Тема 4. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЕ ИСЧИСЛЕНИЕ
ФУНКЦИИ ОДНОЙ ПЕРЕМЕННОЙ
И ЕГО ПРИМЕНЕНИЕ К ИССЛЕДОВАНИЮ ФУНКЦИИ
Изучение этой темы следует начать с разбора решений задач, приводящих к понятию производной. Это позволит осмыслить и понять определение производной, условия ее существования, ее геометрический и механический смыслы. Особое внимание необходимо обратить на теоремы и правила, позволяющие упростить вычисление производных. Успешное применение производной при решении задач зависит от усвоения понятий возрастания и убывания функций, наибольших и наименьших значений функции, экстремумов функции, выпуклости и вогнутости кривой.
Вопросы программы для изучения и самопроверки
1. Производная функции, ее геометрический смысл.
2. Правила дифференцирования функций.
3. Производная сложной, неявно заданной и обратной функций.
4. Дифференцирование функций, заданных параметрически.
5. Дифференциал функции.
6. Производные и дифференциалы высших порядков.
7. Теоремы Ролля, Лагранжа, Коши. Правило Лопиталя.
8. Условия возрастания и убывания функций. Экстремум функции. Необходимое условие экстремума. Достаточные признаки существо- вания экстремума.
9. Наибольшее и наименьшее значения непрерывной на отрезке функции.
10. Выпуклость и вогнутость графика функции. Точки перегиба.
11. Асимптоты кривых.
Задачи 81–100.Найти производные заданных функций.
81. а) ![]() | б) ![]() |
в) ![]() | |
82. а) ![]() | б) ![]() |
в) ![]() | |
83. а) ![]() | б) ![]() |
в) ![]() | |
84. а) ![]() | б) ![]() |
в) ![]() | |
85. а) ![]() | б) ![]() |
в) ![]() | |
86. а) ![]() | б) ![]() |
в) ![]() | |
87. а) ![]() | б) ![]() |
в) ![]() | |
88. а) ![]() | б) ![]() |
в) ![]() | |
89. а) ![]() | б) ![]() |
в) ![]() | |
90. а) ![]() | б) ![]() |
в) ![]() | |
91. а) ![]() | б) ![]() |
в) ![]() | |
92. а) ![]() | б) ![]() |
в) ![]() | |
93. а) ![]() | б) ![]() |
в) ![]() | |
94. а) ![]() | б) ![]() |
в) ![]() | |
95. а) ![]() | б) ![]() |
в) ![]() | |
96. а) ![]() | б) ![]() |
в) ![]() | |
97. а) ![]() | б) ![]() |
в) ![]() | |
98. а) ![]() | б) ![]() |
в) ![]() | |
99. а) ![]() | б) ![]() |
в) ![]() | |
100. а) ![]() | б) ![]() |
в) ![]() |
Решение типовых примеров
При решении примеров рекомендуется использовать правила дифференцирования и таблицу производных.
Таблица производных
1. | ![]() | ![]() |
2. | ![]() | ![]() |
3. | ![]() | ![]() ![]() |
4. | ![]() | ![]() |
5. | ![]() | ![]() |
6. | ![]() | ![]() |
7. | ![]() | ![]() |
8. | ![]() | ![]() |
9. | ![]() | ![]() |
10. | ![]() | ![]() |
11. | ![]() | ![]() |
12. | ![]() | ![]() |
13. | ![]() | ![]() |
14. | ![]() | ![]() |
15. | ![]() | ![]() |
Правила дифференцирования
Если С – постоянная величина и функции имеют производные, то:
1. .
2. а) .
б) .
3. .
4. .
5.
6. Производная сложной функции вычисляется по формуле
.
П р и м е р ы. Найти производные заданных функций:
.
;
2. .
.
3. .
.
Задача 101–120.Провести полное исследование заданных функций и построить их графики.
101. ![]() | 102. ![]() |
103. ![]() | 104. ![]() |
105. ![]() | 106. ![]() |
107. ![]() | 108. ![]() |
109. ![]() | 110. ![]() |
111. ![]() | 112. ![]() |
113. ![]() | 114. ![]() |
115. ![]() | 116. ![]() |
117. ![]() | 118. ![]() |
119. ![]() | 120. ![]() |
Решение типового примера
П р и м е р . Исследовать функцию и пост -роить ее график.
1. Область определения функции: .
2. Так как функция является многочленом, следовательно она непрерывна.
3. Исследуем на четность и нечетность
. Функция не является ни четной, ни нечетной.
4. Для определения интервалов монотонности и точек экстремума находим первую производную функции
;
.
. Это критические точки. Результаты исследования знака производной и выводы сведем в таблицу:
![]() | ![]() | -4 | ![]() | ![]() | |
![]() | + | – | + | ||
![]() | ![]() | mах | ![]() | ![]() | ![]() |
Представим в виде произведения
. Определим знаки
на каждом интервале:
.
5. Для определения интервалов выпуклости и вогнутости, точек перегиба найдем вторую производную функции:
;
.
Исследуем поведение знака в окрестности точки
.
![]() | ![]() | –1 | ![]() |
![]() | – | + | |
![]() | выпукла | ![]() | вогнута |
Точка – точка перегиба.
6. Найдем несколько дополнительных точек графика функции
.
7. По результатам исследования строим график.
Рис. 1.