Грубая моторика: руки, 1-2 года
Раздел 3. Грубая моторика
Важной областью в программе стимулирования детей, страдающих задержкой в развитии или аутизмом, является обучение владению телом. Хотя достижение полного развития моторики и создание образцов движения происходит у этих детей часто согласно возрасту, все же необходимо прививать им определенные моторные навыки тем же способом, как это происходит и в других функциональных областях развития. Энергия, сила и стремление к движению ребенка-аутиста могут развиваться намного шире, чем его умственные способности или его ориентация на запрет и социальные правила. Включая упражнения по владению телом, которые доставляют ребенку радость, в определенные рамки цельной и индивидуальной программы стимулирования, преследуются следующие цели: более сознательное восприятие собственного тела и отношение к окружению, лучшее управление и контроль за собственным поведением, наконец, создание моторных предпосылок для навыков из других функциональных областей. Сверхактивность, показанная некоторыми детьми, страдающими аутизмом, может эффективнее использоваться в рамках структурных упражнений по овладению телом.
В немецких спецшколах, постоянно увеличивающихся, работают сегодня спортивные терапевты и терапевты свободного времени, которые занимаются специальным совершенствованием детской моторики. По нашему мнению, очень важно, чтобы родители и учителя сами обучали этим навыкам, а у специалистов по движению только консультировались. Учителя и родители лучше всего в состоянии интегрировать такие упражнения в процессе обучения и программу тренировок дома, так как они несут основную ответственность за это.
Наиболее часто встречающиеся недостатки в овладении телом детей-аутистов следующие:
· недостатки в энергии и мышечной силе;
· плохой контроль равновесия;
· неловкость при обхождении препятствий;
· плохой контроль за скоростью и силой;
· трудности включить все тело в единый процесс движения.
Нижеследующие примеры из индивидуальных программ по совершенствованию грубой моторики направлены в первую очередь на эти проблемы. Возрастной период для этих упражнений охватывает первые шесть лет, так как в это время развитие грубой моторики прогрессирует быстрее.
Упражнение 51. "Ладушки, ладушки"
Грубая моторика: руки, 0-1 год
Учебная цель:улучшение двусторонне координированных движений
Задание: хлопать в ладони
Материал: отсутствует
Посадите Свету к себе на колени лицом к Вам, хлопайте в ладони и ритмично напевайте простую мелодию: "Ладушки, ладушки, мы были у бабушки". Нежно погладьте Свету, чтобы она была довольна. Возьмите ее руки и повторите песенку, хлопая в ладони ее руками. Погладьте ее еще. Когда она привыкнет к игре, уменьшайте свою помощь, поддерживая ее слегка под локти, чуть касаясь ее рук, чтобы дать сигнал к хлопанью ладонями.
Упражнение 52. Сесть без помощи
Грубая моторика: владение телом, 0-1 год
Учебная цель: сесть без помощи
Задание: перекатиться на бок и подняться на руках
Материал: отсутствует
Всегда, когда Вы хотите поиграть с Михаилом или перенести его на другое место, проделайте упражнение на самостоятельный подъем, вместо того чтобы просто его поднять. Когда он лежит на спине, положите его правую руку на бок. Возьмите затем его левую руку выше локтя и переверните его нежно вверх и в сторону, чтобы его вес сосредоточился на правом локте и руке.
Медленно поднимая его, помогите поднять правый локоть так чтобы он смог плоской стороной руки опереться о пол и подняться. Когда он привыкнет к этому действию, меньше помогайте ему при подъеме, пусть он сам справляется со своим весом при опоре о пол. В конце берите только его левую руку, чтобы помочь удержать равновесие, когда он встает. Если Вы каждый раз выполните это упражнение, когда хотите поднять Михаила, то он выучит этот процесс и начнет направлять на это свои движения.
Упражнение 53. Брать предмет
Грубая моторика: руки 0-1 год
Тонкая моторика: хватание, 0-1 год
Учебная цель: брать необходимый предмет
Задание: дотянуться и взять предмет, находящийся выше уровня глаз
Материал: шнур, маленькая матерчатая или другая игрушка
Повесьте маленькую цветную игрушку на дверную раму или крючок. Выберите такую высоту, чтобы Томас мог легко достать ее, когда он выпрямится. Заставьте его схватить ее и хвалите каждый раз, когда он поднимет над головой руки и прикоснется к игрушке.
Когда он усвоил это, положите маленькую матерчатую игрушку на край буфета, чтобы он мог ее хорошо видеть. Позовите: "Томас, принеси игрушку!". Когда он возьмет ее, похвалите его и позвольте несколько минут поиграть с ней.
Многократно повторите это действие, но думайте о том, чтобы после этого упражнения перед ним больше не было ни одного предмета на столах и буфетах. Убедитесь, чтобы в пределах его досягаемости не было тяжелых или бьющихся вещей, а также опасных предметов или жидкостей.
Упражнение 54. Ловить (мяч)
Грубая моторика: руки, 1-2 года