Организация медицинской помощи детям
Мы живем в условиях, когда факторы неблагоприятного влияния на состояние здоровья человека значительно активизировались в связи с экономическими и социальными кризисными явлениями. Уровень здоровья любой нации определяет состояние здоровья детей, которые являются индикатором заботы общества о своем будущем.
Мероприятия по здравоохранению детского населения включают следующее:
- антенатальную охрану плода (антенатальный, или дородовый, патронаж);
- патронаж новорожденных;
- патронаж детей первого года жизни;
- диспансеризацию детей дошкольного и школьного возраста.
В системе медицинских мероприятий, направленных на здравоохранение детей, ведущее место занимает амбулаторно-поликлиническая помощь. Ее основные принципы – участковый принцип обслуживания и диспансерный метод работы, которые включают:
– бесплатное, систематическое, квалифицированное, доступное врачебное, фельдшерское, сестринское наблюдение за здоровыми детьми;
– первичная и вторичная профилактика заболеваний;
– раннее выявление и своевременное лечение больных детей;
– реабилитация больных;
– просветительская работа по вопросам воспитания здорового ребенка, обеспечения его нормального физического и психического развития.
Лечебно-профилактическая помощь детям осуществляется в медицинских учреждениях разных уровней:
- первичный уровень: сельская врачебная амбулатория или амбулатория семейного врача, участковая больница, фельдшерско-акушерский пункт, фельдшерский пункт - жителям села, а жителям города - детские поликлиники, учреждения скорой и неотложной помощи;
- вторичный уровень: городские детские больницы и центральная районная больнице с поликлиническим детским отделением и стационаром;
- третичный уровень: областные детские больницы, специализированные диспансеры, ЦПС и генетического консультирования, центры матери и ребенка, клиники НИИ (центры республиканского уровня (онкологический, кардиохирургческий, трансплантационный, гемодиализа,….).
Медицинское наблюдение за ребенком должно быть систематическим и беспрерывным, в связи с чем особое значение приобретает преемственность в работе врачей различных профилей.
Забота о здоровье ребенка начинается в женской консультации еще до его рождения. Следующим этапом является родильный дом. После выписки из родильного дома здоровый ребенок поступает под наблюдение детской поликлиники. Все беременные должны во время беременности пройти дородовый патронаж участковым педиатром, а также профилактические осмотры другими специалистами для профилактики патологии новорожденных. Работа поликлиники осуществляется по территориально-участковому принципу.
Структурные подразделения детской поликлиники состоят из административно-хозяйственной, лечебно-профилактической, диагностической и лабораторной части, молочной кухни, дневного стационара.
Работа детской поликлиники строится в соответствии с общими принципами лечебно-профилактической помощи - участковый принцип обслуживания, профилактическая направленность и диспансерный метод работы.
Основными направлениями деятельности детской поликлиники являются:
· организация и проведение комплекса профилактических мероприятий (включая профосмотры детей и диспансерное наблюдение относительно групп здоровья и вида патологий. Под диспансерным наблюдением должны быть все дети, независимо от возраста и состояния здоровья);
· противоэпидемические мероприятия (своевременное определение инфекционных заболеваний, изоляция больных, планирование и проведение профилактических прививок);
· лечебно-консультативная помощь детям в поликлинике и дома;
· лечебно-профилактическая работа в дошкольных учреждениях и школах;
· организационно-методическая работа.
Поликлиники оказывают медицинскую помощь детям от рождения до 18 лет (17 лет 11 мес. 29 дней) на приеме в поликлинике, при вызове врача на дом, в дошкольных учреждениях и школах.
Деятельность поликлиники обеспечивается медицинскими работниками, штат которых устанавливается с учетом численности детского населения (количество детей на врачебном участке в возрасте до 15 лет – 800). Кроме врачей-педиатров, в штате поликлиники обязательно есть многочисленная группа врачей других специальностей: хирурги, психоневрологи, офтальмологи, рентгенологи, физиотерапевты и др.
