Инновационные технологии в обучении математике

Задание 4.1. Технологии математического образования в глобальном информационном обществе

Примерное содержание.Понятие образовательной технологии. Поколения образовательных технологий. «Традиционные методики». Модульно-блочные технологии. Цельноблочные технологии. Интегральные технологии. Проектное обучение как одна из интегральных технологий.

Учебные программы «направляемого проекта» и образовательная технология ТОГИС (В.В. Гузеев).

Литература

1. Бершадский, М.Е. Дидактические и психологические основания образовательной технологии / М.Е. Бершадский, В.В. Гузеев. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2003. – 256 с.

2. Васильева, Г.Н. Технологии и методики обучения математике / Г.Н. Васильева, И.В. Косолапова. – Пермь: Изд-во Перм.пед.ун-та, 2002. – 340 с.

3. Гузеев, В.В. Образовательная технология: от приема до философии / В.В. Гузеев. – М.: Сентябрь, 1996. – 112 с.

4. Гузеев, В.В. Познавательная самостоятельность учащихся и развитие образовательной технологии / В.В. Гузеев. – М.: НИИ школьных технологий, 2004. – 128 с.

5. Загрекова, Л.В. Теория и технология обучения / Л.В. Загрекова, В.В. Николина. – М.: Высш. шк., 2004. – 157 с.

6. Кларин, М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. Анализ зарубежного опыта / М.В. Кларин. – М.: Знание, 1989. – 80 с.

7. Колеченко, А.К. Энциклопедия педагогических технологий / А.К. Колеченко. – СПб.: КАРО, 2004. – 368 с.

8. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей / Под общей ред. В.С. Кукушина. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2006. – 336 с.

9. Селевко, Г.К. Педагогические технологии авторских школ / Г.К. Селевко. – М.: НИИ школьных технологий, 2005. – 198 с.

10. Современные педагогические технологии: Методическое пособие для студентов специальностей «Психология», «Социальная педагогика», «Со-циальная работа» / Состав. Ж.В. Пыжикова. – Самара: Изд-во «Универс-групп», 2005. – 44 c.

11. Стефанова, Н., Методика и технология обучения математике / Н. Стефанова, Н. Подходова. – М.: Дрофа, 2008. – 416 с.

Задание 4.2. Стратегии обучения математике

Примерное содержание.Понятие стратегии обучения. Социокультурный системный подход к образованию (И.А. Кузьмин). Стратегии обучения математике (В.А. Тестов): стратегия отбора; стратегия длительного поэтапного обучения; стратегия обучения на социокультурном опыте. Математические структуры – основа стратегии отбора содержания обучения математике. Стратегии построения математических курсов. Социокультурные технологии как технологии эффективного обучения математике. Социокультурный опыт – источник развития математических способностей.

Литература

1. Бершадский, М.Е. Дидактические и психологические основания образовательной технологии / М.Е. Бершадский, В.В. Гузеев. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2003. – 256 с.

2. Загрекова, Л.В. Теория и технология обучения / Л.В. Загрекова, В.В. Николина – М.: Высш. шк., 2004. – 157 с.

3. Костромина, С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Математика / С.Н. Костромина. – М: АСТ/ СПб: Прайм-Еврознак, 2008. – 224 с.

4. Крутецкий, В.А. Психология математических способностей школьников / В.А. Крутецкий. – М.: Просвещение, 1968. – 432 с.

5. Кузьмин, И.А. Социокультурный системный подход к истокам в образовании / И.А. Кузьмин // Перекрестки эпох. Т.1. – М.: Технологическая школа бизнеса, 1997. – С. 50-71.

6. Пиаже, Ж. Избранные психологические труды / Ж. Пиаже. – М.: МПА, 1994. – 680 с.

7. Плигин, А.А. Познавательные стратегии школьников / А.А. Плигин. – М.: Профит Стайл, 2007. – 528 с.

8. Тестов, В.А. Величины, числа, неравенства: стратегия обучения / В.А. Тестов. – Вологда: ВИРО, 2005. – 132 с.

9. Тестов, В.А. Стратегия обучения математике / В.А. Тестов. – М.: Технологическая школа бизнеса, 1999. – 340 с.

