Тема 22. Педагогическое общение. Конфликты в педагогическом общении и их преодоление

Понятие о педагогическом общении. Закономерности процесса общения. Эмпатия. Бессловесный и словесный компоненты педагогического общения. Особенности педагогического общения в работе классного руководителя. Принципы и функции педагогического общения. Основы продуктивного педагогического общения. Структура педагогического общения. Пути и содержание процесса формирования навыков педагогического общения.

Конфликтогены педагогического общения. Возрастные особенности конфликтогенов. Методы и средства преодоления конфликтов.

Тема 23. Направленность развития инновационной деятельности в образовании

Сущность и структура понятия «идеальная педагогическая инновация». Реальные формы инновирования образования. Виды педагогических инноваций. Инновационный процесс. Инновационная деятельность как тип.

Прогрессивные изменения ценностной, содержательной, процессуальной и средовой основ образования.

Акмеограмма педагога-инноватора.

ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Список литературы

Основная:

1.Основы педагогики: учеб. пособие / А.И. Жук [и др.]; под общ. ред. А.И. Жука. – Мн., 2006. – 186 c.

2.Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс: учеб. для студ. пед. вузов: в 2 кн. – М., 2013. – Кн. 1 – 576 с., Кн. 2 – 256 с.

3. Цыркун, И.И. Педагогика современной школы: Основы педагогики. Дидактика / И.И. Цыркун, А.И. Андарало, Е.Н. Артеменок. – Минск: БГПУ, 2012. – 516 с.

4.Сластенин, В.А. и др. Педагогика: учеб. пособие / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Слатенина – М., 2002. – 576 с.

5.Харламов, И.Ф. Педагогика / И.Ф. Харламов. – Мн., 2001. – 520 с.

6.Ситаров, В.А. Дидактика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. – М., 2002. – 368 с.

Дополнительная:

1.Кодекс Республики Беларусь «Об образовании». – Нац. реестр правовых актов РБ 17.01.2011. – № 2 – 1795. – 496 с.

2.Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь: Постановление МО РБ № 125 от 14.12.2006.

3. Закон о правах ребенка. 19 ноября 1993 г. № 2570-XII.

4.Педагогическое образование в условиях трансформационных процессов: учеб.-метод. пособие / П.Д. Кухарчик [и др.]. – Мн. 2008. – 195 с.

5.Хуторской, А.В. Современная дидактика. – СПб., 2001. – 544 с.


ВОПРОСЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ

1. Взаимосвязь и взаимообусловленность воспитания и самовоспитания.

2. Возникновение и становление педагогической профессии.

3. Возрастные и индивидуальные особенности учащихся, их учёт и развитие в педагогическом процессе.

4. Воспитание как педагогический процесс. Трактовка воспитания с позиций прагматизма, неопозитивизма, неотомизма и экзистенционализма.

5. Документы, определяющие содержание образования: учебный план, учебные программы, учебники, учебные пособия. Особенности современных учебных планов и программ.

6. Закон Республики Беларусь «О правах ребёнка», принципы, структура, содержание.

7. Закономерности и принципы гуманистического воспитания.

8. Источники и детерминанты формирования содержания образования.

9. Классификация методов воспитания.

10. Конфликтогены педагогического общения. Методы и средства преодоления конфликтов.

11. Логика педагогического исследования.

12. Методы контроля и самоконтроля в воспитании.

13. Методы контроля и самоконтроля в процессе обучения.

14. Методы организации деятельности и опыта общественного поведения.

15. Методы организации учебно-познавательной деятельности.

16. Методы стимулирования деятельности и отношений.

17. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности.

18. Методы формирования сознания личности.

19. Непрерывное образование и самообразование в Республике Беларусь.

20. Образование как ценность, процесс, система, результат.

21. Образовательная, воспитательная и развивающая функции урока. Нестандартные уроки.

22. Образовательные стандарты, их структура, функции.

23. Общие формы организации обучения, их характеристика.

24. Объект, предмет и задачи педагогической науки. Основные категории педагогики.

25. Основные законы и институты системы образования в Республике Беларусь.

26. Основные философские учения как фундамент научного поиска.

27. Основные факторы развития личности: наследственность, среда, воспитание, деятельность.

28. Педагог как субъект педагогической деятельности. Профессиональная компетентность педагога.

29. Педагогика как наука и учебный предмет. Становление педагогической науки.

30. Педагогические ценности. Классификация педагогических ценностей.

31. Педагогический эксперимент и его разновидности. Этапы педагогического эксперимента.

32. Понятие аксиологии, педагогическая аксиология. Место и функция аксиологического компонента в структуре аксиологической культуры педагога.

33. Понятие о педагогическом общении. Закономерности процесса общения. Эмпатия.

34. Понятие педагогическая инновация. Виды педагогических инноваций. Инновационный процесс.

35. Понятие цели образования. Социальная обусловленность и конкретно-исторический характер целей образования.

36. Понятия «индивид», «человек», «личность», «индивидуальность». Роль педагогического процесса в развитии личности.

37. Понятия «метод обучения», «приём обучения». Различные подходы к классификации методов обучения.

38. Понятия методологии педагогики и её уровни.

39. Права ребёнка как ценность. Международные акты в защиту детей. Конвенция ООН о правах ребёнка.

40. Профессионально обусловленные требования к личности педагога. Педагогическая направленность.

41. Самовоспитание в структуре процесса формирования личности.

42. Система педагогических наук. Связь педагогики с другими науками.

43. Содержание нравственного воспитания. Методы приобщения к национальной и общечеловеческой культуре.

44. Содержание образования как система знаний, умений и опыта творческой деятельности личности.

45. Средства обучения. Наглядность как универсальное средство обучения.

46. Структура педагогического процесса.

47. Сущность и структура педагогической деятельности.

48. Сущность педагогического подхода к формированию личности.

49. Урок – основная форма организации учебного процесса. Типология и структура урока. Требования к современному уроку.

50. Формирование гражданственности, патриотизма, национального самосознания школьников.

51. Формы организации обучения: общие, конкретные и их характеристика.

52. Характеристика Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодёжи в Республике Беларусь.

53. Целеполагание как вид деятельности педагога.

54. Цели образования в Республике Беларусь.

55. Цель и задачи гуманистического воспитания.

56. Экологическое воспитание. Формирование ценностного отношения к природе.

57. Эмпирические и теоретические методы исследования.

58. Этапы педагогического процесса.

Наши рекомендации