Разделы работы участкового педиатра :
Оказание квалифицированной педиатрической помощи детям в поликлинике и дома, диагностика болезней | · оказание квалифицированной медицинской помощи детям в поликлинике и дома; · своевременная госпитализация; · направление на восстановительное лечение в санатории; · экстренная медицинская помощь независимо от местожительства; · экспертиза временной неработоспособности · организация консультаций и лабораторных обследований; · отбор детей для лечения и учебы в специализи- рованных дошкольных и школьных заведениях; |
Профилактическая работа среди детей своего участка | · антенатальная охрана плода; · профилактическое наблюдение за здоровыми детьми; · посещение младенцев в первые дни после выписки из роддома; · диспансерное наблюдение в соответствии с группами здоровья и вида патологии; · профилактические прививки; · проведение санитарно просветительской работы среди родителей и детей; |
Противоэпидемические мероприятия на участке | · учет детей, которые подлежат прививкам, планирование этой работы; · специфическая иммунизация детей - проведение прививок соответственно рекомендованным срокам; · подготовка к прививкам детей, которые часто болеют, при наличии в анамнезе аллергических реакций на введение вакцин; · подготовка материалов по противопоказаниям для проведения прививок для обсуждения на комиссии, выполнение рекомендаций этой комиссии; · контроль за детьми после проведения прививок, учет необычных реакций, профилактика и лечение осложнений после прививок; · анализ эффективности прививок на участке; · своевременное выявление инфекционных заболеваний, уведомление о них СЭС; · изоляция (госпитализация) больных. |
Динамическое наблюдение за группой диспансерного учета | · периодические профилактические осмотры групп здоровых детей, объединенных возрастно-физиологическими признаками; · активное динамическое наблюдение за больными; · своевременное комплексное проведение необходимых лечебно-оздоровительных мероприятий |
Санитарно просветительная работа | · |
Отчетно-статистическая работа | · |
Расчет стоимости медицинских услуг | · |
Участковый педиатр осуществляет постоянную связь с женской консультацией, проводит антенатальный (дородовый) патронаж, что имеет особенно важное значение для беременных женщин из группы риска. О здоровье детей врач-педиатр начинает заботиться с момента выписки их из роддома, посещает новорожденных в первые три дня после выписки. Помощником участкового педиатра является участковая медицинская сестра.
На каждого новорожденного и нового ребенка на участке оформляют историю развития ребенка (форма № 112/О), которая является основным медицинским документом.
В течение первого месяца жизни медицинский работник обслуживает ребенка только дома. Профилактическая работа с детьми первого года жизни включает патронаж, профилактические приемы с оценкой физического, нервно-психического и двигательного развития детей, контроль за правильным вскармливанием, режимом жизни и воспитания. В этом педиатрам помогает кабинет здорового ребенка – методический центр по вопросам развития, воспитания здорового ребенка.
Работники кабинета – врач и опытная медсестра (фельдшер):
· проводят индивидуальные и коллективные беседы с родителями детей, прежде всего раннего возраста (до 3-х лет) по вопросам воспитания здорового ребенка;
· учат родителей методике ухода за детьми, закаливания, организации режима дня, проведение массажа, гимнастики, правилам питания ребенка;
· помогают максимально сохранить грудное вскармливание;
· проводят работу по профилактике рахита;
· совместно с участковыми педиатром и участковой медицинской сестрой готовят детей к поступлению в детский сад и школу.
В течение первого года жизни здоровый ребенок должен быть осмотрен участковыми медицинскими работниками поликлиники, а также ортопедом, офтальмологом, невропатологом. Схема кратности обязательных медицинских профилактических осмотров детского населения представлена в таблице 3. Участковый педиатр отображает результаты наблюдений в этапных эпикризах истории развития ребенка (в возрасте ребенка 3, 6 и 9 мес.). В конце первого года наблюдения после осмотра и обследования ребенка (общие анализы крови, кала и мочи, антропометрические измерения), проведения профилактических прививок педиатр оформляет детальный эпикриз, составляет план оздоровительных мероприятий на последующий период.
