Методология научного управления
В процессе управления используется множество разнообразных способов, подходов и приемов которые позволяют эффективно организовать выполнение функций менеджмента, этапов, процедур и операций, необходимых для принятия решений. В совокупности они выступают как методы менеджмента, под которыми понимаются способы осуществления управленческой деятельности, применяемые для постановки и достижения ее целей.
На базе методов управления происходит взаимное обогащение теории и практики менеджмента. Используя систему методов, при изучении новых проблем управления, теория менеджмента позволяет увеличить знания об управлении и о закономерностях протекающих в нем процессов и явлений.
С целью выяснения тенденций развития, законов и принципов менеджмента используют разнообразные методы исследования:
Системный подход - это способ упорядочения управленческих проблем, посредством которого осуществляется их структурирование, определяются цели решения, выбираются варианты, устанавливаются взаимосвязи и зависимости элементов проблем, а также факторы и условия, оказывающие воздействие на их решение. Представляет собой совокупность методологических средств, процедур, приемов, направленных на исследование сложных объектов с учетом всех имеющихся взаимосвязей и динамических характеристик.
Комплексный подход - это рассмотрение проблем управления в их связи и взаимозависимости с использованием методов исследований многих наук, изучающих эти же проблемы. Комплексность - это форма междисциплинарной интеграции и кооперации управленческой деятельности.
Диалектический метод – изучает явления в развитии, а именно - взаимообусловленное и противоречивое развитие явлений действительности.
Конкретно-исторический метод – предусматривает изучение исследуемого явления в развитии с учетом причин, условий и факторов, которые обусловили изменения, тенденции развития явления и другое.
Аналитический метод – заключается в расчленении целого на части и рассмотрении их как одного целого.
Балансовый метод – используют для измерения влияния факторов на обобщенный показатель. В его основе находится составление балансов, которые являются аналитической формой сравнение плановых и отчетных показателей, поступлений и затрат, активов и пассивов. Этот метод дает возможность проанализировать соответствие показателей в стоимостных и количественных величинах, выявить отклонения и причины, обусловившие такое состояние вещей.
Методы моделирования – когда невозможно из-за сложности взаимосвязей исследовать развитие объекта под влияние разнообразных факторов используют модели под которыми понимается их представление в форме, отражающей свойства, взаимосвязи, структурные и функциональные параметры системы. По определению Шеннона: Модель - это представление объекта, системы или идеи в некоторой форме, отличной от самой целостности. Главной характеристикой модели можно считать упрощение реальной жизненной ситуации, к которой она применяется. Виды моделей:
· вербальная модель – словесная модель.
· физическая модель – представляет то, что исследуется, с помощью увеличенного или умешенного описания объекта или системы;
· аналоговая модель – представляет исследуемый объект аналогом, который ведет себя как реальный объект, но не выглядит как таковой (график соотношения между объемами сбыта и издержками);
· математическая – предполагает использование символов для описания свойств или характеристик объекта или события.
Моделирование обычно осуществляется в несколько этапов:
· уточняется постановка задачи;
· конструируется модель;
· проводится ее теоретический и (или) экспериментальный анализ на достоверность;
· практическое применение и анализ полученных данных;
· корректировка ( в случае необходимости) с целью введения дополнительных факторов и данных, ограничений, критериев и т.п.
Первый и наиболее важный этап построения модели состоит в постановке задачи. Следующий этап: построение модели, при котором необходимо определить главную цель модели, какие выходные нормативы предполагается получить. После построения модели ее следует проверить на достоверность (определить степень соответствия модели реальному миру). Хорошим способом проверки модели является опробование ее на ситуации из прошлого. После проверки на достоверность модель готова к использованию. Однако ни одну модель науки управления нельзя считать успешно выстроенной, пока она не принята, не понята и не применена на практике. Согласно одному обследованию, в США - лишь 60 % моделей науки управления были использованы в полной или почти полной мере. Наибольшее распространение получили модели теории игр, теории очередей, линейного программирования, экономического анализа.
