Техника безопасности работы в операционной
Современные операционные блоки оснащены большим количеством приборов и оборудования, где используется электричество. На различных предметах, приборах, одежде персонала может образовываться статическое электричество.
Как показывает опыт, взрывы наркозной аппаратуры и пожара в операционных возникают вследствие неправильной эксплуатации и нарушения техники безопасности.
Поэтому следует соблюдать следующие меры предосторожности:
а) перед началом работы:
Пере операцией персонал, принимающий в ней участие, должно принять гигиенический душ и надеть стерильную санитарно-гигиеническую одежду.
Персонала в операционном блоке категорически запрещается носить одежду из шерсти, шелка, нейлона, капрона и др. синтетических материалов, которые сильно электризуются при движении, что приводит к быстрому накоплению электрических зарядов на теле человека.
Персонала в операционной категорически запрещается носить браслеты, часы и др. металлические предметы.
Перед эксплуатацией оборудования персонал должен тщательно проверить целостность проводов, которые идут для подключения к електроситкы и от аппарата к больному.
Перед началом работы персонал должен проверить чтобы все металлические и электропроводные неметаллические части оборудования были заземлены для отвода заряда статического электричества.
При обнаружении "пробой на корпус" электрического тока персонал должен исключить электроприбор и сообщить зав.отделом.
Перед началом и в течение операции необходимо контролировать в операционной относительную влажность воздуха (при помощи гигрометра) и температуру. Относительная влажность воздуха составляет 60 5% температура воздуха +21 - +25 оС.
Перед началом наркоза необходимо проверить персонал на наличие электростатического заряда. Для его снятия каждый должен намеренно заземлить себя прикосновением руки к металлическому предмету, например к металлической части операционного стола. В случае возникновения электростатического разряда, работник должен покинуть операционную для устранения причин его накопления. Например, заменой обуви или одежды.
б) при работе:
Персонала операционного блока запрещается работать на неисправных приборах и аппаратах.
Необходимо исключить возможность соприкосновения больного с металлическими предметами, например с операционным столом, для чего операционный стол покрывают простыней так, чтобы ее края свисали со всех сторон операционного стола.
Во время операции в зоне нахождения членов операционной бригады необходимо брать пробы воздуха на наличие в нем паров на наличие в нем паров анестетиков.
Отправку божьей и препаратов, взятых во время операции, персонал должен осуществлять в закрытых емкостях.
в) предупреждение пожаров и взрывов:
В операционных запрещается применение открытого пламени (спиртовки, газовые горелки, зажженные спички и т.д.) и электронагревательных приборов.
Пол в операционной должна быть достаточно ведущей для статического электричества. Обработка поверхности пола воском или лаком запрещается. Если нет электропроводной пола, всю аппаратуру следует надежно заземлить.
Категорически запрещается в операционной перемешивать газы из одного баллона в другой. Сливать эфир нужно медленно.
Запрещается располагать на полу распределительные щитки с штепсельными розетками. Штепсельные розетки, выключаются, следует размещать не ниже 1,5 м от пола, а ножные выключатели - вне операционной.
г) после работы:
Привести в порядок рабочее место.
Аппараты привести в исходное положение, согласно инструкции по их эксплуатации.
Провести влажную уборку операционного блока с использованием дезинфицирующих препаратов.
Проверить исключения электросети, вентиляции и газа.
Обо всех недостатки и неисправности, обнаруженные во время работы, персонал должен сделать соответствующие записи в журнале технического обслуживания и сообщить руководителю.
№17
Медицинская сестра, кроме выполнения лечебной работы и ухода за больными, ведет медицинскую документацию.
1. Журнал, или тетрадь назначений.
2. Журнал приема и передачи дежурств.
3. Листок учета движения больных и коечного фонда стационара.
4. Порционник.
5. Журнал учета лекарственных средств списка А и Б.
6. Сводка о состоянии больных справочного стола.
7. Журнал учета дорогостоящих и остродефицитных препаратов.
8. Журнал перевязок.
9. Журнал по списыванию материалов и спирта.
10. Журнал дезинфекционной обработки инструментов.
И. Журнал предстерилизанионной обработки инструментов.
12. Журнал генеральных уборок.
13. Журнал кварцевания.
14. Журнал регистрации постинъекционных осложнений. Кроме того, она должна уметь заполнять статистический талон, (форма № 30).
15. Журнал экстренной профилактики столбняка.
Журнал или тетрадь назначений. Медицинская сестра выписывает назначенные препараты, а также исследования, которые необходимо выполнить больному, в тетрадь назначений, где указываются Ф.И.О. больного, номер палаты, манипуляции, инъекции, лабораторные и инструментальные исследования. Она дублирует данные записи в листе назначений. Обязательно ставятся даты и подпись медсестры.
Журнал приема и передачи дежурств. Чаще всего передача дежурства производится утром, но может производиться и днем, если одна медицинская сестра работает первую половину дня, а вторая — вторую половину дня и ночью. Принимающая и сдающая дежурство медсестры обходят палаты, проверяют санитарно-гигиенический режим, осматривают тяжелобольных и расписываются в журнале приема и передачи дежурства, в котором отражены общее количество больных в отделении, число тяжелобольных и лихорадящих, перемещения больных, срочные назначения, состояние медицинского инвентаря, предметов ухода, чрезвычайные происшествия. В журнале обязательно должны быть четкие, разборчивые подписи принявшей и сдавшей дежурство медицинских сестер.
