Системный подход в управлении таможенными органами.
Системный подход характеризует таможенную систему как совокупность взаимозависимых элементов, таких как люди, структура, задачи и технология деятельности, которые ориентированы на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды.
Системный подход отвечает на вопрос: как мы строим систему? Он способствует адекватной постановке научных и прикладных проблем, а также выработке эффективной стратегии их решения.
Общими задачами системного исследования в области управления в таможенном деле являются анализ и синтез этого объекта. В процессе анализа таможенная система условно обособляется из общей государственной системы (среды). Определяются ее описательно-познавательные компоненты, состав, структура управления, цели, функции и свойства, а также системообразующие факторы и взаимосвязи с внешней средой.
Системный подход может применяться как в целом к таможенной системе, так и к отдельным ее подсистемам или элементам и их компонентам, можно выделить три основные разновидности системного подхода:
1. Комплексный подход, предполагающий наличие совокупности отдельных компонентов таможенного дела или применяемых методов исследования. Как показывает практика, при этом подходе не принимаются во внимание ни отношения между отдельными частями таможенного дела, ни полнота их состава, ни отношения частей с целым. В данном случае решаются, в основном, задачи статики, то есть количественного соотношения компонентов и т.п.
2. Структурный подход, предлагающий изучение состава (подсистем) и структур (инфраструктур) таможенного дела. При данном подходе также отсутствует соотношение подсистем и таможенной системы в целом, динамика структур и целого, как правило, не рассматривается.
3. Малоизученный целостный подход, рассматривающий не только состав и структуру, но и отношения, существующие между частями объекта (таможенного дела) и между частями и целым. Данный подход допускает изучение состава (подсистем) и структур объекта не только в статике, но и в динамике, то есть он предполагает изучение развития таможенного дела как системы в целом.
Система управления в таможенных органах состоит из следующих звеньев:
– механизма управления, включающего законы, принципы, цели, методы и функции
управления;
– структуры управления, включающей органы управления, кадры управлений и технические средства управления;
– процесса управления, включающего деятельность всех звеньев управления по достижению поставленных целей;
– механизма совершенствования системы управления, включающего организацию изменений в ней в результате развития объекта управления. Результативная деятельность управленческой системы выполнима при существовании организующего начала, направляющего и регулирующего активность компонента системы
7.Стратегия развития российской таможенной службы на период до 2020 г.
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 28 декабря 2012 г. N 2575-р
1. Утвердить прилагаемую Стратегию развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года (далее - Стратегия).
2. Федеральным органам исполнительной власти руководствоваться положениями Стратегии при разработке и реализации государственных программ Российской Федерации и иных программных документов.
3. ФТС России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти до 30 апреля 2013 г. представить в Правительство Российской Федерации план мероприятий по реализации Стратегии.ПредседательПравительстваРоссийскойФедерацииД.МЕДВЕДЕВ
СТРАТЕГИЯ
РАЗВИТИЯ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДО 2020 ГОДА
I. Общие положения
Переход Российской Федерации на инновационный принцип развития экономики, формирование благоприятных перспектив эффективной интеграции Российской Федерации в мировое хозяйство, изменение масштабов, характера и форм внешнеэкономической деятельности формируют предпосылки для совершенствования таможенной деятельности и разработки стратегии развития таможенной службы Российской Федерации на долгосрочную перспективу.
II. Таможенная служба Российской Федерации в условиях