Менеджмент как современная теория управления социально-экономическими системами.

1) Определение понятия менеджмент.

Историческое значение термина «менеджмент»№

Manceptus

Оксфордский словарь английского языка:

Менеджмент характеризует способ обращения с людьми, власть и искусство управления, особого рода умения и административные навыки, орган управления административную единицу.

Менеджмент – искуссвто управления интеле.

Менеджмент:

1) Совокупность принципов, форм, методов, приемов и средств управления производством и производственным персоналом с использованием достижений науки управления; основная цель менеджмента – достижение высокой эффективности производства, лучшего использования ресурсного потенциала, фирмы, компании.

2) Руководство предприятия, фирмы, руководящий орган.

Основные общие признаки в различных определениях понятия «менеджмент»:

1) Связь с управлением

2) Ориентация на организации, социально-экономические системы.

Менеджмент Менеджмент как функция и процесс  
Управление
производство
контроль

Менеджмент как функция и процесс.

Управления как функция реализуется через выполнение ряда управленческих действий, получивших название

Менеджмент – это люди,упарвляющие организацией.

Менеджмент – специфический орган современных организаций.

Ключевые моменты: структурный

Менеджмент – искусство и наука.

Содержанием теории менеджмента являются законы и закономерности, принципы, функции, формы и методы целенаправленной деятельности людей в процессе управления.

Менеджмент как искусство. Организации – сложные системы, на функционирование которых воздействуют многочисленные и разнообразные факторы. Каждый работникобладает особенным характером, имеет свою систему ценностей и т.д.

2.Субъект и объект управления, управленческие отношения в организациях.

В сложных социально-экономических системах источником и преемником воздействия являются коллективы людей, формирующие воздействие и реализующие его на основе совместной трудовой деятельсности.

Объект управления выбирается путем выделения его из других, более масштабных объектов, а субъекты управления выделяются как часть каждого.

Объект управления – комплекс деятельсности людей выделенный

Типы управленческих отношений:

1) По субъектам взаимодействия:

-отношения между управляющей и управляемой системами;

-отношения внутри управляющей системы;

-отношения между руководителями

2) По взаимодействию с внешней средой:

-внешние отношщения

-внутренние отношения

3) По характеру и числу носителей отиношений:

-межсистемные, межличностные и смешанные;

-коллективные и индивидуальные.

4) По числу организационных связей:

-простые отношения

-сложные отношения

5) По характеру организационных связей:

-линейные отношения;

-функциональные отношения;

-смешанные отношения;

6) –

7) По направлению и степени воздейсвтия на объект:

-непосредственные отношения;

-косвенные отношения.

Экономический аспект менеджмента состоит в управлении производственным процессом в ходе которого достигается эффективная координация материальных и трудовых ресурсов.

Социально-психологический аспект характеризует деятельность по организации и руководству усилиями всего персонала для достижения поставленных целей.

Правовой аспект отображает – структуру государственных политически и экономических институтов проводимыми ими политику и определяемыми ими законодательствами

__________________________________________________________________________________

Лекция №4

Управленческий труд.

Управленческий труд – совокупность действий и операция, с помощью которых менеджер обеспечивает подготовку и реализацию определённых решений.

Формы управленческого труда разделяются на :

Эвристический труд

Административный

Операторный труд

Эвристический труд сводится совокупностью действий по изучению проблемы.

Административный – свзяан с выполнением таких работ как: распорядительство< контроль< координация действия подчинённых, их мотивация, поведение завещаний< ведение деловых переговоров.

Операторный труд направлен на техническое обеспечение производственных и управленческих процессов необходимой информации.

Способностью административной формы труда является целевое управляющее воздействие.

Управленческая операция – часть процесса, в рамках которого информация подвергается однократному изменению или перемещению.

Управленческие операции делятся на :

1) Творческие

2) Логические

3) Технические

Управленческая процедура – документально зафиксированная последовательность выполнения элементов управленческого процесса, определяющая состав, очередность, содержание его операций.

Предмет управленческого труда – информация.

Средства управленческого труда – все, что способствует осуществлению операций с информацией ( от компьютеров, телефонов, авторучек,и т.д.)

Менеджеры – руководители различного уровня, занимающие постояннуюдолжэность и наделённые полномочиями в области принятия решений в определённых сферах деятельности.

Менеджер – управляющий, прошедший специальную подготовку и получивший профессию управленца, основными функциями которого являются координация деятельности организации на всех уровнях ее управления и работа с персоналом организации. Менеджер является наемными работником.