Медицинская сестра, сдающая дежурство утром, заполняет «Листок учета движения больных», (форма № 007у).
Палатная медицинская сестра, проверяя лист назначений, ежедневно составляет «порционник» (если отсутствует диетная сестра). Порционник должен содержать сведения о количестве различных диетических столов и видах разгрузочных и индивидуальных диет. На больных, поступивших вечером или ночью, порционник составляет дежурная медицинская сестра. Сведения палатных медицинских сестер о числе диет суммирует старшая медицинская сестра отделения, они подписываются заведующим отделением, затем передаются в пищеблок.
Журнал учета лекарственных средств списка А и Б. Лекарственные средства, входящие в список А и Б, хранят раздельно в специальном шкафу (сейфе). На внутренней поверхности сейфа должен быть перечень этих лекарств. Наркотические средства обычно хранят в этом же сейфе, но в специальном отделении. В сейфе хранят также остродефицитные и дорогостоящие средства. Передача ключей от сейфа регистрируется в специальном журнале. Для учета расхода лекарственных средств, хранящихся в сейфе, заводятся специальные журналы. Все листы в этих журналах следует пронумеровать, прошнуровать, а свободные концы шнура заклеить на последнем листе журнала бумажным листом, на котором указывается количество страниц. На этом листе ставится печать, а также расписывается руководитель лечебного отделения. Для учета расхода каждого лекарственного средства из списка А и списка Б выделяют отдельный лист. Хранят этот журнал тоже в сейфе. Годовой учет расхода лекарственных средств ведет старшая медицинская сестра отделения. Медицинская сестра имеет право ввести наркотический анальгетик только после записи этого назначения врачом в историю болезни и в его присутствии. О сделанной инъекции делается отметка в истории болезни и в листе назначений. Пустые ампулы из-под наркотических анальгетиков не выбрасывают, а передают вместе с неиспользованными ампулами медицинской сестре, приступающей к очередному дежурству. При передаче дежурства проверяют соответствие записей в журнале учета (количество использованных ампул и остаток) фактическому количеству наполненных использованных ампул. При использовании всего запаса наркотических анальгетиков пустые ампулы сдаются старшей медицинской сестре отделения и взамен выдаются новые. Пустые ампулы от наркотических анальгетиков уничтожаются только специальной комиссией, утвержденной руководителем лечебного отделения.
Журнал учета остродефицитных и дорогостоящих средств составляется и ведется по аналогичной схеме.
Сводка о состоянии больных для справочного стола. Данная сводка составляется ежедневно ночной медицинской сестрой, чаще всего рано утром, перед сдачей смены. В ней указаны фамилии больных, номера их палат, а также состояние их здоровья.
В журнале перевязок указываются дата, виды перевязок, количество больных, получивших перевязки, а также ставится ежедневная подпись.
Журнал по списыванию спирта и перевязочного материала находится в хирургическом кабинете или в перевязочной. Данный журнал пронумерован и прошнурован, подписан старшей медицинской сестрой и заведующим отделением. К сведению медицинской сестры — расход спирта по приказу №245 от 30 августа 1991.
Хирургический кабинет — 1200 г на ,1 тыс. человек (1 человек — 1,2 г спирта).
Онкологический кабинет — 1000 г на 1 тыс. человек (1 человек — 1 г спирта).
Кабинет уролога — 1200 г на 1 тысячу человек (1 человек — 1,2 г спирта). Для наложения компресса требуется 20—30 г спирта. Обработка ожога— 20—40 г спирта.
Аналогично учитывается расход ваты, бинтов, фурацилина. Журналы дезинфекционной обработки инструментов, предстерилизационной обработки инструментов составляются и ведутся для контроля за соответствующими мероприятиями.
В хирургическом кабинете заводится также журнал регистрации постинъекционных и постхирургических осложнений, где указывается дата, Ф.И.О. больного, домашний адрес, а также кто, когда и при каких обстоятельствах произвел инъекцию, какой препарат был введен, куда был направлен больной, выдан ли ему больничный лист, фамилия врача, осмотревшего больного; после заполнения всех этих граф медицинская сестра сообщает о данном случае в санэпидстанцию, и этому больному присваивается эпидемиологический номер, который медсестра регистрирует в этом же журнале.
В травматологическом кабинете, а также в хирургическом кабинете ведется журнал экстренной профилактики столбняка, где указываются сведения о прививках, количество введенного столбнячного анатоксина, его серия и номер, количество введенной противостолбнячной сыворотки, метод введения, серия и номер сыворотки, а также информация о том, кому передаются сведения о прививках.
Каждая медицинская сестра должна уметь заполнять статистический талон для регистрации уточненных диагнозов (форма № 025—27). В левом верхнем углу ставится шифр заболевания по международной классификации шифров.
Медсестра должна уметь заполнять санаторно-курортную справку и санаторно-курортную карту, форму № 30 (карту диспансерного наблюдения). При ведении документации почерк медицинской сестры должен быть разборчивым, аккуратным, запрещаются исправления и подчистки.
№18