Какая связь между иманом и Исламом, одно ли это и тоже и т.д.

Относительно этого вопроса у саляфов есть три мнения:

Первое мнение: Ислам и Иман это два разных слова, но под ними подразумевается одна и та же вещь. Этого мнения придерживался Имам аль-Бухари это понимается из названия некоторых глав в его книге, Ибн Манда он об этом явно говорил в своей книге «Китабуль Иман». И это мнение известно от Мухаммада Ибн Насра аль-Маррузи, а это тот который написал книгу «Та`зим къадри саля (возвеличивание положения намаза)», об это сообщил ибн Теймия в книге «Иман» страница 310.

Они приводят общие доводы, например: «Кому Аллах желает блага, у того Аллах открывает сердце к Исламу» т.е. он начинает веровать в ангелов и т.д. а это уже иман, а здесь Аллах назвал иманом ислам, значит это - одно и тоже.

И аят: «Скажи: «Вы не уверовали, но скажите, вы приняли Ислам (или вы вошли в Ислам)». В этом аяте явно приходит разделение иманом и Ислама. Тут понимается, что одно дело это уверовать, а другое это принять Ислам. Приверженцы первого мнения ответили на это: «Здесь под Исламом имеется ввиду языковое значение Ислама, а не шариатское значение. И не надо переводит как «мы приняли Ислам», а «мы сдались». Этот аят относительно людей которых взяли в плен, а они сдались мусульманам для того чтобы их не убили. В этом аяте, имеются ввиду лицемеры. Правильное мнение относительно этого аята что здесь не имеются ввиду лицемеры, но имеются ввиду бедуины к которым идет обращение что они приняли Ислам, но их Ислам не был полноценен. И когда они говорили «мы уверовали» им было сказано: «Вы не уверовали, но скажите вы вошли в Ислам, но ваш иман еще неполноценен».

Второе мнение: Это две разные вещи, и что вера это - действия, а Ислам это - слово (т.е. произносить слова ля иляха илля Аллах Мухамаддан расулюллах это ислам), а иман это когда ты совершаешь намаз, держишь пост, платишь закят, отправляешься в хадж. Это мнение передается от Ибн ‘Аббаса, аль-Хасана аль-Басри, и Мухаммада Ибн Сирина.

Именно про них му’атазилит ‘Амр Ибн ‘Убейд сказал: «Если ты послушаешь Ибн Сирина, или Хасаль аль-Басри, или посидишь на их кружках то услышишь только разговоры про хайд (месячные)». Т.е. они не умеют разговаривать относительно важных вещей (как будто это не важный раздел, в то время как это касается как минимум половина мусульманок нашей уммы если не больше, так как женщин больше чем мужчин обычно). И это известно от кутбитов (ихвануль муслимин), которые говорят про ученых, что они только про хайд (месячные) знают, а про американцев, про то какие у них планы и тому подобное они не знают, они джахили.

Это также мнение аз-Зухри, и также Хаммада ибн Зайда, а также один из риваятов от Имама Ахмада, рахматуЛлахи ‘аляйхи джами’ан.

Третье мнение которое является правильным в этом вопросе: то, что Ислам и Иман это две разные вещи, и то что между Исламом и Иманом есть тесная неразрывная связь, т.е. невозможно существование одного без другого, и не приносит пользу существование одного без другого.

Шейхуль Ислам Ибн Темия сравнивает Иман и Ислам с телом и духом, говорит: «Также как невозможно наличие живого тела кроме как с духом, и невозможно духа в этой дунья без тела, невозможно одно без другого, точно также и Иман с Исламом. Некоторые приверженцы знания приводят в сравнение два свидетельства «ля иляха илля Аллах Мухаммадан расулюллах», есть ли польза от ля иляха илля Аллах без Мухаммадан расулюллах? Если человек скажет ля иляха Илля Аллах, и ему скажут: Скажи Мухаммадан расулюллах и он скажет нет, я не буду говорить Мухаммадан расулюЛлах, ему пользу его слов ля иляха илля Аллах не приносит (То есть он не становится мусульманином). И точно также, если человек скажет Мухаммадан расулюЛлах но не скажет ля иляха илля Аллах, нет пользы одного без второго. Когда говорят Шахадатуль Ислям то подразумевают два свидетельства. Говорят Иман и Ислам у них связь такая же, как между телом и духом и между двумя свидетельствами».