10. Хинчин, А.Я. Педагогические статьи. Вопросы преподавания математики. Борьба с методическими штампами / А.Я. Хинчин. – М.: КомКнига, 2006. – 208 с.

11. Шмидт, В.Р. Говорим на языке математики. Тренинги математического мышления для учеников 6-9 классов / В.Р. Шмидт. – М.: Сфера, 2007. – 96 с.

12. Яглом, И.М. Математические структуры и математическое моделирование / И.М. Яглом. – М.: Советское радио, 1980. – 144 с.

13. Хромов, Н.И. Методы обучения детей с различными типами обучаемости / Н.И. Хромов. – М.: Айрис-Пресс, 2008. – 128 с.

Задание 4.3. Дифференциация процесса обучения математике в современной школе

Примерное содержание. Понятие и сущность дифференциации процесса обучения математике. Истории и современное состояние дифференцированного обучения в России и за рубежом. Основные формы дифференцированного обучения. Дифференциация по психофизиологическим и психологическим особенностям учащихся Уровневая и профильная дифференциа­ция обучения. Организация процесса обучения математике в гимназических и лицейских классах. Обучение математике детей с особыми образовательными потребностями. Дифференциация обучения математике на уроке при изучении нового материала, выполнении тренировочных упражнений, самостоятельных и контрольных работ. Основные тре­бования к содержанию и организации контроля в условиях дифференциро­ванного обучения математике.

Литература

1. Гусев, В.А. Психолого-педагогические основы обучения математике / В.А.Гусев. – М.: «Вербум-М», «Академия», 2003. – 432 с.

2. Капитонова, Т.А. Дифференцированный подход в обучении математике / Т.А. Капитонова, С.В. Лебедева. – Саратов: Наука, 2008. – 124 с.

3. Левитас, Г.Г. Преодоление неуспешности / Г.Г. Левитас. – М.: Илекса, 2009. – 40 с.

4. Липатникова, И.Г. Практикум по теории и методике обучения математике / И.Г. Липатникова. – Екатеринбург, 2009. – 174 с.

5. Осмоловская, И.М. Дифференциация процесса обучения в современной школе / И.М. Осмоловская. – М.; Воронеж, 2004. – 176 с.

6. Петрова, Е.С. Дифференцированное обучение / Е.С. Петрова // Математика. – 2001. – № 16, 17, 18.

7. Роботова, А.С. Элективный курс в профильной школе как введение в науку / А.С. Роботова, И.Н. Никонов. – СПб.: КАРО, 2005. – 80 с.

8. Сиротюк А. Природосообразность обучения: дифференцированный или холистический подходы? / А. Сиротюк // Народное образование. –2005. – №1. – С.117-123.

9. Унт, И. Индивидуализация и дифференциация обучения / И. Унт. – М.: Педагогика, 1990. – 192 с.

10. Управление профильным обучением на основе личностно ориентированного подхода / Т.И. Шамова, А.Н. Худин, Г.Н. Подчалимова и др. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2006. – 160 с.

11. Утеева, Р.А. Теоретические основы организации учебной деятельности учащихся при дифференцированном обучении математике в средней шко­ле / Р.А. Утеева. – М.: Прометей, 1998. – 230 с.

Задание 4.4. Индивидуализация обучения математике

Примерное содержание.Сущность индивидуального подхода к обучению математике. Педагогические и психологические основы процесса индивидуализации обучения математике. Учет индивидуальных особенностей уча­щихся и «принцип непрерывности» В.А. Гусева при обучении математике в средней школе. Индивидуализация обучения при коллективной, групповой и индивидуальной формах обучения.

Литература

1. Белошистая, А.В. Обучение математике с учетом индивидуальных особенностей ребенка / А.В. Белошистая // Вопросы психологии. – 2001. – №5. – С.116-123.

2. Голубева, Э.А. Способности. Личность. Индивидуальность / Э.А. Голубева. – Дубна: «Феникс+», 2005. – 512 с.

3. Гусев, В.А. Психолого-педагогические основы обучения математике / В.А.Гусев. – М.: «Вербум-М», «Академия», 2003. – 432 с.

4. Кирсанов, А.А. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема / А.А. Кирсанов. – Казань, 1982. – 124 с.

5. Унт, И. Индивидуализация и дифференциация обучения / И. Унт. – М.: Педагогика, 1990. – 192 с.

