здоровье – комплекс эмоционально-волевых и мотивационно-потребностных свойств личности, система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Нравственное здоровье определяет духовность человека. Как говорили греки: «В здоровом теле – здоровый дух» (Mens sana in corpora est).

Третий уровень – социальное здоровье связано с влиянием на личность других людей, общества в целом и зависит от места и роли человека в межличностных отношениях, от нравственного здоровья социума. Социальное здоровье – мера социальной активности и, прежде всего, трудоспособности, форма активного, деятельного отношения к миру. Социальная составляющая здоровья складывается под влиянием родителей, друзей, одноклассников в школе, сокурсников в вузе, коллег по работе, соседей по дому и т.д. Социальное здоровье отражает социальную политику государства, социальные связи, ресурсы, межличностные контакты.

Медики древности видели истоки здоровья и причины болезней не только в смешении элементов организма, но и в поведении людей, их привычках, условиях и образе жизни. Делались попытки установить связь между спецификой заболевания и характером труда. Современные специалисты в области гигиены труда и профессиональных заболеваний, медицинской экологии представили многочисленные доказательства неблагоприятного воздействия на здоровье человека вредных условий труда и быта.

Первостепенная значимость социальных условий в формировании здоровья населения стала предметом изучения социальной гигиены с начала ХХ века.

Социальные условия – это форма проявлений производственных отношений, способ общественного производства, социально-экономический строй и политическая структура общества. Социальные факторы – это проявление социальных условий для конкретного человека: условия труда и отдыха, жилье, питание, образование, воспитание и т.д.

Различие между психическим и социальным здоровьем условно: психические свойства и качества личности не существуют вне системы общественных отношений. Люди со здоровой психикой чувствуют себя достаточно уверенно и благополучно в любом обществе. В здоровом обществе, как правило, формируются здоровые личности. Недостатки воспитания и неблагоприятные влияния окружающей среды могут вызвать деградацию личности. Личность с развитым сознанием и самосознанием может противостоять воздействию внешних условий, бороться с трудностями и оставаться здоровой физически, психически и социально.

Этапы формирования здоровья детей

Ребенок должен расти здоровым. Суть здоровья ребенка заключается в гармонии физических и духовных сил, уравновешенности нервной системы, выносливости, способности противостоять различным вредным влияниям.

Жизнь неизбежно сталкивает ребенка с какими-то испытаниями. Что бы это ни было – резкая смена температуры или инфекция, физическая перегрузка или душевное волнение, крепкий организм ответит целесообразными реакциями адаптации и отстоит себя, а слабый потерпит поражение.

Здорового ребенка легче воспитывать. У него быстрее устанавливаются все необходимые умения и навыки, он лучше приспосабливается к смене условий и воспринимает все предъявляемые ему требования. Здоровье – важнейшая предпосылка правильного формирования характера, развития инициативы, сильной воли, дарований и природных способностей.

Здоровье ребенка в большой степени зависит от здоровья родителей. Будущие отцы и матери должны проконсультироваться у врача и, если обнаружатся какие-либо хронические заболевания, терпеливо лечиться.

Жизнь ребенка, его рост и развитие начинаются не со дня появления на свет, а с момента зачатия, являющегося результатом оплодотворения женской половой клетки (яйцеклетки) мужской половой клеткой (сперматозоидом). Оплодотворенное яйцо (зародыш) развивается в полости матери. Поэтому первый период развития, продолжающийся 9 месяцев, называется внутриутробным.

В последние годы применяется антенатальная профилактика – предупреждение заболевания ребенка еще до его рождения. Правильно питаясь, регулярно чередуя труд и отдых, избегая различных вредных воздействий (алкоголь, курение, бесконтрольный прием лекарств, вредные условия туда) беременная женщина может «управлять» развитием своего будущего ребенка.

