Общение, конфликты в жизнедеятельности отряда
Общение – одна из форм взаимодействия социальных субъектов, процесс обмена рациональной и эмоционально-оценочной информацией, способами деятельности (умениями), а также результатами деятельности в виде материальных вещей и культурных ценностей.
Педагогическое общение– это целенаправленное, специально организованное взаимодействие педагога и воспитанников, включающее обмен информацией и действиями, а также установление взаимопонимания между ними.
Конфликт – столкновение противоположно направленных, несовместимых потребностей, мотивов, интересов, чувств, актов поведения. Протекает с высоким эмоциональным накалом. Конфликты могут быть скрытыми или явными.
Виды конфликтов:
· внутриличностный конфликт
· межличностный конфликт
· межгрупповой конфликт
а также:
· конструктивный конфликт – способствующий принятию обоснованных решений и развитию взаимоотношений.
· деструктивный конфликт – препятствующий эффективному взаимодействию.
Конфликты в отношениях:
· Вожатые – вожатые. Возможные причины: разделение сфер влияния, любви детей, психологический дискомфорт, невыполнение должностных обязанностей.
· Вожатые – администрация, персонал. Возможные причины: разделение власти, неопределенность должностных обязанностей.
· Вожатый – ребенок. Возможные причины: превышение полномочий, ограничение свободы, принижение самооценки.
· Ребенок – ребенок. Возможные причины: бытовые ресурсы, ревность, выяснение социальной значимости.
Основные стратегии поведения в конфликтной ситуации:
1. Соперничество. Стремление добиться своего, во что бы то ни стало отстоять собственную точку зрения, заставить окружающих принять именно это видение решения проблемы, мнение другого не интересно.
2. Сотрудничество. Совместное решение проблемы, породившей конфликт, участники конфликта признают право друг друга на собственное мнение и готовы его понять, что дает им возможность проанализировать причины разногласий и найти приемлемый для всех выход.
3. Компромисс. Снятие противоречий осуществляется на основе взаимных уступок. Есть вероятность, что через некоторое время могут появиться дисфункциональные последствия компромиссного решения, неудовлетворенность «половинчатыми решениями», кроме того, проблема, породившая конфликт, не разрешена.
4. Избегание. Уклонение от разрешения конфликта, его игнорирование. Эта стратегия может быть уместна, если ситуация может разрешиться сама собой и если нет условий для ее разрешения, но скоро они появятся.
5. Приспособление. Односторонние уступки, собственные интересы приносятся в жертву ради интересов противоположной стороны. Отрицательные эмоции не выплескиваются, но накапливаются.
Конструктивное разрешение конфликта
Для правильной оценки сути конфликта и определения путей выхода из него необходимо:
1. Выделить основную проблему, для чего ответить на следующие вопросы: как я понимаю проблему? Как мой партнер видит эту проблему? Что в моих действиях привело к возникновению конфликта? В чем партнер видит причину конфликта? В каких вопросах мы с ним расходимся, а в каких солидарны?
2. Определить причины возникновения конфликта. Уясните, какие действия партера для вас неприемлемы, что в ваших поступках не воспринимается собеседником.
3. Рассмотрите варианты возможного разрешения конфликта. Что можно сделать с вашей стороны и с позиции партнера для решения конфликта? Каковы общие цели, во имя которых необходимо найти выход?
4. Выяснить, каковы вероятные следствия каждого из возможных путей разрешения конфликта, что нужно сделать для достижения намеченной цели.
Для правильной оценки сути конфликта, его конструктивного разрешения можно придерживаться следующих рекомендаций:
· В конфликте не бывает победителей: всегда проигрывают обе стороны.
· Расскажите, что вы чувствуете в этой ситуации. Немало конфликтов между людьми усложняется наличием невысказанных мыслей и чувств. Пользуйтесь при этом «Я – высказываниями»: «Я обиделся», «Я испугался».
· Старайтесь выслушать противоположную сторону (хотя это сложно). Слушайте внимательно, не перебивайте, не спорьте.
· Очень полезно разобраться в сокровенных мыслях – в предположениях, опасениях, догадках относительно чувств и мыслей другого человека. Воздержитесь от комментариев, завершая разговор.
Основные правила поведения в конфликтной ситуации
1. Правило справедливого отношения к инициатору конфликта (терпеливо относитесь к инициатору столкновения: не обсуждайте, не отмахивайтесь, не браните, а внимательно и доброжелательно выслушайте).
2. Не расширять предмет ссоры (Конфликт редко бывает абстрактным – обычно он разгорается вокруг какой-то конкретной ситуации, идеи, поступка. Оставайтесь в рамках спорной проблемы и не переносите его ни на что другое)
3. Правило позитивной формулировки острой ситуации (это заставит инициатора взвесить все «за» и «против» в выдвигаемом обвинении; рассчитывать возможные последствия конфликта для взаимоотношений; самому подумать за инициатора, ощутить себя в роли обвиняемого).
4. Правило эмоциональной выдержки (как правило, партнеры в конфликте испытывают напряженность, их высказывания категоричны, безапелляционны, требовательны, в повышенных тонах. Поэтому важно контролировать эмоции. Условия – это максимально возможный спокойный и ровный тон, без раздраженности, гнева, упреков и оскорблений).
5. Правило обезличенного спора (избегайте личных конфликтов, затрагивающих чувства собственного достоинства человека).