Задание 4.5. Личностно-ориентированное обучение математике

Примерное содержание. Принципы и закономерности личностно-ориентированного обучения математике. Личностно-ориентированное содержание математического образования. Индивидуальная образовательная траектория. Личностно-ориентированные системы и технологии обучения. Личностно-ориентированные уроки по математике. Контроль в системе личностно-ориентированного обучения математике.

Литература

1. Алексеев Н.А. Личностно-ориентированное обучение в школе / Н.А. Алексеев. – Ростов-н/Д: Феникс, 2006. – 336 с.

2. Бондаревская, Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного обучения / Е.В. Бондаревская. – Ростов-н/Д.: Изд-во РГПУ, 2000. – 352 с.

3. Личностно-ориентированное обучение. Хрестоматия / Сост. Е.О. Иванова, И.М. Осмоловская,. – М.: Изд-во Совр. гуманит. ун-та, 2005.– 264 с.

4. Плигин, А.А. Личностно-ориентированное образование. История и практика / А.А. Плигин. – М.: Профит Стайл, 2007. – 432 с.

5. Сериков, В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии / В.В. Сериков. – Волгоград: Перемена, 1994. – 152 с.

6. Хуторской, А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному? / А.В. Хуторской. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. – 383 с.

7. Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное образование в современной школе / И.С. Якиманская. – М.: Сентябрь, 1996. – 96 с.

Задание 4.6. Практико-ориентированное обучение математике

Примерное содержание. Практико-ориентированный подход к обучению учащихся математике как актуальная психолого-педагогическая проблема: историография и современное состояние. Основные характеристики практико-ориентированного обучения математике (сущностные особенности, функции, правила реализации).

Содержание компонентов учебного процесса при традиционном и практико-ориентированном подходах к обучению математике. Практико-ориентированная диагностика в сфере математического образования. Критерии оценки образовательной эффективности практико-ориентированного обучения математике. Реализация образовательных возможностей практико-ориентированного обучения математике учащихся современной средней школы. Влияние практической ориентации обучения на формирование содержания учебного материала урока, выбор методов, форм и средств обучения математике.

Описание опыта использования идей практической ориентации на уроках геометрии, алгебры и начал анализа. Практико-ориентированное изучение процентов в основной школе. Практические работы на уроках математики. Решение математических задач с региональным содержанием.

Литература

1. Варданян, С.С. Задачи по планиметрии с практическим содержанием / С.С. Варданян. – М.: Просвещение, 1988.

2. Возняк, Г.М. Прикладные задачи в мотивации обучения / Г.М. Возняк // Математика в школе. – 1990. – №2. – С. 9-11.

3. Гин, А.А. 150 творческих задач: для сельской школы / А.А. Гин, И.Ю. Андржеевская. – М.: Народное образование, 2007. – 234 с.

4. Денисова М.И. Применение математики к решению прикладных задач / М.И. Денисова, Н.А. Беспалъко // Математика в школе. – 1981. – №2. – С. 29-31.

5. Зайниев, Р.М. Задачи и упражнения по математике с практическим содержанием / Р.М. Зайниев. – Набережные Челны, 2008. – 80 с.

6. Перельман, Я.И. Занимательная геометрия на вольном воздухе и дома / Я.И. Перельман. – Л.: Время, 1925. – 254 с.

7. Родионов, М.А. Взаимосвязь теоретических и практических аспектов использования задач в обучении математике / М.А. Родионов, Н.В. Садовников. – Пенза: ПГПУ им. В.Г. Белинского, 2001. – 86 с.

8. Сергеев, И.Н. Примени математику / И.Н. Сергеев, С.Н. Олехник, С.Б. Гашков. – М.: Наука, 1990. – 240 с.

9. Терешин, Н.А. Прикладная направленность школьного курса математи­ки / Н.А. Терешин. – М.: Просвещение, 1990. – 96 с.

10. Шапиро, М.И. Использование задач с практическим содержанием в преподавании математики / М.И. Шапиро. – М.: Просвещение, 1990. – 95 с.