Если у человека есть слово сердца и дело сердца, т.е. он подтверждает истинность религии (тасдыкъ) и он готов следовать за приказами Аллаха и Его полсанника, и произносит слова ля иляха илля Аллах Мухаммадан расулуЛлах.

Вопрос: Можно ли сказать, что у него есть минимальная вера, и он называется мусульманином и он называется верующим вместе с тем что он не успел ничего сделать, не потому что он отказывается действовать, а просто еще не пришло время этого дела, как например намаз. Принял Ислам в девять часов утра а пост держать нет смысла, так как надо начинать с рассветом и нужно намерение, закят платить нет денег, хадж совершать идет не тот месяц, умру не может совершить, например нога сломана?

Ответ: Если он произнес два свидетельства и не успел совершить ни чего из дел и умер сразу то он войдет в Рай, и о нем говорится что он верующий мусульманин, только если придет время деяний (например намаз) если он начнет их совершать, этим самым подтвердив то что у него из инкъияда т.е. готовность следовать приказам Аллаха и сторониться Его запретов. И этим мы понимаем слова ученых: «Человек входит в Ислам когда он произносит ля иляха илля Аллах даже если ничего не сделал из дел» и у него есть минимальная вера.

Доводы на правильность третьего мнения: Хадис от Умара и Абу Харайры где Джибриль спросил посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Что такое Ислам?» Ответил: «Чтобы ты засвидетельствовал ля иляха илля Аллах Мухамаадан расулюЛлах, совершал намаз и т.д.(т.е. разъяснил Ислам внешними деяниями) спросил Дибраил: «Что такое Вера?»ответил: «Чтобы ты уверовал в Аллаха, в Его ангелов» и тому подобное (то есть разъяснил веру внутренними деяниями - деяниями сердца).

А теперь вопрос: понимается ли из этого что Иман и Ислам разные вещи? Да понимается, потому что пророк, саля Ллаху алейхи ва салам, разъяснил Иман, не тем чем разъяснил Ислам, и разделил между этими двумя вещами.

Когда к посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) прибыла делегация [племени] бану 'Абд-аль-Кайс, он спросил: «Что это за делегация?» (или: Кто эти люди?) Они ответили: «Раби'а». Он сказал: .«Добро пожаловать людям (или: делегации), которые не посрамлены [сейчас] и не станут сожалеть [в будущем]!» Они сказали: «О посланник Аллаха, мы приезжаем к тебе издалека, ведь нас отделяют от тебя эти неверные из [племён] мудар, и мы можем приезжать к тебе только в священный месяц. Дай же нам ясное веление, [чтобы] мы передали его тем, кто остался за нами, и благодаря этому вошли в Рай». Тогда он отдал им веление относительно четырёх [вещей] и запретил четыре [других]. Он велел им верить в одного лишь Аллаха и спросил: «Знаете ли вы, что такое вера и одного лишь Аллаха?» Они сказали: «Аллах и посланник Его знают [об этом] лучше». Тогда [пророк] (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Это — свидетельство о том, но нет бога, кроме Аллаха, и что Мухаммад — посланник Аллаха, совершение молитвы, выплата закят, [соблюдение] поста в рамадане и выделение вами пятой части (хумс)[ военной добычи».(Сахи Муслим).

Значит в этом хадисе Пророк саля Ллаху алейхи ва салам, уже не говорили им про Ислам, а говорил про иман. И иман (веру) разъяснил тем, чем он разъяснил Ислам в хадисе Джибраиля, это говорит о том, что есть связь между Исламом и иманом. И когда ты говоришь слово Ислам не упоминая слово иман, ты под словом Ислам подразумеваешь то, что пришло под словом Ислам и иман в хадисе Джибраила все вместе. И также со словом иман когда приводишь его отдельно. Если в одном предложении собираются слово иман и Ислам тогда имеются разные значения, а когда разделяются, то каждое включает в себя оба смысла.

А теперь как понять фразу: «Каждый верующий мусульманин, но не каждый мусульманин верующий». Имеется ввиду: Каждый верующий является мусульманином, потому что не может быть он верующим, кроме как у него есть дела органов тела, потому что не может быть иман без дел. Но не каждый мусульманин верующий (муъмин), здесь под словом муъмин имеется ввиду верующий полноценной, совершенной верой. Потому что мусульманин может быть грешник, оставляющий какие-то обязательства или совершающий что-то запретное и т.д. Этот мусульманин фасик (грешник), и нельзя сказать, что он полноценный верующий, да он носит название верующий но вера у него пониженная, вместе с тем что он остаётся называться мусульманином.

