Современное развитие сестринского дела в Российской Федерации

В 1993 г были впервые сформулированы основные принципы философии сестринского дела в России, в соответствии с которыми медсестра - это "специалист с профессиональным образованием, разделяющий философию сестринского дела и имеющий право на сестринскую работу. Она действует как независимо, так и в сотрудничестве с другими профессиональными работниками сферы здравоохранения". Сначала в учебных заведениях, а затем и в лечебно-профилактических стали рассматриваться понятия "сестринский процесс", "сестринский диагноз", "сестринская история болезни", "потребности пациента".

Государственная программа развития сестринского дела в Российской Федерации разработана в соответствии с приказом Минздрава РФ от 31.12.97 № 390 "О мерах по улучшению сестринского дела в Российской Федерации". Она была принята на основании требовании времени, когда стало очевидным, что комплекс неблагоприятных демографических, социально-экономических, политических и экологических факторов, возникших в последние годы в стране, крайне негативно сказался на состоянии здоровья населения. За период, начиная с 1998 года Минздра­вом (или при его непосредственном участии) были разра­ботаны и утверждены важнейшие про­граммные документы в области сестринс­кого дела: Резолюция I съезда средних медицинских работ­ников. Доктрина среднего медицинс­кого и фармацевти­ческого образования Отраслевая про­грамма развития сестринского дела в РФ Резолюция II съезда средних медицинских работников. Доктрина высшего сестринского образования Региональные программы развития сестринского дела в 60 территориях Создан институт сестринского дела. Резолюция III съезда средних медицинских работников. Вторая программа была принята на 3 съезде средних медицинских работников в г. Екатеринбурге в 2009 году. Направление развития сестринского дела в России. Концепция развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 г. Программа развития сестринского дела в Российской Федерации на 2010 - 2020 годы. Концепция развития здравоохранения РФ до 2020 года. В целях обеспечения устойчивого социально - экономического развития Российской Федерации. Одним из приоритетов государственной политики должны являться сохранение и укрепление здоровья населения на основе формирования здорового образа жизни и повышение доступности и качества медицинской помощи.

Цели концепции развития здравоохранения РФ до 2020 года. В целях обеспечения устойчивого социально - экономического развития Российской Федерации. Одним из приоритетов государственной политики должны являться сохранение и укреплении здоровья населения на основе формирования здорового образа жизни и повышения доступности и качества медицинской помощи. Задачи концепции развития здравоохранения РФ до 2020 года .Создание условий, возможностей и мотивации населения для ведения здорового образа жизни. Совершенствование системы организации медицинской помощи. Конкретизация государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи. Улучшение лекарственного обеспечения граждан в амбулаторных условиях в рамках системы ОМС. Создание эффективной модели управления финансовыми ресурсами программы государственных гарантий. Повышение квалификации медицинских работников и создание системы мотивации их к качественному труду. Развитие медицинской науки и инноваций в здравоохранении. Информатизация здравоохранения. Основные проблемы, отмеченные в Концепции:

1."... Соотношение между численностью врачей и среднего медицинского персонала в нашей стране значительно ниже, чем в большинстве развитых стран мира , что вызывает дисбаланс в системе оказания медицинской помощи , ограничивает возможности развития служб долечивания , патронажа , реабилитации ".2.Низская заработная плата сестринского персонала.3.Уравнительные подходы к оплате труда.4.Низкая социальная защищенность медицинских работников со средним медицинским образованием.5. Низкий престиж профессии.6.Несоответствие ФАГОС среднего профессионального и высшего сестринского образования современным потребностям здравоохранения .7.Невысокое качество преподавания .8.Отсутствие системы непрерывного медицинского образования.