Задание 4.7. Концепция наглядно-модельного обучения математике в современной школе

Примерное содержание.История развития принципа наглядности в обучении математике. Современные подходы к понятию наглядного обучения математике (Е.И. Смирнов, Е.С. Смирнова и др.). Методологические основы восприятия математических объектов. Педагогический процесс наглядного обучения математике. Наглядность математических объектов. Изучение и анализ методических разработок курса наглядной геометрии 5-6 класса Е.С. Смирновой. Проектирование авторского курса и разработка его дидактического обеспечения.

Литература

1. Балаян, Э.Н. Геометрия. Задачи на готовых чертежах для 7-9 классов / Э.Н. Балаян. – Ростов-н/Д: Феникс, 2006. – 240 с.

2. Белошистая, А.В. Наглядная геометрия в 3 классе четырехлетней начальной школы: Пособие для учителя / А.В. Белошистая. – М.: КлассиксСтиль, 2004. – 88 с.

3. Белошистая, А.В. Наглядная геометрия во 2 классе четырехлетней начальной школы: Пособие для учителя / А.В. Белошистая. – М.: КлассиксСтиль, 2004. – 80 с.

4. Васильева, Г.Н. Технологии и методики обучения математике / Г.Н. Васильева, И.В. Косолапова. – Пермь: Изд-во Перм.пед.ун-та, 2002. – 340 с.

5. Загрекова, Л.В. Теория и технология обучения / Л.В. Загрекова, В.В. Николина. – М.: Высш. шк., 2004. – 157 с.

6. Занков, Л.В. Наглядность и активизация учащихся в обучении / Л.В. Занков. – М.: Учпедгиз, 1960. – 234 с.

7. Никишина, И.В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе: использование интерактивных форм и методов в процессе обучения учащихся и педагогов / И.В. Никишина. – Волгоград: Учитель, 2007. – 91 с.

8. Подготовка учителя математики: Инновационные подходы / Под ред. В.Д. Шадрикова. – М.: Гардарики, 2002. – 383 с.

9. Смирнов, Е.И, Технология наглядно-модельного обучения математике / Е.И. Смирнов. – Ярославль: ЯГПУ им. К.Д.Ушинского, 1998. – 313 с.

10. Смирнова, Е.С. Методическая разработка курса наглядной геометрии: 5 класс / Е.С. Смирнова. – М.: Просвещение, 1999. – 80 с.

11. Смирнова, Е.С. Методическая разработка курса наглядной геометрии: 6 класс / Е.С. Смирнова. – М.: Просвещение, 1999. – 89 с.

12. Чошанов, М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения / М.А. Чошанов. – М.: Народ.образование, 1996. – 160 с.

Задание 4.8. Полицентрическая образовательная технология

Примерное содержание.Система философско-педагогических взглядов «Французской группы нового образования». Реализация философско-педагогических идей GFEN в конструировании школьного учебного занятия. Смысл понятия «мастерская». Мастерская как одна из форм организации учебного процесса. Практический опыт проведения математических мастерских.

Структура полицентрической образовательной технологии (этап отбора основных понятий темы; мастерская построения знаний основных понятий; функции домашнего задания после мастерской; этап самодиагностики; этап «живого слова»; этап теоретического обогащения; этап внешней рефлексии и самоконтроля; мастерская «Я»).

Основные формы организации учебного процесса – мастерские и занятия, выстроенные в диалоговом режиме с включением приемов, способов традиционного обучения, не противоречащих философии «Нового образования».

Литература

1. Белова, Н.И. Педагогические мастерские: Теория и практика / Н.И. Белова, И.А. Мухина. – СПб.: изд. при поддержке Программы PHARE и TACIS «За демократию», 1998. – 318 с.

2. Васильева, Г.Н. Технологии и методики обучения математике / Г.Н. Васильева, И.В. Косолапова. – Пермь: Изд-во Перм.пед.ун-та, 2002. – 340 с.

3. Вернье, Ж. Ребенок, математика и реальность / Ж. Вернье. – М.: Институт психологии РАН, 1998. – 288 с.

4. Загрекова, Л.В. Теория и технология обучения / Л.В. Загрекова, В.В. Николина. – М.: Высш. шк., 2004. – 157 с.

5. Каминская, М.В. Педагогический диалог в деятельности современного учителя / М.В. Каминская. – М.: Смысл, 2003. – 284 с.

6. Колеченко, А.К. Энциклопедия педагогических технологий / А.К. Колеченко. – СПб.: КАРО, 2004. – 368 с.

