Современная система взглядов на менеджмент
Конец 20 века был ознаменован отходом от технократического рационального типа управления, утверждением новой парадигмы управления[2]. Если для первых лет второй половины 20 в. было характерно стремление к увеличению управленческого контроля за всеми переменными производства, что обусловило необходимость использования количественных подходов к принятию управленческих решений, системного и ситуационного подходов разработки стратегического планирования, то сегодня актуальными становятся новые подходы в управлении, новые принципы управления организацией. Опыт зарубежного управления дает все больше примеров меняющейся парадигмы управления, основными принципами которой являются:
· отказ от управленческого рационализма классических школ, в основе которого представление об организации как о закрытой системе, для которой решающим фактором в управлении является контроль, а цели и задачи рассматриваются как стабильные и неизменные в течение длительного времени;
· инновационность как важнейший критерий профессионализма управленца;
· признание социальной ответственности управления как перед обществом в целом, так и перед отдельными людьми, работающими в организации.
· новой парадигме соответствует понимание человека как ключевого и неисчерпаемого ресурса организации и ориентация на создание условий для реализации его потенциала и способности к совместной эффективной работе;
· главное внимание стало, поэтому, уделяться организационной культуре, обеспечивающей удовлетворение потребностей высшего уровня, а также проблемам эффективных коммуникаций;
· соучастие или партнерство, т.е. непосредственное участие в работе групп и каждого члена организации в процессе постановки цели, выработки миссии, контроле за результатом.
Представляется, что эти основополагающие положения менеджмента не только будут сохранены в XXI в., но и получат свое дальнейшее развитие. Кроме того, менеджмент будет развиваться по следующим основным направлениям:
1. Рациональное сочетание рынка и государственного регулирования.
2. Широкое использование стратегического планирования и управления в деятельности организаций.
3. Постоянная корректировка целей организации как реакция на изменения внешней среды.
4. Достижение стратегических и оперативных целей организации за счет оптимального распределения материальных, трудовых и финансовых ресурсов по основным направлениям деятельности организации.
5. Разработка новых методов и приемов управления, позволяющих организации более гибко адаптироваться к изменениям внешней среды.
6. Резкое повышение уровня квалификации и искусства менеджеров в управлении организацией.
7. Использование в практике управления оптимальных решений, выбранных на основе тщательного анализа альтернативных вариантов решения проблемы.
8. Совершенствование структур управления за счет большей децентрализации функций.
9. Постоянная забота о повышении квалификации работников организации.
10. Максимальное использование инноваций, экономико-математических методов, ЭВМ.
11. Развитие информационных систем, широкое использование глобальных информационных сетей (Интернет и др.).
12. Привлечение сотрудников к управлению организацией.
Все это обеспечивает гибкость и быструю адаптацию организации к быстро меняющимся условиям, что выступает важнейшим факторам ее выживания в современных условиях.
Ключевыми моментами современной системы взглядов на менеджмент, так называемой управленческой парадигмой (парадигма - система взглядов, вытекающих из основополагающих идей крупных ученых и определяющих стержень мышления основной массы исследователей и практиков - управленцев и экономистов) являются следующие принципиальные положения:
1. Отказ от управленческого рационализма классических школ менеджмента.
Вместо воздействия управления на внутренние факторы производства на первое место выдвигается проблема гибкости и адаптивности (приспособления) к постоянным изменениям внешней среды. Именно внешнее окружение диктует стратегию и тактику организации.
2. Использование в управлении теории систем, что позволяет облегчить задачу рассмотрения организации в единстве ее составных частей, неразрывно связанных с внешним миром.
3. Использование ситуационного подхода к управлению.
Согласно которому вся организация внутри предприятия является ответом на различные внешние воздействия.
Центральным моментом является ситуация, т.е. конкретный набор обстоятельств, оказывающий существенное влияние на деятельность фирмы в данный период времени. При этом, признана важность специфических приемов, воздействуя на которые можно эффективно достичь цели.
4. Признание социальной ответственности менеджмента.
Главное внимание в 90-е годы обращается на человеческий или социальный аспект управления:
- менеджмент направлен на людей и делает их усилия по совместной деятельности более эффективными;
- менеджмент неотделим от культуры, основан на честности и доверии к людям;
- менеджмент формирует коммуникации между людьми;
- этика в бизнесе является золотым правилом менеджмента.
В настоящее время сформировалась следующая система взглядов на управление экономикой (новая управленческая парадигма):
1. Гибкое сочетание методов рыночного регулирования, основанных на обратных связях, с государственным регулированием социально-экономических процессов.
2. Формирование и функционирование рыночных хозяйствующих субъектов как открытых, социально ориентированных систем.
3. Самоуправление на всех уровнях и переход к полицентрической системе хозяйствования (способность к самоуправлению и саморазвитию).
4. Сочетание рыночных и административных методов управления предприятиями государственного сектора экономики.