Воробьев В.Г., Константинов В.Д. Техническое обслуживание и ремонт авиационных электросистем и пилотажно-навигационных комплексов. М.: МГТУ ГА; 2007. €

Воробьев В.Г., Константинов В.Д. Техническое обслуживание и ремонт авиационных электросистем и пилотажно-навигационных комплексов. М.: МГТУ ГА; 2007. € - student2.ru

Рис. 16.6. Схема связей ССЛО с системами ВС

EGPWS – система предупреждения приближения земли; RVA – бортовая система курсового наведения; ВСУТ – вычислительная система управления тягой; ВСУП – вычислительная система управления полетом; АКАРС – система автоматического обмена данными;

LTN, НG1150 – бесплатформенная инерциальная навигационная система; ДЗ – датчик закрылков; БСКД – бортовая система контроля двигателя; САЗ – система автоматической загрузки по курсу (крену, тангажу); РЭД – регулятор электронный двигателя; ПДД – приемник полного давления (подогрев); ДАУ – датчик угла атаки; ДТТ – датчик температуры торможения; СИС – система информации о состоянии; БВУ-3 – блок вычислителя управления; БПС-8 – блок преобразования сигнала

Рабочая панель ПУИ ВСС изображена на рис. 16.7.

На ПУИ расположены: экран индикатора, клавиатура, сигнализаторы и клавиша регулирования яркости экрана.

Экран. На экране расположено 14 строк, образующих три информационных поля:

• заглавная строка;

• строки данных (со 2-й по 13-ю строку);

• строка сообщений и ввода данных. Каждая строка содержит 24 знакоместа.

Воробьев В.Г., Константинов В.Д. Техническое обслуживание и ремонт авиационных электросистем и пилотажно-навигационных комплексов. М.: МГТУ ГА; 2007. € - student2.ru

Рис. 16.7. Панель управления и индикации ВСС

В заглавной строке располагается заголовок (наименование) страницы, отображаемой на экране. Также могут отображаться номер текущей страницы и общее количество страниц выбранного рабочего режима ССЛО, разделенные символом / (пример: 2/4, «вторая страница из четырех»).

Знакоместа 23 и 24 зарезервированы для горизонтальных индикаторов прокрутки (перехода на другую страницу): «<—» и «—•» — предыдущая и последующая страница соответственно.

Клавиатура.Здесь расположены следующие группы кнопок:

• выбора строки;

• выбора режима;

• типовых функций;

• цифровые;

• алфавитные.

Кнопки выбора строки расположены справа и слева от нечетной строки данных. Левые кнопки обозначены 1Л — 6Л, правые- 1П-6П.

Кнопки выбора режима: из семи кнопок группы в ССЛО используется только кнопка МЕНЮ. Остальные кнопки используются для работы с ВСС.

Кнопки типовых функций:

• РЕГ (регистр) — для смены регистра кнопок русифицированной клавиатуры и для переключения клавиатуры на латинский алфавит;

• СБР (сброс), ЗБ (забой) - для стирания символов (букв, цифр) на нижней строке экрана, а также в сочетании с другими кнопками для обеспечения выполнения функций управления;

← и → для перехода к предыдущей и последующей страницам;

↑, ↓ — для перемещения курсора при работе со списками названий.

Кнопки цифровые и алфавитные — для ввода текста в строку, для записи данных (техником, летчиком). Для ввода второго значения кнопок (за символом /) следует предварительно нажать кнопку РЕГ, а затем кнопку с желаемой буквой; для отмены — повторное нажатие РЕГ.

Сигнализаторы (три шт.):

• ОТК (отказ) - янтарного цвета;

• СООБЩ (сообщение) - белого цвета, загорается в момент появления сообщения в нижней строке экрана;

• ПУИ МЕНЮ - белого цвета;

• над кнопкой МЕНЮ - сигнализатор зеленого цвета. Специальные символы на экране ПУИ ВСС:

Воробьев В.Г., Константинов В.Д. Техническое обслуживание и ремонт авиационных электросистем и пилотажно-навигационных комплексов. М.: МГТУ ГА; 2007. € - student2.ru • стрелки ←, → при отображении в знакоместах 23 и 24 заглавной строки означают, что информация рассматриваемого режима размещена на нескольких страницах и для вызова других страниц следует использовать кнопки ← и → ПУИ ВСС. На первой и последней страницах отображается только одна из стрелок;

• стрелки ↑, ↓ – при отображении в знакоместах 23 и 24 строки сообщений (внизу экрана) означают, что на странице экрана весь список не вмещается и для его просмотра (прокрутки) следует использовать указанные кнопки ПУИ ВСС;

• символы < и > отображаются в начале или в конце строки данных экрана и указывают на активированные левые или правые кнопки. Нажатием соответствующей кнопки вызываются расширенные сведения по указанным в строке данным.

