Раздел 2. Педагогический контроль за состоянием здоровья детей и взаимодействие с медицинским персоналом по вопросам здоровья детей

Задание 1.Самостоятельно изучите тему «Адаптация детей к дошкольной организации» по следующему плану:

1. Организация процесса адаптации детей к условиям образовательной организации.

2. Способы введения ребенка в условия образовательной организации.

3. Психическое здоровье и общий психологический климат в группе детей детского сада.

Задание 2. Составьте сообщение на одну из тем:

«Профилактика и лечение невротических расстройств у детей раннего и дошкольного возраста».

«Профилактика и лечение болезней органов пищеварения у детей раннего и дошкольного возраста».

«Профилактика и лечение болезней мочевыводящих путей у детей раннего и дошкольного возраста».

«Профилактика и лечение болезней органов дыхания у детей раннего и дошкольного возраста».

Вопросы для подготовки к зачету

1.Дайте определение понятию «рациональный режим дня», перечислите основные принципы и особенности построения режима дня в различных возрастных группах.

2.Раскройте содержание воспитания культурно - гигиенических навыков в раннем возрасте.

3.Раскройте содержание воспитания культурно - гигиенических навыков в подготовительной к школе группе.

4. Охарактеризуйте общие принципы оказания первой помощи.

5. Раскройте алгоритм оказания первой помощи при закрытых повреждениях.

6. Раскройте алгоритм оказания первой помощи при открытых повреждениях.

7. Дайте характеристику видам кровотечений, раскройте содержание первой помощи при различных видах кровотечений.

8.Перечислите меры предупреждения несчастных случаев и травматизма в детской дошкольной организации семье.

9. Дайте определение понятиям: «здоровье», «здоровый образ жизни», «образ жизни», «валеология». Перечислите факторы, оказывающие влияние на здоровье ребенка.

10. Раскройте особенности, принципы и виды закаливания дошкольников. Перечислите противопоказания к закаливанию.

11.Раскройте содержание работы по профилактике плоскостопия. Перечислите болезни, вызываемые нарушением обмена веществ у детей раннего возраста. Кратко охарактеризуйте одну из них (этиология, течение болезни, профилактика и лечение). Перечислите заболевания эндокринной системы. Кратко охарактеризуйте одно из них (этиология, течение болезни, профилактика и лечение).

12.Перечислите болезни верхних дыхательных путей, кратко охарактеризуйте одну из них (этиология, течение болезни, профилактика и лечение).

13.Перечислите бронхолегочные заболевания, кратко охарактеризуйте одно из них (этиология, течение болезни, профилактика и лечение).

14. Раскройте классификацию инфекционных заболеваний.

Перечислите известные вам воздушно-капельные инфекции кратко охарактеризуйте одну из них (этиология, течение болезни, профилактика и лечение).

15.Перечислите известные вам кишечные инфекции, кратко охарактеризуйте одну из них (этиология, течение болезни, профилактика и лечение).

16.Перечислите аллергические состояния, кратко охарактеризуйте одно из них (этиология, течение болезни, профилактика и лечение).

17.Перечислите кожные болезни, кратко охарактеризуйте одну из них (этиология, течение болезни, профилактика и лечение).

18. Перечислите и дайте краткую характеристику известных вам заболеваний нервной системы детей дошкольного возраста. Назовите возможные причины их появления и способы работы с детьми, страдающими неврозами.

19. Перечислите и охарактеризуйте формы неадекватного поведения детей. Объясните возможные причины появления таких форм поведения и способы взаимодействия воспитателя с такими детьми.

20. Опишите особенности поведения ребенка при нормальном психическом состоянии и развитии. Опишите возможные формы поведения ребенка при неблагополучном психическом состоянии. Объясните, на какие особенности ребенка вы будете обращать внимание при анализе мероприятия двигательного режима.

21.Раскройте особенности адаптации детей к ДОО (дошкольной образовательной организации): дайте определение понятиям социальная и биологическая адаптация; перечислите и охарактеризуйте типы тяжелой адаптации ребенка к детскому саду; раскройте факторы, влияющие на адаптацию ребенка к ДОО. Опишите особенности работы воспитателя с детьми в период адаптации последних к ДОО.

22. Опишите показатели и методы диагностики физического развития детей с ОВЗ и сохранным развитием.

Задания для проверки усвоения умений

1. Решите ситуационную задачу.

Рита (2,5 года) две недели назад начала ходить в детский сад. Родители сразу стали оставлять ребенка в саду на целый день. Все это время девочка часто плачет, отказывается принимать пищу, играть с другими детьми. Определите возможные причины поведения ребенка. Предложите способы решения проблемы. Как в такой ситуации следует вести себя воспитателю?

2.Решите ситуационную задачу.

Егор (6 лет) вместе с отцом идут по улице. Навстречу им идет сосед с бульдогом (собака средних размеров). Увидев собаку, мальчик тут же начинает судорожно метаться и паниковать. Взрослые пытаются успокоить ребенка: «Не бойся, ты уже большой парень. Да она не кусается». Мальчик начинает прятаться за отца. В глазах ребенка паника. Определите возможные причины поведения ребенка. Предложите способы решения проблемы. Какие рекомендации можно предложить взрослым?