Важным разделом деятельности участкового педиатра является систематическое профилактическое наблюдение за здоровыми детьми, в котором также принимают участие врачи других специальностей. Здоровые дети обследуются и наблюдаются непосредственно в поликлинике.
Педиатр проводит динамическое наблюдение за группой диспансерного учета, осуществляет оздоровление детей вместе с врачами других специальностей, оценивает эффективность диспансеризации, обеспечивает обследование, необходимые оздоровительные и профилактические мероприятия, проводит учет и отбор тех, кто по состоянию здоровья нуждается в санаторном лечении. На каждого ребенка, который нуждается в диспансерном наблюдении, оформляют карточку диспансерного наблюдения (форма № 30/0).По состоянию здоровья дети распределяются на группы здоровья
Больных детей первого года жизни лечат преимущественно в стационаре. Лечение детей до одного года в домашних условиях требует ежедневного посещения врача для контроля эффективности лечения и своевременной госпитализации тяжело больных в случае необходимости. При необходимости ребенку на дому оказывается неотложная помощь.
Функционирует в поликлинике кабинет доврачебного приема с квалифицированным средним медперсоналом, задачами которого являются:
· измерение артериального давления и температуры;
· взятие мазка из зева для бактериологических исследований;
· выдача справок об эпидемическом окружении по месту жительства, выписок из истории развития ребенка;
· выдача направления на обследование перед вступлением в дошкольные учреждения и школы;
· проведение контрольных кормлений детей;
· проведение антропометрических измерений.
Профилактические прививки детям в городе осуществляются в специальных прививочных кабинетахпри детских поликлиниках, а в сельской местности - в лечебно-профилактических учреждениях сельского врачебного участка или в поликлиническом отделении районной больницы. Прививки организованным детям проводят в детских дошкольных учреждениях или школах.
Структурным подразделением детской поликлиники является пункт (отделение) неотложной помощи,который обеспечивает медпомощь на дому в выходные дни. В нем работают врач-педиатр и фельдшер. В этом отделении предоставляется необходимая медицинская помощь детям при состояниях, которые не представляют угрозы для жизни, а также обслуживаются вызовы, поступившие после прекращения их приема в поликлинике.
Важным разделом в работе врача-педиатра и участковой медицинской сестры является подготовка детей к поступлению в дошкольные учреждения.К мероприятиям, которые проводит медицинский персонал детской поликлиники по этому вопросу, относятся работа с родителями, консультации специалистов, окончание вакцинации (не позднее чем за один месяц до начала посещения дошкольного учреждения).
Перед поступлением в школу комплексные медицинские осмотры детей проводят врачи основных специальностей: офтальмолог, отоларинголог, невропатолог, хирург, стоматолог, логопед, проводят лабораторные исследования (анализы крови, мочи, кала), антропометрические измерения, определение артериального давления.
Выводы каждого специалиста фиксируют в индивидуальной карточке ребенка (форма № 26/0) и в истории развития ребенка (форма № 112/О), где указывается диагноз, группа здоровья, при необходимости — назначения.
Диспансеризацию детей школьного возраста осуществляют школьные педиатры вместе с врачами-специалистами путем проведения плановых осмотров, во время которых особенное внимание уделяют режиму дня, питанию, гигиеническому воспитанию школьников, своевременному проведению профилактических прививок, оздоровительных мероприятий, раннему выявлению заболеваний, диспансерному наблюдению за больными детьми с разнообразной патологией.
Прием детей в поликлинике.