Экспертные методы – используются при условии, когда невозможно количественно определить данные параметры. К ним относят органолептические методы, т.е. определение в количественной форме результатов субъективного восприятия специалистами (экспертами) признаков или свойств оцениваемого явления.
Экономико-математические методы. Начиная с 60-х годов экономико-математические методы используются для решения задач оптимизации планов, формирования цен, распределения ресурсов, программно-целевого планирования и т.д. . К ним относят методы изучения случайных или вероятностных явлений. Благодаря им выявляют закономерности среди случайностей.
Экономико-математические методы представляют собой комплекс научных дисциплин и приемов. Их основная цель заключается в том, чтобы наилучшим образом использовать средства и достижения математики и кибернетики в области экономики.
Действие экономико-математических методов взаимодействует с такими социальными и экономическими науками как: математическая статистика, эконометрия, исследование операций, математическое программирование, математическая теория оптимального управления, теория игр, сетевое планирование и управление.
Использование экономико-математических методов дает возможность решать не только традиционно возникающие задачи, но и новые, сложные задачи, решение которых без использования этих методов было бы невозможно. Наибольший эффект достигается при решении этих методов с помощью компьютерных технологий, когда организационно-экономическая задача очень сложна, необходимо использовать моделирование. К этой группе относят:
· методы элементарной математики (дифференциальное, интегральное или вариационное исчисление);
· методы математического анализа (изучение одномерных и многомерных статистических зависимостей);
· методы математической статистики (производственные функции, межотраслевой баланс и др.);
· эконометрические методы (линейное, нелинейное, блочное, динамическое программирование);
· методы математического программирования (метод выпуклого программирования, сетевое планирование, управление запасами и др.);
· методы экономической кибернетики (системный анализа, имитационные методы);
· методы теории вероятностей и др.
Социологические методы – анкетирование, интервьюирование, тестирование. Основываются на социологических опросах выборки целевых респондентов. Социологические исследования проводятся путем сбора и обработки информации о потребностях и интересах персонала организации, о характере взаимоотношений между людьми и группами и других факторов развития организации.
Изучение индивидуальных особенностей человека представляет собой сложную задачу и осуществляется методами социальных исследований, к которым относятся:
1- проведение научно-технических совещаний и конференций;
2- анкетирование;
3- интервьюирование;
4- собеседование;
5- наблюдение;
6- изучение документов.
Рассмотрим более подробно:
1. Проведение научно-технических совещаний и конференций позволяет руководству выяснить сложившиеся отношения в коллективе, психологическую настроенность персонала, обсудить их и наметить мероприятия по устранению недостатков.
2. Анкетирование - это наиболее распространенный метод социальных исследований. Опросные анкеты дают возможность получить большой объем информации о работниках и их отношениях между собой. Вопросы анкеты следует формулировать четко и опрашиваемый должен на них отвечать однозначно «да» или «нет».
3. Интервьюирование проводится путем собеседования с работниками. Преимущество этого метода состоит в том, что руководитель может уточнять ответы работника и более ясно представить себе психологическую атмосферу, сложившуюся в подразделениях предприятия.
4. Собеседование может быть эффективным в том случае, когда руководитель тщательно подготовился к нему, продумает формулировку и последовательность вопросов, создаст в ходе беседы непринужденную и дружескую атмосферу.
5. Личные наблюдения за деятельностью персонала дает возможность руководителю объективно оценить взаимоотношения, место и роль сотрудников в коллективе.
6. Изучение документов имеет важное значение для выяснения личности работников. К таким документам относятся: личное дело, заявление и докладные записки, протоколы собраний и др. Эти документы руководитель должен изучать до проведения беседы или личного наблюдения работников коллектива. Под термином «документ» понимается информация зафиксированная на каком-либо носителе.
Классификация конкретных методов осуществляется по трем основным направлениям:
методы управления функциональными подсистемами;
методы выполнения функций менеджмента;
методы принятия управленческих решений.