На практике термин «менеджер» употребляется применительно к :

-организатору конкретных видов работ

-руководство предприятия или его структурных

Необходимые качества руководителя:

Проффесиональные

Личностные

Деловые

Исследователи содержания управленческого труда:

Карлосон

Л. Сейлес

-Д. Коттер

-Д. Габарро

-Г. Минцерберг

Индивидуальный исполнитель: Специалист, выполняющий отдельные задачи. Выполняет работу собственными силами. Работает относительно независимо

Менеджер: Универсал, координирующий выполнение различных задач.

Выполняет работу при помощи других людеЙ. В работе л

Горизонтальное разделение управленческого труда.

- функциональное разделение труда предполагает выделение из общего состава менеджеровлиц< которые отвечают за процесс управления в целом, а не за одну какую-то функцию – это линейные руководители

Лекция №6

1) Общие и специальные функции менеджмента

2) Планирование как функция управления

3) Организация как функция управления

Функции управления – особые виды управленческой деятельности, сложившиеся в процессе разделения управленческого труда, формирующие его содержание и устремленные на достижение поставленной цели.

Система функций управления – комплекс взаимосвязанных во времени и пространстве видов деятельности, осуществляемых субъектов управления при целенаправленном воздействии на тот или иной объект.

Функции менеджмента делятьсяна общие и специальные.

Общие функции – это виды деятельности, не связанные с особой спецификой объекта управления и общие для всех органов управления.

Планирование – вид управленческой деятельности, направленный на постановку цели развития объекта и разработку путей и средств её достижения.

Организация – вид управленческой деятельности, направленной на обеспечение достижения целей; предусматривает создание новых и упорядочение существующих организационных структур управления.

Координация – вид управленческой деятельности, обеспечивающей согласованное взаимодействие всех управленческих действий и функций, бесперебойность и непрерывность процесса управления.

Мотивация – вид управленческой деятельности, целью которой является активатизация деятельности отдельного человека и группы людей, направленной на достижение целей организации.

Контроль – вид управленческой деятельности, задачей которой является учет результатов работы организации, их количественная и качественная оценка.

Свойства основных функций:

- процесс управления невозможен, если не выполняется хотя бы одна из основных функций;

-каждая из основных функций осуществляется через другие.

Специальные функции – это функции, которые определяются по принадлежности управления к функциональной области деятельности организации, к конкретным стадиям производственного процесса.

По воздействию на отдельные стадии производственного процесса выделяют:

-управленческие технической подготовкой производства;

-организацию основного производства;

По признаку воздействия на отдельные факторы произвдства различаются.

Планирвоание предполагает:

1) Определение целей и задач стоявших перед организацией или отделом;

2)Определение путей и средств достижения поставленных целей;

3) Определение количетсва ресурсов, необходимых для достижения цели;

4) Выполение плана и контроль за ним.

Цель – желаемое состояние, которого стремится достичь организация.

Основная общая цель организация – четко выраженная причина её существования – обозначается как миссия.

Цели организации должны быть сформулированы с учетом следующих требований:

1) Чёткие временные рамкиm на которые устанавливается цели;

2) Конкретность содержания и реальная достижимость целей

3) Непротиворечивость и согласованность с другими целями, а также с ресурсами, потребными для их достижения;

4) Адресность и возможность осуществления контроля в ходе реализации целей.

Цели по степени важности : стратегические, тактические, оперативные/

По содержанию: личные, институциональные

По форме выражения :количетсвенные и качетсвенные

По особенностям взаимодействия: ьезразличные, конкурирующие, дополняющие, исключающие, совпадающие.

Дерево целей.

Посредством дерева целей описывается их упорядоченная иерархия для чего осуществляется последовательная декомпозиция главной цели на подцели по следующим правилам:

1) Общая цель, находящаяся в вершине графа, должна содержать описание конечного результата.

2) При развертывании общей цели в иерархическую структуру целей исходят из того что реализация подцелей каждого последующего уровня является необходимым и достаточным условием достижения цели предыдцщего уровня.

3) При формулировке целей разных уровней необходимо описывать желаемые результаты но не способны их получения;

4) Подцели каждого уровня должны быть независимыми друг от другаиневыводимыми друг из друга.

5) Фундамент дерева целей должны составлять задачи, представляющие собой формулировку работ которые могут быть выполнены определённым способом и в заранее установленные сроки.

Основу организации составляет организационная структура управления, задача которой заключается в определении устойчивого сочетания организационных уровней и функциональных звеньев, обеспечивающего.

Звено управления – обособленная ячейка ( орган или работник), наделенная определенными функциями управления.

Уровень управления – совокупность звеньев управления, занимающих определённую ступень в системе управления организацией.

Связи упарвленияоторажает форму взаимодействия элементов ( звеньев, и т.д.)

