Стили руководства; адаптация стилей руководства к деловым ситуациям.
Стиль руководства, тип руководства – устойчивое мнение руководителя, относительно той степени свободы, кот. д б предоставлена подчиненному в процессе подготовки управленческих решений.
Автократичный стиль.Особенности:
- он такой лидер замыкает информацию на себя, в минимальном количестве ей делится
- принимает решения единолично, без учета мнений персонала
- опирается на систему прав и обязанностей своих подчиненных
- централизованное руководство
- завышенное мнение руководителя о себе
Такой стиль может использоваться при следующих условиях:
1. в организации отсутствует дисциплина
2. работа запущена, аврал
3. экстремальные условия
4. при рождении организации
Так же: гипертрофированное мнение о себе, невысокая квалификация руководителя, незнание других методов.
Минусы: напряжения, стрессы, коллектив взбудоражен, частые увольнения профессионалов, снижение общего профессионального уровня.
Демократичный стиль.
Решения принимаются коллегиально. Демократ – человек, кот. обязательно проводит совещания, использует мнение подчиненных, принимает оптимальное решение, приветствует неформальное общение, ведет себя очень тактично, ровно относится к подчиненным, мотивацию проводит на основе критериев, более профессионален, чем автократ.
Метод общения –убеждение, не держит информацию у себя.
Такой стиль применяется: в спокойной обстановке, при ритмичной работе, организация достигла высшего развития.
Плюсы: благоприятный соц-психологический климат в коллективе, сотрудники удовлетворены своим местом, доверительные отношения, инициатива, сотрудничество.
Либеральный стиль –управленческие решения принимаются самими подчиненными. Руководителем становится координатором. Применяют в творческих коллективах, НЕ в торговле, характерно минимальное вмешивание руководителя в работу, работникам доступна вся информация, руководитель выступает консультантом.
Т.о. ЛУЧШЕГО СТИЛЯ РУКОВОДСТВА НЕТ!
Надо знать все стили руководства и умело их использовать в конкретный момент времени;
Учитывать свои способности и личные качества, и качества работников;
Создавать рабочую обстановку
Учитывать стиль руководства вышестоящих руководителей
Традиции и правила в коллективе, которые уже сложились.
Решетка менеджера: по вертикали – отношение к человеку, по горизонтали – внимание к работе
Самоменеджмент: основные понятия.
Самоменеджмент– усилия менеджера по улучшению своей деятельности: самоорганизация, умение управлять собой, своим трудом, чтобы эффективность была максимальной.Чтобы добиться этого, менеджер должен постоянно анализировать свои действия
• как он распределил работы по управлению между собой и местителями;
• как планирует свое время и улучшает его использование;
• как слушает, говорит, умеет ли вдохновлять людей;
• как организовано его рабочее место, включая информацион ное обеспечение;
• как улучшить стиль и методы работы.
Делегирование полномочий –постановка задачи перед менеджером и одновременно наделение его правами и обязанностями в сфере его компетенции. Чтобы делегирование прав было эффективным, необходимо выдерживать следующие принципы:
1) диапазон контроля;
2) фиксированная ответственность;
3) соответствие прав и ответственности;
4) передача ответственности на возможно более низкий уровень;
5) отчетность по отклонениям.
Диапазон контроля.Это количество работников, которым менеджер передает обязанности.Существует оптимальное число работников, непосредственно подчиненных одному руководителю.
Фиксированная ответственность.Делегирование ответственности подчиненному не снимает эту ответственность с руководителя. Она просто распределяется: подчиненный несет ответственность перед своим руководителем, а тот — перед тем, кто ему дал задание.
Соответствие прав и обязанностей.Объем делегированных прав должен соответствовать объему делегированных обязанностей.
Передача ответственности за работу на возможно низкий уровень управления.Любое задание следует передавать на самый низкий уровень управления. Высокооплачиваемые должностные лица должны решать «свои» вопросы и не выполнять работу, которую можно поручить подчиненным.
Отчетность по отклонениям.Доклад руководству главного результата.
Делегировать в любом случае надо:• рутинную работу, • специализированную деятельность, • частные вопросы, • подготовительную работу
Не подлежит делегированию: • установление целей, принятие решений по выработке политики предприятия, контроль результатов; • руководство сотрудниками, их мотивация; • задачи особой важности;• необычные, исключительные дела;• задачи строго доверительного характера.
Организация личной работы руководителявключает использование рабочего времени