Организационно-распорядительные методы управления (административные)
Методы менеджмента – это способы выполнения указанных функций(анализ и прогнозирование, планирование, организация, координация, принятие решений, мотивация, контроль и учет). Обычно методы менеджмента различаются по содержанию: административные (организационно-распорядительные), экономические и социально-психологические. Нужно отметить, что в государственной службе преобладают административные методы менеджмента, в то время как в большей части частных организаций преобладают экономические.
С помощьюорганизационно-распорядительных методов управления (административных) формируются основные системы управления в виде устойчивых связей и отношений, положений, регламентирующих права и ответственность подразделений и отдельных работников.
Административные методы реализуются путем прямого воздействия руководителей на подчиненных. Такое воздействие может осуществляться на основе заключенных договоров, через административные приказы и распоряжения, правила, нормативы и другие документы, организационно регламентирующие деятельность подчиненных лиц, обеспечивающие надлежащую дисциплину и ответственность. Методы административного воздействия опираются на власть руководителя и представляют собой, по существу, методы властной мотивации, опирающиеся на реальное принуждение или на возможность принуждения.
В таможенных органах применяются три группы организационно-распорядительных методов: организационные, распорядительные и дисциплинарные.
Первую группу представляют организационные методы - долговременное закрепление организационных связей в системе, служащее основой ее управления, и включают регламентирование, нормирование и инструктирование. Эти методы включает следующие нормативно-стабилизирующие виды: положения, общие правила инструкции, правила внутреннего распорядка, порядок, типовые и временные технологические схемы и процедуры принятия решений.
Регламентирование представляет собой жесткий тип организационного воздействия. Заключается в разработке и введении в действие организационных положений; положения, определяющие и устанавливающие внутренний порядок работы, организационный статус различных подразделений, их задачи, функции, полномочия; типовые структуры подразделений; должностное регламентирование, осуществляемое штатным расписаниями и должностными инструкциями (напр, Приказы ФТС).
Нормирование – это менее жесткий тип организационного воздействия и заключается в установлении норм и нормативов, которые служат ориентировкой в деятельности, устанавливают ее границы по верхним и нижним пределам (напр,Положения о работе пунктов пропуска).
Инструктирование всегда имеет форму методической и информационной помощи, направленной на успешное выполнение работы. Разрабатывается на основании и во исполнение законов, законодательных и подзаконных актов, директив и приказов вышестоящих органов (напр,методическая и информационная помощь в работе для участников ВЭД).
Второй группой организационно-распорядительных методов управления являются методы распорядительного воздействия, которые выражаются в повседневном оперативном обеспечении слаженной работы органов управления. Это методы текущей организационной работы, базирующейся на организационной структуре, сформированной путем организационного воздействия в таможенной системе лежат полномочия иобязанности. Данные методы реализуются путем принятия решения коллегии ФТС России, издания приказов, указаний, распоряжений, положений, резолюций на документах, а также принятия и доведения управленческих решений в устной форме. Распорядительные методы – приказы, решения коллегий.
Третьей группой организационно-распорядительных методов управления являются методы дисциплинарного воздействия. Суть этих методов в таможенных органах состоит в установлении ответственности. Выделяют личную, коллективную, материальную, моральную и служебную ответственность.
Все указанные три группы организационно-распорядительных методов используются в таможенной системе как раздельно, так и совместно, дополняя друг друга.