Руководитель и менеджер - это одно и тоже?

Об этом различии написано очень много. Основное отличие руководителя от менеджера, вероятнее всего, связано с источником власти и влияния. Для менеджера источником его власти и полномочии служит занимаемое им положение в формальной иерархической структуре организации, в то время как руководитель, помимо власти, данной ему занимаемым им служебным положением, использует свою личную власть, или авторитет, направляя их на достижение организационных целей.

В этом смысле можно утверждать, что 'ффективныи лидер работает с людьми и не ожидает, что люди сами по себе будут работать дія достижения этих целей (Analoui, 2002). Различия между руководителем и менеджером по их роли в достижении организационных целей в обобщенном виде приводятся на рис. 7.8.

Личная власть влияние (личный авторитет)

т Организационные

Руководитель ? цели

Организационная власть (авторитет должности)

Организационные Менеджер 1 * цели

Что касается личных качеств, то по сравнению с менеджером руководитель обладает большей креативностью, гибкостью, инновационным чутьем, для него более характерно провидение, умение мысленно с конструировать будущее. В отличие от него дая менеджера более характерны такие личные качества, как последовательность, умение решать проблемы, аналитический склад ума и рационализм. Руководитель начинает организационные перемены, роль менеджера — стабилизировать, упорядочивать текущую ситуацию (Daft, 2000). Руководитель делает своих сотрудников более свободными, вовлекая их в процесс принятия организационных решений, он предпочитает использовать командную или восходящую модели принятия решений, тогда как менеджер использует преимущественно нисходящую и формальную.

Несмотря на существенные различия между руководителем и менеджером, следует иметь в виду, что некоторые демонстрируют сочетание качеств, свойственных как руководителю, так и менеджеру. Неудивительно, что в рамках реализации стратегии компании руководство и его стиль играют не последнюю роль. Можно утверждать, что чем больше руководитель будет вовлекать своих сотрудников в процесс разработки стратегии, тем большей преданности делу и ответственности можно от них ожидать на стадии практической реализации выработанной стратегии. А причина проста: чем больше сотрудники организации вовлечены в процесс формирования стратегии, тем большие усилия они приложат в ходе ее реализации (Analoui, 2002).

Руководство и реализация стратегии •

Руководство — способность оказывать влияние на людей, направленное на достижение целей. •

С точки зрения личных качеств руководителю присущи креативность, гибкость, инновационное чутье и способность к провидению. Он использует личный авторитет для достижения организационных целей и задач. •

Руководитель или управляющий МСП играет несколько ролей в процессе реализации стратегии: он и начальник, и создатель стратегии, и координатор, и наставник, и постановщик задач. •

Существует шесть препятствий на пути реализации стратегии: нисходящий стиль руководства (направленный сверху вниз), противоречие в приоритетах, неэффективная управленческая команда, слабые вертикальные коммуникации, плохая координация и недостаточная последовательность и уровень квалификации руководства.