Чтение матна книги:

أخبرنا الشيخ أبو محمد عبد الرحمن بن عثمان بن معروف أعْني ابن أبي نصر في داره بدمشق في صفر سنة عشرين وأربع مائة، قال: حدثنا أبو يعقوب إسحاق بن أحمد بن يحيى العسكري ( صاحب عبيد القاسم ابن سلام ) هذه الرسالة وأنا أسمع: قال أبو عبيد

Рассказал нам шейх Абу Мухаммад ‘Аб ар-Рахман ибн Усман ибн Ма’руф (иснад этой книги), я имею ввиду Ибн Аби Насра, он рассказал в своем доме в Дамаске, что в месяц Сафар 420 года он сказал: «Нам рассказал Абу Я’куб Исхакъ Ибн Ахмад Ибн Яхья аль-‘Аскари (сподвижник Абу Убайда аль-Касима ибн Салляма) рассказал нам он это послание и я это слышал и передаю вам: сказал Абу Убайд:

أما بعد، فانك كنت تسألني عن الإيمان، واختلاف الأمة في استكماله وزيادته ونقصه، وتذكر انك أحببت معرفة ما عليه أهل السنة من ذلك، وما الحجة على من فارقهم فيه، فإن هذا رحمك الله خطب قد تكلم فيه السلف في صدر هذه الأمة وتابعيها ومن بعدهم إلى يومنا هذا، وقد كتبت إليك بما انتهى إلي علمه من ذلك مشروحا مخلصا. وبالله التوفيق.

А затем: Ты задал мне вопрос относительно веры. А также ты задал мне вопрос относительно разногласий которые в этой общине касающиеся совершенства веры. А также того добавляется она или убавляется, и ты в своем вопросе упоминаешь что ты хочешь познать то на чем Ахли ас-Сунна уаль-Джама’а в этом вопросе. (В этом польза, что человек должен стремится познавать религию Аллаха и не относится к этому легкомысленно, и если ты видишь что человек с детства стремится требовать знания, что у него есть уважение и любовь к Аллаху и Его религии, и то что он должным образом относится к этой религии воспринимает ее серьезно. А если ты видишь, что человек махает рукой на знания и вообще не требует ее, и ему вообще абсолютно без разницы как поступать в разных вопросах, то ты знаешь что в его сердце вообще нет веры, либо его вера слаба, и он не ставит религию Аллаха на должный уровень, и не уважает ее должным образом). А также ты задал вопрос какой довод у Ахль ас-Сунна уа аль-Джама’а против тех которые отошли от Ахль ас-Сунна уа аль-Джама’а в этих вопросах (т.е. вопрос человека состоит из нескольких вопросов: Что такое иман? В чем сущность разногласий в этой религии в этих вопросах и относительно вопросов добавления и убавления имана? Также в чем мазхаб Ахль ас-Сунна уа аль-Джама’а в этих вопросах? И какой довод у Ахль ас-Сунна уаль-Джама’а против тех, которые противоречат Ахль ас-Сунна уаль-Джама’а в этих вопросах). Вот этот вопрос который ты задал да помилует тебя Аллах, это тема о которой разговаривали праведные предки (сподвижники) в начале этой общины, и те кто последовал за ними (таби’ины) и в этих вопросах ученые разговаривают до нашего дня(он родился 157 году умер 224 году).И вот я написал тебе ответ на твои вопросы и в этом вопросе написал тебе то, что дошло до меня из знания в этих вопросах, и я написал тебе ответ подробно (но кратко). И один Аллах направляет на прямой путь.

(Пользы из этого: Если у тебя спрашивают какой-нибудь религиозны вопрос, то ты должен отвечать на основе знания, которое пришло от саляфу ас-салих (праведных предшественников) и не нужно придумывать велосипед когда он уже сооружен. Не нужно выходить за те рамки, в которых находились праведные предшественники. Придерживайся слов саляфов и если тебе из-за этих слов скажут что ты вышел из Сунны или из Ислама то вместе с тобой по их словам выходят и эти саляфы чьими словами ты ограничиваешься).

Субхана-кя-Ллахумма, ва би-хамди-кя, ашхаду алля иляха илля Анта, астагфиру-кя ва атубу иляй-кя!

Урок.

Автор серии лекций: Руслан абу Ибрахим Татарстани.

Наши рекомендации