Введение родового сертификата с 2006 года – это правительственная поддержка рождения здорового поколения. Беременная женщина получает государственную материальную поддержку только в том случае, если она встанет на учет в женской консультации до 3-х месяцев беременности. В эти сроки обследование эмбриона уже может выявить некоторые перспективы здоровья будущего ребенка (врожденные пороки, наследственные заболевания). В дальнейшем постоянный врачебный контроль за течением беременности и родов позволит уменьшить риск патологии беременных и осложнений родов.

Долгое время в науке существовало мнение, будто плод в период пребывания в утробе матери полностью изолирован от материнского организма. Сейчас ученые доказали: зародыш и организм матери представляют единое целое. Утверждают также возможность попадания от матери к зародышу микробов, вирусов, ядовитых веществ, алкоголя и некоторых лекарственных препаратов. Установлено их вредное влияние на плод, а в последующем на ребенка. Особенно опасны первые три месяца беременности, когда формируются и частично начинают функционировать органы зародыша, поэтому действие болезнетворных факторов в этот период наиболее опасно. Чрезвычайно опасно употребление алкоголя перед зачатием.

Сравнительно недавно возникло движение за необходимость пренатального, дородового воспитания ребенка. Установлено, что уже с 5-5, ½ месяцев внутриутробной жизни у ребенка могут функционировать слуховой, вкусовой, вестибулярный, тактильный и другие анализаторы. Примерно с этого возраста дети могут индивидуально реагировать на разную музыку. Это может ощущать и мать, которая, заметив это, должна стремиться слушать музыку, приятную для плода. Считают, что музыка Бетховена и Брамса возбуждает, а музыка Моцарта и Вивальди успокаивает плод. В то же время рок-музыка действует на плод негативно. Мать должна беседовать с плодом, делиться своими радостями, рассказывать ему о будущей жизни, какие качества она хочет видеть в ребенке. Отец также должен принимать участие в пренатальном воспитании, в основном, через мать. Оказывается, голова плода движется вслед за кистью отца, гладящего живот матери. Очень полезно пение матери, особенно на два голоса с отцом.

Зародыш до 3 месяцев внутриутробного развития называется эмбрионом, а с 3-го месяца до момента рождения – плодом. Необходимое питание и кислород он получает из материнской крови через сосуды детского места (плаценту). К концу 1Х солнечного (или Х лунного – 28 дней) наступают роды. Новый – внеутробный – период развития ребенка длится 18 лет.

Внеутробный период до достижения полной зрелости складывается из шести условно выделенных периодов:

1 период – новорожденности – от рождения до конца первого месяца жизни.

П период – грудного возраста – от конца первого месяца и до конца первого года жизни.

Ш период – раннего детского возраста – от 1 года до 3 лет.

1У период – дошкольного возраста – от 3 до 6 лет.

У период – младшего школьного возраста – от 6 до 12 лет.

У1 период – старшего школьного возраста – от 12 до 18 лет.

Здоровье ребенка во многом зависит от учета его возрастных особенностей. Организм ребенка в каждый из перечисленных возрастных периодов имеет ряд структурно-функциональных особенностей, вызывающих необходимость разного режима, ухода, питания и воспитания. Самыми ответственными являются два первых периода.

В период новорожденности у детей выявляются пороки развития, повреждения разных органов, полученные природах (нарушение мозгового кровообращения вплоть до внутричерепных кровоизлияний, переломы костей, повреждение мышц, периферических нервов и др.).

Человек появляется на свет с известным запасом сопротивляемости, устойчивости, «готовых» приспособительных механизмов. Весьма совершенны, например, естественные механизмы терморегуляции. В ответ на охлаждение в организме возникает сложная цепь реакций, способствующих быстрому уменьшению теплоотдачи, а в ответ на перегревание – ее увеличению. Если эти механизмы упражнять часто, с возрастающей нагрузкой, то они становятся все более надежными, безотказными; если же такой тренировки нет, их устойчивость значительно снижается. Иными словами, если ребенка закаляют, он будет более устойчив не только к охлаждению, но и другим внешним воздействиям, если кутают, то устойчивость к простудным и другим заболеваниям уменьшается.

