Современная система взглядов на менеджмент

Конец 20 века был ознаменован отходом от технократического рационального типа управления, утверждением новой парадигмы управления[2]. Если для первых лет второй половины 20 в. было характерно стремление к увеличению управленческого контроля за всеми переменными производства, что обусловило необходимость использования количественных подходов к принятию управленческих решений, системного и ситуационного подходов разработки стратегического планирования, то сегодня актуальными становятся новые подходы в управлении, новые принципы управления организацией. Опыт зарубежного управления дает все больше примеров меняющейся парадигмы управления, основными принципами которой являются:

· отказ от управленческого рационализма классических школ, в основе которого представление об организации как о закрытой системе, для которой решающим фактором в управлении является контроль, а цели и задачи рассматриваются как стабильные и неизменные в течение длительного времени;

· инновационность как важнейший критерий профессионализма управленца;

· признание социальной ответственности управления как перед обществом в целом, так и перед отдельными людьми, работающими в организации.

· новой парадигме соответствует понимание человека как ключевого и неисчерпаемого ресурса организации и ориентация на создание условий для реализации его потенциала и способности к совместной эффективной работе;

· главное внимание стало, поэтому, уделяться организационной культуре, обеспечивающей удовлетворение потребностей высшего уровня, а также проблемам эффективных коммуникаций;

· соучастие или партнерство, т.е. непосредственное участие в работе групп и каждого члена организации в процессе постановки цели, выработки миссии, контроле за результатом.

Представляется, что эти основополагающие положения менеджмента не только будут сохранены в XXI в., но и получат свое дальнейшее развитие. Кроме того, менеджмент будет развиваться по следующим основным направлениям:

1. Рациональное сочетание рынка и государственного регулирования.

2. Широкое использование стратегического планирования и управления в деятельности организаций.

3. Постоянная корректировка целей организации как реакция на изменения внешней среды.

4. Достижение стратегических и оперативных целей организации за счет оптимального распределения материальных, трудовых и финансовых ресурсов по основным направлениям деятельности органи­зации.

5. Разработка новых методов и приемов управления, позволяющих организации более гибко адаптиро­ваться к изменениям внешней среды.

6. Резкое повышение уровня квалификации и искус­ства менеджеров в управлении организацией.

7. Использование в практике управления оптималь­ных решений, выбранных на основе тщательного анализа альтернативных вариантов решения про­блемы.

8. Совершенствование структур управления за счет большей децентрализации функций.

9. Постоянная забота о повышении квалификации работников организации.

10. Максимальное использование инноваций, эконо­мико-математических методов, ЭВМ.

11. Развитие информационных систем, широкое ис­пользование глобальных информационных сетей (Интернет и др.).

12. Привлечение сотрудников к управлению органи­зацией.

Все это обеспечивает гибкость и быструю адаптацию организации к быстро меняющимся условиям, что выступает важнейшим факторам ее выживания в современных условиях.

Ключевыми моментами современной системы взглядов на менеджмент, так называемой управленческой парадигмой (парадигма - система взглядов, вытекающих из основополагающих идей крупных ученых и определяющих стержень мышления основной массы исследователей и практиков - управленцев и экономистов) являются следующие принципиальные положения:

1. Отказ от управленческого рационализма классических школ менеджмента.

Вместо воздействия управления на внутренние факторы производства на первое место выдвигается проблема гибкости и адаптивности (приспособления) к постоянным изменениям внешней среды. Именно внешнее окружение диктует стратегию и тактику организации.

2. Использование в управлении теории систем, что позволяет облегчить задачу рассмотрения организации в единстве ее составных частей, неразрывно связанных с внешним миром.

3. Использование ситуационного подхода к управлению.

Согласно которому вся организация внутри предприятия является ответом на различные внешние воздействия.

Центральным моментом является ситуация, т.е. конкретный набор обстоятельств, оказывающий существенное влияние на деятельность фирмы в данный период времени. При этом, признана важность специфических приемов, воздействуя на которые можно эффективно достичь цели.

4. Признание социальной ответственности менеджмента.

Главное внимание в 90-е годы обращается на человеческий или социальный аспект управления:

- менеджмент направлен на людей и делает их усилия по совместной деятельности более эффективными;

- менеджмент неотделим от культуры, основан на честности и доверии к людям;

- менеджмент формирует коммуникации между людьми;

- этика в бизнесе является золотым правилом менеджмента.

В настоящее время сформировалась следующая система взглядов на управление экономикой (новая управленческая парадигма):

1. Гибкое сочетание методов рыночного регулирования, основанных на обратных связях, с государственным регулированием социально-экономических процессов.

2. Формирование и функционирование рыночных хозяйствующих субъектов как открытых, социально ориентированных систем.

3. Самоуправление на всех уровнях и переход к полицентрической системе хозяйствования (способность к самоуправлению и саморазвитию).

4. Сочетание рыночных и административных методов управления предприятиями государственного сектора экономики.

Наши рекомендации