Эффективная организация работы участковых медицинских работников зависит от правильно составленного посменного графика работы, который позволяет родителям с детьми посещать поликлинику в удобное для них время; правильной организации работы вспомогательного звена (регистратуры, кабинетов функциональной диагностики и лаборатории); использование консультативной помощи. Один день в неделю выделяется для профилактического приема здоровых детей. Поликлинический прием участковый врач проводит вместе с медицинской сестрой. Все данные об обследовании, диагнозе и лечении ребенка вносят в форму № 112/0. При необходимости госпитализации участковый педиатр оформляет подробную выписку из истории развития (форма № 112/0) с указанием о проведенном лечении, профилактических прививках, эпидемическом окружении. В случае выявления инфекционного заболевания оформляет экстренное извещение (форма № 058/0), которое направляет в санитарно-эпидемиологическую станцию, устанавливает карантин.
За здоровыми детьми врачи должны проводить наблюдение непосредственно в поликлинике. В случае острого хода заболеваний или обострений хронических болезней лечения ребенка и ее обследования врач проводит в домашних условиях. В поликлинику такие пациенты идут через отдельный вход – это дает возможность устранять контакт со здоровыми детьми.
Врач может организовать стационар на дому для оказания квалифицированной медицинской помощи детям. Основные задачи стационара на дому включают проведение мероприятий по диагностике и лечению больных детей при острых заболеваниях или обострении хронических болезней, долечивания после выписки из стационара. Отбор больных детей для лечения в стационаре на дому осуществляет участковый врач-педиатр по согласованию с заведующим педиатрическим отделением поликлиники.
На современном этапе рядом с развитием стационаров дома получили распространение дневные стационары, организация которых имеет целью:
· интенсификацию работы детской поликлиники;
· более полное обеспечение детей стационарной помощью;
· рациональное использование коечного фонда.
Структура дневного стационара для детей:
· процедурный кабинет;
· кабинет психологической разгрузки и отдыха больных;
· кабинет врача;
· палаты для больных.
На лечение в дневной стационар направляются больные дети:
· которые не нуждаются в строгом постельном режиме;
· способные к активному передвижению;
· которые не имеют противопоказаний для лечения за пределами стационара.
В медицинском обеспечении детей важное место занимает стационарная помощь, потребность в которой возникают при необходимости в постоянном врачебном наблюдении за больным ребенком, в проведении комплексного интенсивного лечения и исследований, которые невозможно осуществить в амбулаторно-поликлинических условиях. Стационарная помощь предоставляется в детских больницах (многопрофильных или специализированных).
Основной задачей детской больницы(отделения) является оказание высококвалифицированной помощи в достаточном объеме. В ее структуру входят различные подразделения. Наличие специализированных отделений и их профиль определяются с учетом местных условий, особенностей региональной заболеваемости, возрастного состава детей.
Приемное отделение стационара обеспечивает:
· санитарную обработку поступающих на лечение больных;
· изоляцию детей, которые были в контакте с инфекционными больными;
· оказание первой неотложной помощи;
· справочно-информационные функции;
· учет движения больных в стационаре и их выписку.
Лечебные отделения детского стационара рассчитаны на 40-60 коек с изолированными одна от другой палатными секциями на 20-30 коек. Палаты могут быть небольшими, на 3-4 койки, что позволяет заполнять их одновременно с учетом возраста и заболевания ребенка. В отделениях для старших детей предусмотрены столовые, комнаты для игр и школьных занятий. Это особенно важно для детей с хроническими заболеваниями, требующими длительного стационарного лечения (ревматизм, гломерулонефрит и др.). В крупных стационарах вводятся должности педагогов-методистов, которые организовывают воспитательную работу с детьми. В детских больницах создаются также отделения реанимации и/или палаты интенсивной терапии, в том числе для новорожденных.
В любом из отделений стационара ребенок находится под непосредственным наблюдением врача-ординатора, который обследует его, устанавливает диагноз, определяет план лечения, проверяет правильность и своевременность выполнения всех назначений медицинской сестрой, проводит санитарно-просветительную работу с родителями, в случае необходимости организовывает консультации пациента другими специалистами.
Во время лечения детей в стационаре матери предоставляется возможность находиться вместе с ребенком в специальных отделениях совместного пребывания матери и ребенка.