Структура ввода информации в ССЛО. Весь комплекс объектов контролируемого бортового оборудования ВС, в зависимости от иерархии контролируемых групп, разделяется на три уровня (рис. 16.8):

1. Основные системы (ВСС, ВСУП, ВСУТ, СЭИ, СПКР СППЗ).

2. Системы-датчики (СВС, навигационные системы и т.д.).

3. Датчики первичные (температуры, давлений, углов атаки и т.д.).

Воробьев В.Г., Константинов В.Д. Техническое обслуживание и ремонт авиационных электросистем и пилотажно-навигационных комплексов. М.: МГТУ ГА; 2007. € - student2.ru Воробьев В.Г., Константинов В.Д. Техническое обслуживание и ремонт авиационных электросистем и пилотажно-навигационных комплексов. М.: МГТУ ГА; 2007. € - student2.ru

Рис. 16.8. Схема уровней контролируемого оборудования

Системы первого уровня формируют наиболее полную информацию по отказам, принимают и хранят слова-состояния систем нижнего уровня, формируют свои слова-состояния и передают их в ССЛО.

Системы-датчики (второй уровень) получают и обрабатывают входную информацию от первичных датчиков, формируют свои слова-состояния или отдельные биты исправности в словах-состояниях других систем и передают их в системы первого уровня (т.е. являются одновременно приемниками и датчиками информации).

В третий уровень выделены первичные датчики входных параметров для систем первого и второго уровня. Здесь формируется только бит исправности датчика, который попадает в ССЛО через слова-состояния соответствующих систем второго и первого уровня. Некоторые системы (АРК и др.) передают данные по отказам непосредственно в ССЛО, минуя системы 2-го и 1-го уровней.

В системах первого и второго уровней могут быть выделены блоки, отказы которых идентифицируются в ССЛО.

Контролируемая система (блок) формирует свое слово-состояние, характеризующее исправность блока (ИБ), исправность линии связи (ИЛС) этого блока (системы) с датчиком входной информации, исправность (достоверность) передаваемой по линии связи информации (ИИС).

Формат слова-состояния показан в данной таблице:

31 30 29 28 ------------------------------11 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1
    Информационная часть № слова Адрес

В верхней строке обозначены номера разрядов слова; в разрядах 1-8 помещается адрес слова обычно в двоично-десятичном или в восьмеричном кодах; в разрядах 9 и 10 - идентификатор (номер) слова или системы (блока).

Матрица состояния информационного слова, занимающая 30 и 31 разряды, соответствует состояниям системы:

00 - отказ системы;

10 - данные не вычислены или не достоверны;

10 - в информационную часть записаны тестовые значения;

11 - система исправна.

Разряд 32 служит для контроля четности в слове.

Те контролируемые системы, которые не формируют свои слова-состояния, включают бит их исправности в слово-состояние систем-приемников их информации.

В одном слове-состоянии может размещаться информация от одного или от нескольких контролируемых объектов. Во втором случае обеспечивается более полное использование бит информационной части слова, если слово-состояние одного объекта «короткое».

В то же время состояние многих систем-датчиков и основных систем определяется не одним, а несколькими словами-состояниями. Так, система ВСС характеризуется одиннадцатью словами-состояниями и каждое из них имеет собственный (индивидуальный) адрес. При этом в ряде таких «многословных» слов-состояний в некоторых словах может не использоваться матрица состояния.

В словах-состояниях используется три вида бит:

• исправность блока (системы);

• исправность линии связи (физическая исправность) с датчиком;

• исправность информации от датчика, под которой понимается достоверность входной информации.

На рис. 16.9 -16.11 в качестве примера показан фрагмент последовательного формирования слов-состояний систем третьего, второго и первого уровней иерархии контроля.

Воробьев В.Г., Константинов В.Д. Техническое обслуживание и ремонт авиационных электросистем и пилотажно-навигационных комплексов. М.: МГТУ ГА; 2007. € - student2.ru

Рис. 16.9. Формирование слова-состояния СВС

Здесь цифры на входах слов-состояний обозначают номера разрядов информационной части этих слов, которая занимает разряды 11-29.

Первый уровень контроля представлен (в примере) вычислителем системы управления полетом ВСУП-1 (рис.16.11). Здесь первые три слова-состояния формируются из слов-состояний ИС-1, ИС-2, ИС-3, СВС-1, СВС-2 (второй уровень) и линиями связи с этими системами. Три последующие слова-состояния формируются на основе подобной информации, получаемой от других шестнадцати объектов (на рисунке не показаны). Все шесть слов-состояний ВСУП-1 занимают 108 разрядов.

Аналогично формируются слова-состояния всех шести основных систем (табл. 16.5).

Все эти слова-состояния передаются в ССЛО, где производится их анализ, хранение результатов, индикация.

Воробьев В.Г., Константинов В.Д. Техническое обслуживание и ремонт авиационных электросистем и пилотажно-навигационных комплексов. М.: МГТУ ГА; 2007. € - student2.ru

Рис. 16.10. Формирование слов-состояний инерциальных систем

Таблица 16.5

Наши рекомендации