Охарактеризуйте методы работы учителя с точки зрения дидактического соответствия их теме урока.

Какую роль играли на уроке технические средства обу­чения?

Урок биологии. Отвечает Ира К. В классе тихо. Но что это за ти­шина? Товарищи слушают ответы Иры? Некоторые — да. А остальные?
Давайте понаблюдаем за девятиклассниками.

Вот три ученицы, пытаясь предвидеть очередной вопрос педагога, листают учебник. Несколько человек устремили свои взоры в окно — на глазах глубокая задумчивость и мечтательное выражение. Другие тихонь­ко открывают учебник истории и начинают готовиться к следующему за­нятию. Две девочки «разговаривают глазами» о вещах, весьма далеких от содержания урока. Больше половины класса, присутствуя, отсутствует.

Ира допускает ошибки, но нет желающих ее поправить. Может быть, замечания будут после? Нет. Никто в классе не вызвался высказаться по поводу ответа.

Дайте оценку происходящему на уроке и назовите причины. Как сле­дует учителю изменить поведение класса во время опроса отдельных учащихся у доски?

Дается несколько вариантов фрагментов уроков на одну и ту же тему с использованием средств обучения. Дайте дидактическую и пси­хологическую оценку каждого варианта.

1-й вариант

В классе на стене висит таблица «Строение семени фасоли», на столе стоят две коробочки: одна — с намоченными семенами фасоли, другая — с набором сухих семян.

Сначала проводится опрос учащихся по пройденной теме — «Кле­точное строение растения».

Начиная изложение новой темы, учительница (студентка-практикант­ка) почти слово в слово воспроизводит первый абзац статьи учебника о разнообразии семян культурных растений. Затем неторопливо проно­сит по рядам коробочку с семенами, обращаясь при этом к учащимся:

— Посмотрите, какие разные бывают семена. Сухие семена только с виду кажутся мертвыми, если их размочить, можно обнаружить мно­го интересного. Сейчас я раздам размоченные семена фасоли (не спеша разносит семена).

— А теперь, ребята, снимите с семени фасоли кожицу. Она называ­ется кожурой. Как называется? — обращается учительница к одному из учеников.

— Кожурой.

— Так, кожурой. Она легко снимается. А вот под кожурой вы ви­дите две толстые белые половинки. Это семядоли. Они содержат пита­тельные вещества. Как называются толстые белые половинки? - обра­щается учительница к классу.

— Семядоли.

— Так, семядоли. В верхней части семядоли располагаются корешок, стебелек и почечка. Видите, ребята?

— Видим! — хором заявляют одни.

— Не видим! — кричат другие.

— Смотрите сюда, на таблицу, — продолжает учительница. — Вот корешок, стебелек, почечка. Они вместе с семядолями образуют заро­дыш. Что образуют?

— Зародыш.

— Так, зародыш. Этот зародыш и дает начало... Ребята, не кидай­тесь семенами... Дает начало новому молодому растению... Ребята, что это такое? Не ешьте семена! Их вам дали не для того, чтобы есть или бросаться...

Далее при возрастающем шуме учительница сообщает, что семена многих других растений имеют зародыши такого же, как у фасоли, строения: все они составляют группу двудольных.

Этим закончилось 8-минутное объяснение строения семени фасоли. Затем последовали вопросы к учащимся: Какие бывают семена? Семена каких растений вы знаете? А еще? Что называется кожурой? Что такое семядоли и т. д.

2-й вариант

— Ребята, — говорит учительница, — наша новая тема — «Строе­ние семян». Объяснять я вам ее не буду. Посмотрим, сможете ли вы сами справиться с ней... Откройте 30-ю страницу учебника В.А. Корчагиной. Юрьева, что написано вверху страницы?

— «Семя».

— А ниже, помельче, но тоже жирным шрифтом?

— «Строение семян».

— Весь этот материал до строения семени пшеницы вам сейчас пред­стоит выучить. Читайте внимательно, не торопясь. Рассмотрите рису­нок. На рисунке найдете все, о чем говорится в книге. Когда закончите, ответите на вопросы. Вот они, на доске.

На доске заранее написаны следующие вопросы:

1. Из чего развивается растение?

2. Чем отличаются семена различных растений друг от друга?

3. Чем отличается семя гороха от семени тыквы?

4. Как увидеть внутреннее строение семени, например фасоли или гороха?

5. Почему половинка семени фасоли называется семядолей?

6. Где на таблице корешок, стебелек и почечка?

7. Почему они так называются?

8. Для чего нужны семядоли?

9. Какие вы знаете двудольные растения, кроме фасоли?

Учащиеся приступили к выполнению задания, работают все, без ис­ключения. В классе слышен легкий рабочий шумок.

Время истекло. Начинается проверка, в результате которой устанав­ливается, что подавляющее большинство учащихся с работой справи­лись. Ответы на вопросы оказались правильными. Только некоторые учащиеся не смогли ответить на 3, 5-й вопросы: на них нет прямых от­ветов в книге. Привлекая к работе класс, учительница разъяснила, как следует отвечать на эти вопросы.

3-й вариант

На стене — таблицы, иллюстрирующие строение семян; на демонст­рационном столе — коробка с набором сухих семян и вторая — с раз­моченными семенами фасоли, гороха, тыквы и дуба. На столах учащихся такие же коробочки, прикрытые бумагой. Учебники откры­ты на нужной странице.

Учительница сообщает тему, предупреждает, что работа предстоит серьезная, знакомит учащихся с порядком выполнения задания:

Что узнать?

1. Чем отличаются семена одних растений от семян других?

2. Чем покрыто семя фасоли?

3. Из каких частей состоит семя фасоли?

4. Почему они так называются?

5. Что находится в семени, кроме семядолей?

6. Почему они так называются?

7. Для чего семядоли?

8. Чем сходно внутреннее строение семян фасоли, гороха, тыквы, огурца?

Как узнать?

1. Рассмотреть сухие семена в коробочке.

2. Посмотреть размоченную фасоль.

3. Рассмотреть распавшиеся дольки. Названия узнать в учебнике.

4. Сообразить.

5. Внимательно рассмотреть плоскую сторону семядолей. Названия узнать из надписей к рисунку в учебнике.

6. Сообразить.

7. Сообразить или прочитать в учебнике.

8. Рассмотреть эти семена и сказать, сколько в каждом семядолей.
Все учащиеся работают, на вопросы отвечают правильно.
Составьте свой план объяснения.

Открытый урок русского языка в 6 классе. Тема «Деепричастие».

После фронтального опроса учитель вызвал к доске хорошего ученика, тот обобщил разрозненные ответы товарищей, привел много примеров. Затем, обращаясь к классу, учитель сказал:

— Сейчас, ребята, прослушайте песню и выделите предложения с дее­причастным оборотом.

Он включил магнитофон, и в классе зазвучала мелодия популярной песни. Грустная, задушевная, она захватила и учеников и присутство­вавших на уроке учителей. Когда учитель оборвал песню на середине, в классе послышался легкий гул возмущения.

— Заметили вы предложения с деепричастными оборотами в песне? Вот ты, Лена, например.

— Нет, — ответила девочка. — Я песню слушала. Еще раз проиграйте, пожалуйста, только до конца.

Урок пришлось заканчивать учителю... без технических средств обучения.

Наши рекомендации