В системе здравоохранения работает более 1 336,1 тыс. специалистов со средним медицинским образованием. Укомплектованность - 69,7% Показатель обеспеченности на 10 тыс. населения – 94,9. Соотношение врач – медицинская сестра 1:2,2.Наиболее важные проблемы в области управления здравоохранением: низкая заработная плата и уравнительные подходы к оплате труда сестринского персонала, низкая социальная защищенность и престиж профессии, несоответствие ФГОС среднего медицинского образования современным потребностям здравоохранения, отсутствие системы непрерывного медицинского образования, низкая информированность средних медицинских работников о современных средствах и методах ухода за больными, методах диагностики, профилактики и реабилитации. Основные приоритеты программы развития сестринского дела в России до 2020 года. Развитие государственной и общественной системы управления сестринской деятельностью. Создание правовых, организационных и экономических условий развития сестринского дела в России. Повышение качества и доступности сестринской помощи. Мотивация к созданию и укреплению здоровья, формированию культа здорового образа жизни. Повышение качества сестринской помощи за счет рационального использования потенциала сестринского персонала , обеспечивающего повышение качества и продолжительности жизни населения , способствующего удовлетворенности пациентов качеством оказания медицинских услуг , их доступности и экономичности . Формирование условий для повышения эффективности и усиления роли сестринского персонала в оказании медицинской помощи населению путем совершенствования нормативной правовой и материально-технической базы сестринской деятельности , использования современных и экономически приемлемых организационных форм и ресурсосберегающих технологий в работе сестринского персонала , обеспечивающих качество медицинской помощи , её профилактическую направленность , повышение удовлетворенности населения предоставленными медицинскими услугами; совершенствование системы управления сестринской деятельностью путем повышения эффективности использования кадровых и финансовых ресурсов в здравоохранении, информационного обеспечения совершенствование систем оплаты труда специалистов сестринского дела, с учетом специфики их работы, уровня образования , а также по результатам труда; совершенствование системы профессиональной подготовки в соответствии с запросами личности, с потребностями рынка труда в каждом регионе, путем формирования высоко квалифицированного специалиста сестринского дела, способного к самостоятельному принятию решения в пределах своей компетенции; обеспечение управления сферой научной ,деятельности в области сестринского дела, координация и увеличение объемов мероприятий, по созданию нового поколения методической литературы для специалистов сестринского дела

Первый этап: 2010-2015 гг.

Подготовка нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность

специалистов с различным уровнем сестринского образования в сфере

здравоохранения и определяющих дифференцированную нагрузку на

сестринский персонал с учетом контингента пациентов, применения

новых сестринских технологий ухода и вида сестринской помощи: завершение разработки профессиональных стандартов и порядков оказания доврачебной медицинской помощи специалистами со средним медицинским образованием, информатизация деятельности сестринского персонала, внедрение информационной системы персонифицированного учета медицинской помощи, осуществление мероприятий по переходу на новую систему организации медицинской помощи, формирование интегративной системы непрерывной подготовки кадров, основанной на единой кадровой политике, разработка и внедрение программы технологий профилактики, диагностики и лечения социально значимых заболеваний специалистами со средним медицинским образованием. Продолжение реализации национального проекта «Здоровье» по направлениям: развитие первичной медико-социальной помощи и совершенствование профилактических мероприятий ,повышение доступности и качества специализированной, высокотехнологичной медицинской помощи, формирование мотивации здорового образа жизни у населения Российской Федерации, снижение заболеваемости и смертности от социально-значимых заболеваний. Повышения статуса специалиста со средним медицинским образованием,

- создание системы социальной защиты сестринского персонала,

- осуществление поэтапного перехода к саморегулируемой системе организации

оказания медицинской помощи,

- проведение повсеместной компьютеризации рабочих мест,

- внедрение новых технологий, разработанных с учетом приоритетов инновационного развития здравоохранения региона,

- стандартизация и информатизация деятельности персонала со средним

медицинским образованием,

- обеспечение преемственности действий медицинских служб каждого уровня на всех этапах лечения для достижения наилучшего результата

- придание приоритета профилактической работе для всех категорий персонала со средним медицинским образованием в системе первичной медико-санитарной помощи,

- развитие патронажно - реабилитационной медицинской помощи, включающеесоздание сети учреждений восстановительного лечения, реабилитации, медицинского ухода,

- унифицированное оснащение ЛПУ оборудованием в соответствии со стандартами и порядками оказания медицинской помощи.

Ожидаемые результаты и оценка эффективности.

1. Повышение удовлетворенности населения качеством медицинской помощи, в том числе сестринской. 2. Подготовка нормативно-правовых актов, регламентирующих дифференцированную нагрузку на средний медицинский персонал, оплату труда специалистов сестринского дела в зависимости от уровня образования, качества и объема выполняемой работы, а также охрану труда и профилактику профессиональных заболеваний специалистов сестринского дела. 3.Повышение престижа профессии специалистов сестринского дела. Закрепление молодых специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием в системе здравоохранения.4. Формирование модели управления сестринскими службами, что позволит совершенствовать организацию деятельности сестринского персонала.5. Совершенствование действующей номенклатуры специальностей работников со средним медицинским и фармацевтическим образованием. 6. Повышение уровня профессиональной ответственности специалистов сестринского дела и расширение спектра сестринских услуг за счет рационального распределения участников оказания медицинской помощи. 7.Создание стандартов профессиональной деятельности сестринского персонала с различным уровнем образования, стандартов сестринских услуг, стандарта оснащения рабочих мест.8. Формирование информационной инфраструктуры отрасли с использованием систем и технологий, телекоммуникационных сетей.9. Создание условий для развития научных исследований в области сестринского дела, профилактической и клинической медицины.10.Развитие международного сотрудничества в области сестринской деятельности

Наши рекомендации