Система управления стеклоочистителями
Управление стеклоочистителями осуществляется от основной гидросистемы. Система включает следующие агрегаты:
два дроссельных крана ГА-230,предназначенные для регулирования расхода жидкости, поступающей для питания гидроприводов стеклоочистителей, т. е. ими регулируется скорость движения щеток по стеклу. Установлены на горизонтальных панелях левого и правого пультов;
два гидропривода ГА-211,предназначенные для преобразования энергии давления жидкости в механическую работу по перемещению щеток по стеклу. Переключающее устройство гидропривода обеспечивает возвратно-вращательное движение выходного валика на угол 51+1о;
щеточные механизмы,обеспечивающие движение щеток без разворота. Включают в себя рычаги, образующие кинематические параллелограммы, пружины и щетки. Для прижатия щетой пружины регулируются так, чтобы усилия прижатия щетки к стеклу составляло 4…4,5 кГс.
Работа системы
Включение гидропривода стеклоочистителя производится поворотом против часовой стрелки маховичка крана ГА-230, который откроет доступ жидкости под давлением в соответствующий гидропривод. При дальнейшем открытии крана расход жидкости увеличивается и движение механизма ускоряется. При полном открытии дроссельного крана максимальная скорость движения щеточного механизма составляет до 200 двойных ходов в минуту. Для остановки стеклоочистителя следует закрыть дроссельный кран. Включать щетки для работы по сухому стеклу запрещается. Допускается не более 2-3 двойных ходов. Для более длительной работы стекло следует смачивать водой.
Система сигнализации открытого положения
Дверей и люков
Для сигнализации открытого положения входной двери, грузового, нижнего и боковых аварийных люков на средней панели приборной доски летчиков, на сигнальном табло установлена лампа с красным светофильтром и надписью “ДВЕРИ, ЛЮКИ ОТКР.”На стенке буфета у шпангоута № 9 установлена панель с фиксаторами, на которой имеются трафарет и гнезда для фиксаторов левого и правого аварийных люков.
На рис. 3.23 показана схема сигнализации открытого положения входной двери и люков. При открытом положении двери, какого либо люка или отсутствии в гнезде панели хотя бы одного фиксатора на приборной доске летчиков загорается сигнальное табло “ДВЕРИ, ЛЮКИ ОТКР.” Кнопка на табло служит для проверки исправности сигнальной лампы.
Рис. 3.23.Схема сигнализации открытого положения
входной двери и люков:
213 – автомат защиты сети АЗС-2; 215 – концевой выключатель сигнализации открытого положения передней двери; 3863 – табло сигнализации открытого положения входной двери и люков; 3866 – реле проверки табло сигнали-
зации; 7001, 7171 – концевые выключатели сигнализации аварийных люков.
Эксплуатация бытового оборудования кабин
И систем управления люками
Эксплуатация бытового оборудования
При эксплуатации бытового оборудования необходимо руководствоваться следующими правилами:
перед полетом контролировать исправность кресел на своих рабочих местах и состояние привязных ремней;
не допускать повреждение облицовки кабины при загрузке самолета;
следить, чтобы все замки на панелях потолка были закрыты, так как под ними находится проводка управления самолетом и силовыми установками;
кипятильник и электротермос заполняются водой вне самолета. Включаются только при запущенных двигателях, так как являются мощными потребителями сети настоящего тока 27В, управляются выключателем на передней части бортовой этажерки, сверху;
включение электрокипятильника без жидкости запрещается. Время закипания жидкости полностью заправленного кипятильника 35…40 мин. Минимально допустимый объем для кипячения жидкости 1,5 л;
заправка бака санузла водой производится непосредственно перед полетом (особенно в зимнее время), и вне самолета;
заправка унитаза дезинфицирующей химической жидкостью и опорожнение его производится вне самолета.
Эксплуатация систем управления люками
Нижний аварийный люк
Основное управление нижним аварийным люком осуществляется от основной гидросистемы ручным гидрокраном, расположенным на правом пульте. Для открытия люка в полете необходимо:
разгерметизировать кабину переключателем “АВАР. СБРОС ДАВЛЕНИЯ”;
при уменьшении избыточного давления в кабине до 0,1 кгс/см2 по УВПД-15 расстопорить фиксатор и установить рукоятку крана в положение “ОТКРЫТО”;
проконтролировать, что створка люка открылась и загорелось табло “ДВЕРИ, ЛЮКИ ОТКР.”;
установить рукоятку крана в положение“НЕЙТРАЛЬНО”и застопорить фиксатором.
Порядок действий при закрытии люка обратный. При наличии в грузовой кабине парашютистов-десантников аварийный люк открывать только после открытия грузового люка.
Если не произошло открытие люка от основной гидросистемы или помощник командира экипажа не может это выполнить физически, то командир экипажа может открыть люк от аварийной гидросистемы, для чего он должен открыть красный колпачок и установить переключатель “АВАРИЙНОЕ ОТКРЫТИЕ ЛЮКА”, расположенный на левом пульте, в положение “ОТКРЫТО”. При этом створка люка открывается и загорается табло “ДВЕРИ, ЛЮКИ ОТКР.”.
На земле нижний аварийный люк разрешается открывать только вручную или от гидросистемы ручного насоса, так как створка люка в открытом положении касается земли и может быть повреждена.
Грузовой люк
Управление грузовым люком в полете и на земле осуществляется:
а) с рабочего места штурмана (основное управление):
откат и накат рампы при тактическом управлении (от основной гидросистемы) переключателем “УПРАВЛ. ГРУЗОЛЮК. ТАКТИЧ.” Переключатель имеет положения “ОТКРЫТ. – ОТКЛ. – ЗАКРЫТ”;
откат и накат рампы при аварийном управлении (от аварийной гидросистемы) переключателем “УПРАВЛ. ГРУЗОЛЮК. АВАР.” Переключатель имеет положения “ОТКРЫТ. – ОТКЛ. – ЗАКРЫТ”;
откат рампы при включении выключателя “АВАР. СБРОС ГРУЗОВ”;
б) с рабочего места командира экипажа откат рампы при включении выключателя на левой панели приборной доски. “АВАР. СБРОС ГРУЗОВ”;
в) сгидропульта или электрощитка (только на земле):
опускание рампы при наличии давления в гидроаккумуляторах основной гидросистемы;
подъем, откат и накат рампы от переключателя “ОТКАТ – ЗАКР.” (от аварийной гидросистемы);
опускание и подъем, откат и накат рампы от системы ручного насоса.
Примечания: 1.При установке вышеперечисленных переключателей на открытие грузолюка (откат рампы) автоматически происходит отключение подачи воздуха в кабины от двигателей и сброс давления в кабине до 0,01 кгс/см2.
2. При аварийном управлении откатом и накатом рампы насосная станция НС-14 включается автоматически.
3.Управление системой отката и наката рампы возможно только при полностью закрытых замках рельсов.
4.Контроль за положением рампы при основном и аварийном управлении производится по загоранию соответствующих сигнальных ламп, установленных на рабочем месте штурмана и на электрощитке наземного управления рампой.
5.При аварийном сбросе груза загораются красные лампы на рабочих местах штурмана и командира экипажа.
6.При открытии рампы грузолюка загорается табло “ДВЕРИ, ЛЮКИ ОТКР.”, оно также горит при не закрытии любого из замков рампы.
7.При управлении рампой от основной и аварийной гидросистем последовательность срабатывания исполнительных устройств обеспечивается автоматически.
8.При управлении грузолюком с помощью системы ручного насоса последовательность срабатывания исполнительных устройств обеспечивается исполнителем (членом летного или технического экипажа).