7. Методика и технология обучения математике. Лабораторный практикум / под науч. ред. В.В. Орлова. – М.: Дрофа, 2007. – С. 245-250.

8. Окунев, А.А. Речевое взаимодействие учителя и ученика в структуре Нового образования / А.А Окунев. – СПб.: Скифия, 2006. – 464 с..

9. Окунев, А.А. Урок? Мастерская? Или… / А.А Окунев. – СПб.: Просвещение, 2001. – 304 с.

10. Палитра мастерской. Сборник № 6. – СПб.: Изд-во гимназии № 526, 2000. – 71 с.

11. Педагогические мастерские «Франция–Россия» / Под ред. Э.С. Соколовой. – М.: Новая школа, 1997. – 128 с.

Задание 4.9. Использование теории укрупнения дидактических единиц (УДЕ) при обучении математике

Примерное содержание. Понятие укрупнения единицы усвоения. Многокомпонентное задание как основная форма упражнений. Параллельное решение прямой и обратной задач. Метод противопоставления и возможно­сти его применения. Обобщение и аналогия, индукция и дедукция, анализ и синтез при обучении математике. Вопрос о наиболее целесообразной струк­туре программного материала. Технология УДЕ в начальной школе и 5-6 классах. Теория УДЕ в классах среднего звена. Параллельное изучение тригонометрических функций, показательной и логарифмической функции в региональном опы­те (Л.П. Голда).

Литература

1. Васильева, Г.Н. Технологии и методики обучения математике / Г.Н. Васильева, И.В. Косолапова. – Пермь: Изд-во Перм.пед.ун-та, 2002. – 340 с.

2. Эрдниев, О.П. От задачи к задаче – по аналогии. Развитие математического мышления / Под ред. П.М. Эрдниева. – М.: АО «СТОЛЕТИЕ», 1998. – 288 с.

3. Эрдниев, П.М. Укрупнение дидактических единиц в обучении математике / П.М. Эрдниев, Б.П. Эрдниев. – М.: Просвещение, 1986. – 255 с.

4. Эрдниев, П.М. Укрупнение дидактических единиц как технология обучени: в 2 ч / П.М. Эрдниев. – М.: Просвещение, 1992.

Задание 4.10. Обучения математике на основе технологии «полного усвоения»

Примерное содержание.Цели, задачи и теоретические основы технологии полного усвоения. Учебный процесс по модели полного усвоения: позиции и характер деятельности учителя и учащихся, структура, практическая реализация, результат. Условия применения и пути совершенствования технологии полного усвоения. Практические рекомендации по использованию технологии полного усвоения, ориентированной на совершенствование процесса обучения математике (Т.Д. Гончарова). Разработка дидактического обеспечения технологии.

Литература

1. Васильева, Г.Н. Технологии и методики обучения математике / Г.Н. Васильева, И.В. Косолапова. – Пермь: Изд-во ГППУ, 2002. – 340 с.

2. Гончарова, Т.Д. Обучение на основе технологии «полного усвоения» / Т.Д. Гончарова. – М.: Дрофа, 2004. – 256 с.

3. Загрекова, Л.В. Теория и технология обучения / Л.В. Загрекова, В.В. Николина. – М.: Высш. шк., 2004. – 157 с.

4. Кларин, М.В. Технология обучения: идеал и реальность / М.В. Кларин. – Рига: Эксперимент, 1999. – 180 с.

Задание 4.11. Технология обучения математике на основе деятельностного подхода (О.Б. Епишева)

Примерное содержание.Сущность деятельностного подхода к обучению. Особенности учебной математической деятельности. Теоретические основы технологии обучения математике на основе деятельностного подхода (формирование приемов учебной деятельности учащихся).

Основные технологические процедуры проектирования деятельности учащихся в учебном процессе по математике (основные закономерности учебной деятельности; система целей математического образования учащихся; содержательная конкретизация целей учебной математической деятельности; содержание учебной математической деятельности; процессы самообразования, саморазвития и самовоспитания учащихся в учебном процессе по математике).

Основные технологические процедуры проектирования управляющей деятельности учителя в учебном процессе по математике (деятельность учителя в учебном процессе; комплексная диагностика готовности учащихся к учебной деятельности как один из критериев целеполагания и дозирования; структурирование учебного процесса по математике, адекватного учебной деятельности учащихся; формирование инструментария управления учебным процессом, обеспечивающим спроектированную учебную деятельность учащихся).