Разновидности организационных стуктур управления ( осу)

Линейная ОСУ

Линейная структура реализует принцип едононаличия и централизма, предусматривает

Преимущества линейности осу:

-единствоичеткостьраспорядительства

-согласованность действия исполнителей

-простота управления

-оперативность в принятии решений;

-четкость выраженная ответственность:личная ответственность руководителя за конечные результаты деятельности своего подразделения.

Недостатки осу:

-высокие требования к руководителю;

-перегрузка информацией;

-затруднительные связи между инстанциями;

-концентрация власти в управляющей верхушки.

Функциональная осу.

Функциональная ОСУ реализует принцип разделения и закрепления функций управления между структурными подразделениями, предусматривает подчинение каждого линейного подразделения нижнего уровня нескольким руководителям вышестоящего уровня, реализующим функции управления.

Преимущетсвафункциональная ОСУ:

-высокаяколмпетентность специалистов, отвечающих за осуществление конкретных функций;

-освобождение линейных менеджеров от решения некоторыывх специальных вопрос

-уменьшение потребности в специалистах широкого профиля;

-стандартизация, формализация и программирование явления

- нарушается принцип единоличия

-чрезмерная заинтересованность в реализации целей и задач «своих» подразделений

-трудности поддержания постоянных взаимосвязей между различными функциональными службами

-длительность процедур принятия решений.

Линейно-функциональная ОСУ

Линейно-функциональная ОСУ предусматривает наличие при различных звеньях линейной структуры соответствующих функциональных подразделений.

Основой схемы служат линейные подразделения, осуществляющие в организации основную работу, и специализированные функциональные подразделения.

Преимущества линейно-функциональной осу:

-более глубокая подготовка решений и планов,свзяанных со специализацией работников;

-освобождение главного линейногоменеджера от глубокого анализа проблем

-возможность привлечения консультантов и экспертов

Дивизионная ОСУ.

Управление крупными фирмами состоящими из множества подразделений происходит с помощью дивизиональной осу основным звеном которой является отделение

Структурирование организации по отделениям произвродится как правило по одному из трех еритериев:

-по видам выпускаемой продукции

-по ориентации на группы потребителей

-по обслуживаниваемым территориям.

Преимущества дивизионнальной осу:

-ускоренная реакция на изменения во внешней среде

-улучшение координации деятельности производственных служб

-возникновение у производственных подразделений преимуществ малых фирм.

Все перечисленные ОСУ представляют собой группу бюрократических организационных структур управления.

Характеристики бюрократических ОСУ:

-высокая степень разделения труда

-развития иерархия управления

-наличие

Проектная ОСУ- это временная структура создаваемая для решения конкретной задачи. Смысл её состоит в том чтобы собрать в одну команду самых квалифицированных сотрудников организации для осуществления сложного проекта в установленные сроки с заданным уровнем качества, не выходя за пределы установленной сметы. Когда проект завершен< команда распускается.

Её преимущества:

- лучшаяориентациная на цели

Недостатки:

Громоздкость самой системы управления;

-трудности в установлении ответственности.

3. организация как функция менеджмента

Проектирование ОСУ.

Стадии ОРМИРОВАНИЯ осу:

1) Формирование общей структурной схемы аппарата управления.

2) Разработка состава основных подразделений и связей между ними.

3) Регламентация организационной структуры

Методы проектирования ОСУ:

1) Метод аналогии ( состоит в применении оргаизационных форм и механизм управления котороые оправдали себя)

2) Экспертно-аналитический метод ( предполагает что новое организационное решение реализуется специалистами на основе их опыта с учётом и анализом проективных тенденций)

3) Метод структуризации целей

4) Метод организационного моделирования

Принципы построения ОСУ:

1) Сответсвие целям бизнеса

2) Единство структуры и функций управления

3) Первичность функций и вторичность органа управления

4) Рациональное сочетание централизации, специализации и интеграции функций управления

5) Связь с производственной структурой

6) Соответствие потока информации структуре управления

7) Комплексность охвата всех видов деятельности

Требования к ОСУ:

1) оптимальность

2) оперативность

3) Экономичность

4) Надежность

5) Гибкость

Анализ ОСУ.

Шаг 1. Графические моделирование ОСУ.

Модель ОСУ – символическое изображение и\или текстовое описание реального существующих,существенно значимых.

Основные правила графического моделирования.

1) Структурные единицы, стоящие на одном

3) Различные звенья управления не должны смешиватьтся

4) При введение отношений иных, нежели отношения административной подчиненности ( например< подчиненность по проекту) изображающие их линии или символы должны быть расшифрованны и описаны. Таких видов отношений, включая отношения подчиненности, должны быть не больше

__________________________________________________________________________________

Наши рекомендации