У квадрата все стороны равны
2. Решение примеров. Задание № 5 дети решают самостоятельно. Примеры 1, 2 и 3-й колонок учащиеся записывают столбиком.
V. Итоги урока.
Учитель.Ребята, что нового вы узнали сегодня на уроке?
Дети.Сегодня мы учились выполнять деление столбиком.
Учитель.А что повторяли сегодня?
Дети. Решали задачи на нахождение числа по его доле и на нахождение площади квадрата.
Домашнее задание:с. 84, № 5.
У р о к 74. ОЗНАКОМЛЕНИЕ С АЛГОРИТМОМ ПИСЬМЕННОГО
ДЕЛЕНИЯ ДЛЯ СЛУЧАЕВ, КОГДА ОСТАТОК ПОЛУЧАЕТСЯ
ЛИБО ПРИ ДЕЛЕНИИ ЕДИНИЦ, ЛИБО ПРИ ДЕЛЕНИИ
ДЕСЯТКОВ (с. 85–86)
Цели: познакомить учащихся с новым письменным приемом деления; закреплять решение уравнений и задач; продолжить работу над геометрическим материалом: учиться отличать виды треугольников.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устный счёт.
1. Подберите пропущенные числа так, чтобы равенства были верными:
120 + 80 + … = 290 420 : 3 · … = 14
400 – 90 – … = 290 150 · 4 : … = 6
2. Для устной работы на уроке предложить задания:
1) Сравните:
50 см … 5 дм 40 · 1 … 40 : 1
2 дм … 1 дм 9 см 7 · 9 … 7 · 8
2) Увеличьте на 8 числа: 9, 0, 7, 5, 8, 6, 20.
Уменьшите на 8 числа: 15, 18, 11, 13, 8, 14.
III. Работа над новым материалом.
Для подготовки к работе над новым материалом следует повторить табличное умножение, деление, вычитание, а также десятичный состав числа.
1 десяток 5 единиц – это 15 единиц;
2 сотни 8 десятков – это 28 десятков.
Найти частное и остаток:
8 сот. : 3, 7 д. : 4.
Знакомство с алгоритмом деления учитель должен провести у доски, предложив запись и решение примера: 984 : 3.
Все пояснения следует давать в соответствии с алгоритмом, приведенным на с. 85 (только перед самым алгоритмом надо еще сказать: «Определяю, сколько цифр будет в частном»).
Для первичного закрепления ученикам необходимо разобрать объяснение, данное в учебнике для другого примера, а затем, воспроизводя его у доски, с подробным объяснением решить пример из задания № 1.
Далее выполнить с комментированием задание № 2. Для того чтобы детям легче было запомнить алгоритм, целесообразно написать его в общем виде на плакат, который следует повесить у доски.
П л а к а т
Определяю, сколько цифр будет в частном.
2. Делю сотни…
Умножаю…
Вычитаю…
3. Делю десятки…
Умножаю…
Вычитаю…
4. Делю единицы…
Умножаю…
Вычитаю…
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
IV. Работа над пройденным материалом.
1. Решение задач. После чтения задачи № 3 (1) учитель вместе с детьми записывает краткое условие на доске:
Девочки – 3 ряда по 12 чел.
Мальчики – 3 ряда по 6 чел. ?
После этого учитель может предложить решить задачу самостоятельно двумя способами.
I способ:
1) 12 · 3 = 36 (чел.) – девочек
2) 6 · 3 = 18 (чел.) – мальчиков
3) 36 + 18 = 54 (чел.)
II способ:
1) 12 + 6 = 18 (чел.) – мальчиков и девочек в 1-м ряду
2) 18 · 3 = 54 (чел.)
О т в е т: 54 человек всего.
Переходя к выполнению задания № 3 (2), учитель может предложить учащимся I варианта ответить на вопрос: «На сколько в хоре меньше мальчиков, чем девочек?», а учащимся II варианта: «Во сколько раз мальчиков меньше, чем девочек?». Потом дети решают задачи самостоятельно (с последующей проверкой).
2. Решение примеров и уравнений. Задание № 4 учащиеся выполняют самостоятельно. В задании № 5 ученики записывают и сам пример, и проверку к нему столбиком.
3. Работа над геометрическим материалом. Задание № 6 дети выполняют под руководством учителя.
V. Итоги урока.
Учитель.Ребята, над чем работали сегодня на уроке?
Дети.Мы продолжали учиться делить столбиком.
Учитель.Что повторяли на уроке?
Дети.Повторяли решение задач, уравнений, примеров, работали по чертежу: определяли виды треугольников.
Домашнее задание:с. 86, № 5.
У р о к 75. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО, ПРОВЕРКА
ДЕЛЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ УМНОЖЕНИЯ(с. 87)
Цели: закрепить изученные приемы письменных вычислений; повторить выполнение проверки арифметических действий; совершенствовать навык решения задач и примеров.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устный счёт.
1. Переведите.
7 м 5 см = … см 50 мм = … см
3 дм 6 см = … см 40 дм = … м
2 см 8 мм = … мм 75 см = … дм … см