Литература

1. Байдак, В.А. Реализация деятельностного подхода в обучении математике через задачи / В.А. Байдак // Вопросы совершенствования учебно-воспитательной работы в школе и вузе: Сб. науч. статей. –Славянск: Изд-во УИЦ «БИТ», 1994. – С. 50-56.

2. Епишева, О.Б. Технология обучения математике на основе деятельностного подхода: Кн. для учителя / О.Б. Епишева. – М.: Просвещение, 2002. – 223 с.

3. Деятельностный подход в обучении математике: Метод. рекомендации для студентов физ.-мат. факультетов по курсу «Методика преподавания математике» / Сост. В. А. Байдак. – Омск: Изд-во ОГПИ, 1990. – 38 с.

4. Епишева, О.Б. Учить школьников учиться математике:
Формирование приемов учебной деятельности. Кн. для учителя / О.Б. Епишева, В.И. Крупич. – М. Просвещение, 1990. – 128 с.

5. Кулько, В.А. Формирование у учащихся умений учиться / В.А. Кулько, Т.Д. Цехмистрова. – М.: Просвещение, 1983. – 80 с.

6. Лизинский, В.М. Приемы и формы в учебной деятельности / В.М. Лизинский. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2002. – 160 с.

7. Новиков, А.М. Методология учебной деятельности / А. М. Новиков. – М.: Эгвес, 2005. – 176 с.

8. Перминова, Л.М. Формирование общих учебных умений и навыков у учащихся как условие повышения качества общего образования / Л.М. Перминова. – СПб: СПбАППО, 2006. – 64 с.

9. Реализация деятельностного подхода при обучении математике в средней школе. Сборник научно-методических статей / Отв. ред. Г.Н. Васильева; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2003. – 67 с.

10. Усова, А.В. Формирование у учащихся общих учебно-познавательных умений в процессе изучения предметов естественного цикла / А.В. Усова. – Челябинск: ЧГПУ, 1997. – 34 с.

Задание 4.12. Технология модульного обучения математике

Примерное содержание.Цели, задачи и теоретико-методологические основы технологии модульного обучения. Сущность модульного обучения и его отличительные особенности. Модульная программа по математике, ее содержание и структура. Принципы построения модульных программ. Правила успешного применения технологии модульного обучения математике. Особенности подготовки учителя к уроку. Условия применения и пути совершенствования технологии модульного обучения. Практические рекомендации по использованию модульных технологий, ориентированных на совершенствование процесса обучения математике (М.А. Чошанов и др.).

Разработка дидактического обеспечения технологии.

Литература

1. Васильева, Г.Н. Технологии и методики обучения математике / Г.Н. Васильева, И.В. Косолапова. – Пермь: Изд-во Перм.пед.ун-та, 2002. – 340 с.

2. Голощёкина, Л.П. Модульная технология обучения: Методические рекомендации / Л.П. Голощёкина, B.C. Збаровский. – СПб: ЮНИТИ-ДАНА, 1993. – 135 с.

3. Загрекова, Л.В. Теория и технология обучения / Л.В. Загрекова, В.В. Николина. – М.: Высш. шк., 2004. – 157 с.

4. Никишина, И.В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе: использование интерактивных форм и методов в процессе обучения учащихся и педагогов / И.В. Никишина. – Волгоград: Учитель, 2007. – 91 с.

5. Третьяков, П.И. Технология модульного обучения в школе: Практико-ориентированная монография /П.И. Третьяков, И.Б. Сенновский. Под ред. П.И. Третьякова. – М.: Новая школа, 2001. – 352 с.

6. Чошанов, М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения / М.А. Чошанов. – М.: Народ.образование, 1996. – 160 с.

7. Юцявичене, П.А. Теория и практика модульного обучения / П.А. Юцявичене. – Каунас: Швиеса, 1989. – 286 с.

Задание 4.13. Технология проектного обучения математике

Примерное содержание.Цели, задачи и теоретико-методологические основы технологии проектного обучения. Сущность и отличительные особенности технологий проектного обучения. Классификация типов проектов. Этап работы над проектом. