Сущность, цель, задачи и принципы воспитательной деятельности в системе таможенных органов.
Таможенные органы - это социальный организм, являющийся орудием государства и предназначенный для защиты экономических интересов РФ и обеспечения в пределах своей компетенции экономической безопасности России. Все это и предопределяет и специфическую направленность, сущность, содержание и методы воспитательной работы в таможенных органах.
Успех в деятельности таможенных органов определяется многими факторами, существенное место среди которых занимает эффективное управление и воспитание личного состава. Поэтому руководством и коллегией ФТС России последовательно введены должности заместителей начальников таможенных органов по работе с личным составом, заместителей начальников отделов кадров по воспитательной работе и специалистов психологов.
Воспитание сотрудников таможенных органов - это сложный и многогранный процесс воздействия на сознание личного состава в целях формирования у него необходимых духовных и физических качеств, позволяющих успешно выполнять свои служебные обязанности, в том числе обеспечивать экономическую безопасность и защищать экономические интересы РФ.
Воспитательная работа я системе таможенных органов, являясь частью системы управленческой деятельности таможенной службы, представляет из себя систему, включающую следующие базовые элементы:
1. содержательные - цель воспитательной работы; задачи; субъекты и объекты воспитательной работы;
2. организационные - принципы воспитательной работы;
3. обеспечивающие - направления, методы, формы воспитательной деятельности;
4. оценивающие — сформировавшиеся качества личности; критерии оценки - степень соответствия результата пели воспитательной работы.
Все эти элементы системы могут успешно функционировать только при четком планировании и строгой организации деятельности всех управленческих звеньев воспитательных структур.
Целями воспитательной работы в таможенных органах является планомерное воздействие на сотрудников таможенных органов, для побуждения их к высоко профессиональной служебной деятельности, направленного развития личности, а в необходимых случаях - корректировки поведения.
Основными задачами воспитательной деятельности в таможенных органах являются:
- формирование патриотизма, верности конституционному долгу, присяге сотрудника таможенного органа, понимаем необходимости экономической защиты интересов РФ;
• воспитание дисциплинированности, высоких нравственных, морально-психологических, деловых качеств;
• утверждение норм гуманистической морали, культуры общения как внутри коллектива, так и с участниками ВЭД;
- развитие психологической готовности к выполнению профессионально-служебных задач а «важно обстановке, творческого отношения и инициативы при их решении;
- совершенство физического развития личного состава, обеспечение здорового образа жизни;
- формирования в коллективах здоровой морально-психологтческой обстановки;
- приобщение сотрудников к культурным ценностям РФ, воспитание их на героическом прошлом Отечества и традициях таможенной службы;
- развитие у личного состава чувства собственного достоинства, объективной самооценки, чести, совести и долга.
Финансирование в материально-техническое обеспечение воспитательной работы осуществляется за счет сметы ФТС РФ и других таможенных органов. Подразделения медицинского, хозяйственного, материально-технического, финансового и правового обеспечения в этих целях работают по специально утвержденным планам. В этих же целях используются информационные технологии, средства вычислительной техники, телевидение, радио и видеоаппаратуры.
При организации воспитательной работы необходимо руководствоваться следующими принципами:
-объективность и научность;
- преемственность, в том числе использование традиции таможенной службы;
- дифференцированный подход с учётом особенностей различных категорий сотрудников;
- единство обучения и воспитания в процессе исполнения служебных обязанностей;
- воспитание в коллективе и через коллектив;
- индивидуальный подход к каждому сотруднику;
- сочетание требовательности с уважением личности и заботой о человеке;
- опора на положительное;
- конкретность и целеустремленность воспитания.
2 Задачи и функции основных субъектов воспитательной работы:
Основными субъектами воспитательной работы являются руководители всех уровней, заместители начальников таможенных органов по работе с личным составом, управления кадров и учебных заведений ФТС РФ. Подбор специалистов для воспитательной работы с личным составом производится из числа сотрудников, имеющих базовое гуманитарное образование и склонность к данному виду деятельности, хорошо знающих таможенное дело, условия и характер его осуществления.
Задачи руководителей всех уровней:
1. показ личного примера законопослушания, нравственной чистоты, честности, скромности и добросовестного исполнения служебных обязанностей;
2. непосредственное участие в организации и проведении индивидуальной работы с личным составом, изучение его личных качеств, принятие мер по поддержанию высокого уровня трудовой дисциплины, профилактика должностных преступлений и проступков;
3. принятие мер по созданию в коллективах необходимых условий для эффективной служебной деятельности, профессионального роста подчиненных;
4. своевременное реагирование на нужды и запросы подчиненных, организация систематического информирования и консультирования личного состава по социально-правовым вопросам.
Задачи заместителей начальников таможенных органов по работе с личным составом:
1. организационно-методическое и информационное обеспечение работы по воспитанию сотрудников, предотвращению происшествий я помощь руководителям таможенных органов по этим вопросам;
2. организация и систематическое изучение общественного мнения, настроений личного состава, анализ служебной дисциплины, соблюдения законности, выявления причин возникновения конфликтов в коллективах, выработка рекомендаций по их предотвращению и оперативное реагирование на изменение обстановки в коллективах;
3. организация и проведение индивидуальной работы с яичным составом, внедрения в практику работы с сотрудниками методов социальной психологии и педагогики;
4. обеспечение соблюдения принципа социальной справедливости;
5. участие я разработке я реализации мер по обеспечению личной безопасности сотрудников и членов их семей;
6. взаимодействие с местными органами власти и управления, общественными структурами, средствами массовой информации в интересах усиления моральной защищенности личного состава и пенсионеров - таможенников.
Задачи Управления кадров и учебных заведений ФТС РФ:
1. разработка ведомственной нормативной базы, участие в подготовке законодательных я подзаконных актов, устанавливающих права и гарантии личного состава;
2. оказание организационное я методической помощи руководителям в профессиональном образовании кадров я проведения воспитательной работы, изучение, обобщение и внедрение в практику передового опыта;
3. информационно-методическое обеспечение воспитательной работы в таможенных органах;
4. сбор, обобщение и анализ социальной статистики, прогноз развития социальных процессов я системе таможенных органов, участие в разработке предложений по ведомственной социальной политике;
5. участие в разработке мер по улучшению социально-бытового обеспечения личного состава, соблюдения принципов социальной справедливости;
6. организация работы по подбору, расстановке и обучению кадров, решающих задачи воспитательной работы.
В связи с тем, что таможенные органы - это правоохранительные органы и служба а них является особым видом государственной службы, в таможенной системе вводятся понятие - «служебная дисциплина».
Служебная дисциплина означает соблюдение сотрудниками таможенного органа при исполнении возложенных на них обязанностей порядка и правил, установленных федеральным законами и иными нормативными правовыми актами РФ, присягой, контрактом о службе, должностной инструкцией, приказами ФТС РФ, приказами прямых и непосредственных начальников таможенных органа.
Начальник таможенного органа несет ответственность за состояния служебной дисциплины среди подчиненных. Наряду с высокой требовательностью он обязан:
• создать необходимые условия для службы, отдыха я повышения квалификации подчиненных;
• воспитывать у подчиненных чувство ответственности за выполнение служебных обязанностей; обеспечивать гласность и объективность в оценке служебной деятельности подчиненных;
- уважать честь и достоинство подчиненных;
• не допускать протекционизма в работе сотрудниками таможенных органов, предъявление незаконных требований я тем более преследования их по мотивам личного характера.
Непосредственная ответственность за организацию работы по укреплению служебной дисциплины возлагается на заместителя начальника таможенного органа по работе с личным составом.