3.Решите ситуационную задачу: Ларисе 5 лет. Последнее время девочка плохо засыпает, просыпается по ночам, ей постоянно снятся кошмары. Определите возможные причины поведения ребенка. Предложите способы решения проблемы

4.Разработайте конспект мероприятия по формированию культурно-гигиенических навыков у детей первой младшей группы.

5.Разработайте конспект мероприятия по формированию культурно-гигиенических навыков у детей подготовительной к школе группы.

6.Разработайте проект «Уголка здоровья» в групповом помещении ДОО.

7.Разработайте эскиз групповой комнаты для детей одной из возрастных групп.

8.Решите ситуационную задачу.

Кирюше 4 года. Во время сон часа ребенок внезапно побледнел, громко закашлял, при этом ему было трудно дышать. Однако приступ быстро прошел. Воспитатель успокоила ребенка и уложила его спать. Через некоторое время ситуация повторилась. Определите заболевание ребенка. Предложите конкретные меры оказания доврачебной помощи, дальнейшие меры профилактики.

9.Решите ситуационную задачу.

Владик (5 лет) вернулся в детский сад после ангины. На физкультурном занятии воспитатель давала ребенку ту же физическую нагрузку, что и другим детям. Во время занятия мальчик почувствовал слабость. Оцените действия воспитателя. Как следует организовывать физическую нагрузку и режим дня ребенка?

10.Решите ситуационную задачу.

Александра Витальевна первый день работает с новой группой детей, ранее ей не знакомых. Во время игры Павлик (4 года) внезапно стал задыхаться. Воспитатель растерялась и стала хлопать ребенка по спине. Оцените действия воспитателя. Определите, что произошло с ребенком. Предложите конкретные меры оказания доврачебной помощи, дальнейшие меры профилактики.

11.Решите ситуационную задачу.

Во время утреннего приема при осмотре ротовой полости ребенка воспитатель обнаружила у него единичные беловатые пузырьки. Стоит ли воспитателю принимать ребенка в группу? Определите возможное заболевание ребенка. Предложите конкретные меры профилактики и лечения болезни.

12.Решите ситуационную задачу.

После прививки ребенок резко побледнел, стал жаловаться на наступившую слабость, головную боль, шум в ушах, чувство сдавленности в груди. Определите заболевание. Предложите меры оказания ПМП ребенку.

13.Решите ситуационную задачу.

Саше 1,5 года. Недавно произошла следующая ситуация: ребенок побледнел, губы его посинели, лицо стало испуганным, малыш раскрытым ртом как бы ловил воздух, покрывался холодным потом. После нескольких секунд появился шумный вдох, дыхание постепенно восстановилось. Определите возможные причины появления таких симптомов. Какую доврачебную помощь необходимо оказать ребенку в данной ситуации? Нужно ли вызывать врача, если дыхание само восстановилось?

14.Решите ситуационную задачу: во время прогулки ребенок травмировал колено, у ребенка образовалась небольшая царапина, крови нет. Как оказать первую помощь?

15.Решите ситуационную задачу: ребенок сильно поранился во время прогулки, у него рана на руке, из которой бьет фонтаном алая кровь. Предложите меры по оказанию доврачебной помощи пострадавшему.

16.Решите ситуационную задачу: ребенок упал во время прогулки. Он жалуется на сильную боль в руке, рука ребенка опухла и посинела. Предложите меры по оказанию доврачебной помощи пострадавшему.

17.Решите ситуационную задачу: ребенок сильно поранился во время прогулки, у него рана на руке, из которой течет темно-красная кровь. Предложите меры по оказанию доврачебной помощи пострадавшему.

18.Решите ситуационную задачу: во время физкультурного мероприятия ребенок упал и вывихнул ногу. Предложите меры по оказанию доврачебной помощи пострадавшему.

Решите ситуационную задачу: ребенок упал во время прогулки. Он жалуется на сильную боль в ноге, нога ребенка опухла и посинела. Предложите меры по оказанию доврачебной помощи пострадавшему.

19.Решите ситуационную задачу: во время прогулки ребенок травмировал колено, довольно обширная рана загрязнена землей. Как оказать первую помощь?

20.Решите ситуационную задачу. Сене 2,5 года. У ребенка наблюдается деформация костей, изменения зубов, увеличение печени и селезенки. Определите заболевание ребенка. Предложите конкретные меры его профилактики.

Рекомендуемая литература:

1. Звягин, А.А. Детские болезни [Текст]: Учебное пособие / Звягин А.А., Почивалов А.В. — Воронеж: 2014. — 272 с.

2. Кабанов, А.Н. Анатомия, физиология и гигиена детей дошкольного возраста [Текст]: Учебник для дошкольных педучилищ / А.Н. Кабанов, А.П. Чабовская. М., «Просвещение», 2010.

3. Мониторинг в детском саду. Научно-методическое пособие. Спб.: изд-во «Детство-пресс».- 2010. – 592 с.

4. Петерина, С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста [Текст] / С.В. Петерина, М. Просвещение 1986 г.

5. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 г. Москва от "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций""

6. Чабовская, А.П. Основы педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста [Текст] / А.П. Чабовская, 1989.

7. Тонкова-Ямпольская, Р.В. Основы медицинских знаний [Текст]: учебник для студ. мед. училищ / Р.В. Тонкова-Ямпольская и др., 1993

Наши рекомендации