У детей грудного возраста легко возникают и тяжело протекают сепсис (заражение крови), острые желудочно-кишечные болезни, воспаление легких, кожные болезни, рахит и др.

Со второго года - периода раннего детского возраста – рост замедляется. Увеличение массы и длины тела происходит гораздо медленнее, чем на первом году. Все органы ребенка в этом периоде несколько укрепляются, увеличивается их работоспособность. Развиваются и крепнут мышцы и скелет; заканчивается прорезывание всех 20 молочных зубов. Пищеварительный тракт становится чувствительным, усиливается деятельность пищеварительных ферментов. Быстро развивается психика.

Ребенок к 3-му году жизни хорошо овладевает ходьбой и довольно связно говорит. В этом возрасте за ним необходим бдительный надзор, так как, несмотря на хорошее развитие двигательных навыков (ходьба, бег, лазанье), отношение ребенка к окружающей среде и опасностям еще неосознанно, вследствие чего ребенок часто получает тяжелые повреждения (ушибы, ожоги, электротравмы и др.).

У детей раннего возраста наиболее часто возникают инфекционные заболевания (ОРЗ, корь, ветряная оспа, дизентерия, гепатит и др.). Объясняется это тем, что врожденный иммунитет (от матери) ослабляется, а круг общения с окружающим миром расширяется.

В дошкольном возрасте (3-6 лет) организм ребенка продолжает укрепляться, развиваются и крепнут скелет и мускулатура, хотя ребенок растет менее интенсивно. К концу дошкольного периода начинается смена молочных зубов. Ребенок все теснее соприкасается с миром взрослых и подвергается его воздействию. В этом возрасте легко возникают травмы вследствие отсутствия опыта, а нередко и недостатка надзора. Правильный режим, расширение элементов самообслуживания и трудовое воспитание являются в этом возрасте обязательными.

По уровню интеллектуального развития ребенок к концу этого периода должен быть готов к поступлению в школу. Дети 3-6 лет любят много рисовать, лепить, писать и читать отдельные буквы, слова и даже короткие фразы.

Детские инфекционные заболевания встречаются у них довольно часто, но протекают легче и реже вызывают осложнения, чем в последующие возрастные периоды. Интенсивный рост лимфоидной ткани, завершение формирования придаточных пазух носа создают возможность появления у детей этого возраста ангин, тонзиллита, аденоидов, гайморита и других заболеваний, многие из которых являются осложнением острых респираторных вирусных инфекций.

У детей младшего школьного возраста (6-12 лет) усиленно развивается скелет и увеличивается мышечная сила. Молочные зубы сменяются постоянными. Ребенок из условий домашней среды или детского сада переходит в условия школьной жизни, овладевает необходимыми трудовыми навыками. Увеличивается его общение с детьми и взрослыми, возрастает интерес к познанию природы.

Острые инфекционные заболевания в этом возрасте возникают реже и протекают значительно легче. У детей этого возраста часто возникают болезни желчных путей, реже сердечно-сосудистые заболевания (ревматизм, гипертоническая болезнь, вегето-сосудистая дистония и др.).

ПРЕДБОЛЕЗНЬ

Переход от здоровья к болезни не является внезапным. Между этими состояниями имеется ряд переходных стадий, которые не вызывают у человека выраженного снижения социально-трудовой активности и субъективной потребности в медицинской помощи.

Современный врач-клиницист, как правило, фиксирует болезнь или ее отсутствие. Однако уже Гален указывал на существование трех состояний: здоровье, переходное состояние и болезнь. Здоровье – это динамический процесс в жизни человека. При снижении его количества развивается третий уровень здоровья (третье состояние, преморбидный период или предболезнь) - состояние, при котором возможно развитие патологического процесса без изменения силы действующего фактора вследствие снижения резервов адаптации.

Наши рекомендации