Руководитель и менеджер — две стороны одной медали
Как бы многим ни хотелось думать иначе, но слова «руководитель» и «менеджер» — не синонимы. Да, у них есть общее, но, по сути дела, это две своеобразные стадии зрелости в понимании и овладении сутью и смыслом руководства. Одного можно сравнить с императором, другого — с надсмотрщиком. А чем еще руководитель отличается от менеджера? «Катящиеся камни никогда не покроются мхом» Чем знаток и мастер отличается от простого любителя? Тем, что у него значительно богаче и разнообразнее палитра красок и набор инструментов, с помощью которых он рисует картины своего внутреннего и окружающего миров. Гурман различает мельчайшие нюансы предвкушения, вкуса, послевкусия. Он смакует каждый оттенок аромата (вспомните роман «Парфюмер» П. Зюскинда). Чтобы достичь совершенства нужно много работать и не уставать развивать свои творческие способности. Обычно мы просто применяем в своей реальной практической деятельности те знания о менеджменте и руководстве, которые почерпнули из книжек, обучения, собственного опыта. Забот, задач, амбиций и проектов обычно так много, что мы мчимся, не переставая, в надежде покорить очередную призрачную вершину. Не успевая оглянуться назад и не пытаясь по-настоящему смело и решительно посмотреть вперед. Давайте попробуем хотя бы мысленно остановиться и провести эксперимент рефлексии, чтобы посмотреть на свою деятельность со стороны, понаблюдать за ней из внешней позиции. Другой важный ракурс при исследовании управления — это лидерство. В данной статье мы на лидерстве отдельно не фокусируемся, а более подробно исследуем нюансы ролей «чистого» исполнителя чужой воли и «чистого» творца развития социума. Если обратиться к словарям, то можно узнать, что:
  • Менеджер (от англ. manage — управлять) — специалист по управлению производством и обращением товаров, наемный управляющий. Менеджеры организуют работу на фирме, руководят производственной деятельностью групп сотрудников фирмы. Менеджер является должностным лицом фирмы, компании, в которой он работает, и входит в средний и высший руководящий состав фирм. Менеджеры обычно разделяются на три страты: старшие, средние и низшие, что указывает на широкое социальное и экономическое неравенство в пределах данной категории. Высшие эшелоны включают высокооплачиваемых исполнительных директоров многонациональных корпораций, в то время как низшие — диспетчеров, получающих чуть больше рабочих ручного труда, рядом с которыми они работают и которых контролируют.
  • Руководитель — лицо, на которое официально возложены функции управления коллективом и организации его деятельности. Несет юридическую ответственность за функционирование группы (коллектива) перед назначившей (избравшей, утвердившей) его инстанцией и располагает строго определенными возможностями санкционирования — наказания и поощрения подчиненных для воздействия на их производственную (научную, творческую и пр.) активность. Лидер и руководитель не обязательно соединяются в одном человеке. В отличие от лидера руководитель обладает формально регламентированными правами и обязанностями, а также представляет группу (коллектив) в других организациях. Это работники, занимающие должности руководителей и заместителей руководителей самостоятельных предприятий, учреждений, организаций и колхозов, структурных единиц, подразделений; главные специалисты, мастера, прорабы.
В реальной жизни мы обычно имеем некую комбинацию из этих двух ролей. Понимание их отличий и умелое применение в каждой конкретной ситуации дает возможность реализации наиболее эффективного и гармоничного сплава науки и искусства управления людьми. Далее, для лучшего понимания специфики ролей менеджера и руководителя в современных условиях, умения их осознанно применять в конкретной ситуации, даны два списка. Первый показывает, в чем разница между менеджером и руководителем. Второй — описывает специфические компетенции, характерные и необходимые именно руководителю. Чем руководитель отличается от менеджера
  1. Менеджер — администратор, руководитель — инноватор.
  2. Менеджер поручает, руководитель — вдохновляет.
  3. Менеджер работает по целям других, руководитель работает по своим целям.
  4. У менеджера основа действия — план, у руководителя — виденье.
  5. Менеджер полагается на систему, руководитель полагается на людей.
  6. Менеджер использует доводы, факты, руководитель использует эмоции.
  7. Менеджер поддерживает движение. Руководитель дает импульс движению.
  8. Менеджер — профессионал. Руководитель — энтузиаст.
  9. Менеджер работает за зарплату, а руководитель — за идею.
  10. Менеджер принимает решения. Руководитель превращает решения в реальность.
  11. Менеджер делает дело правильно. Руководитель делает правильное дело.
  12. Хорошего менеджера уважают. Хорошего руководителя обожают.
  13. Руководитель — лидер, а менеджер — исполнитель.
  14. Руководитель думает, прежде всего, над стратегией, менеджер — над тактикой.
  15. Руководитель подбирает и вдохновляет команду, менеджер — мотивирует и стимулирует подчиненных.
  16. Руководитель помнит о мелочах и повседневной рутине, но по-настоящему его заботит будущее и неизвестное.
  17. Руководитель задает ориентиры, мечтает, творит, придумывает, доверяет. Менеджер организует, отчитывается, контролирует, достигает заданных показателей.
  18. Руководитель делает в первую очередь то уникальное, что никто кроме него в организации не может. Остальное он делегирует. Менеджер действует примерно также. Но его «уникальное» качественно другого рода.
  19. Нужны и те и другие. Они органично дополняют друг друга.
Что должен уметь делать руководитель
  1. Быть лидером.
  2. Нести ответственность.
  3. Вдохновлять других на профессиональное и творческое выполнение служебных обязанностей.
  4. Находить, ставить цели и достигать их.
  5. Признавать свои ошибки.
  6. Прощать и требовать, требовать и прощать.
  7. Организовывать, руководить и управлять (планировать, исполнять, мотивировать, контролировать).
  8. Переводить конфликты в конструктивное русло.
  9. Показывать личный пример в служении делу.
  10. Думать глобально, действовать локально.
  11. Изменяться с изменениями (чувствовать наступление перемен).
  12. Действовать и принимать правильные решения в условиях цейтнота, неопределенности и хаоса.
  13. Уважать различные точки зрения.
  14. Делегировать полномочия без потери качества результата.
  15. Принимать решения и добиваться их исполнения.
  16. Отменять свои решения, если ситуация изменилась не так, как планировалось.
  17. Быть гибким и принципиальным одновременно.
  18. Доверять и уважать начальников, коллег, подчиненных.
  19. Находить и нести новые смыслы в мир.
  20. Саморелиазоваться самому и давать саморелиазоваться другим.
  21. Уметь «выпрыгивать» из текучки, повседневности, рутины.
  22. Уметь одновременно занимать противоположные точки зрения и находить выходы из безвыходной ситуации.
  23. Учить других и учиться самому.
  24. Проектировать и строить будущее.
  25. Черпать мировую космическую энергию и трансформировать ее в добрые дела.
  26. Дарить людям радость.
  27. И многое, многое другое…


Наши рекомендации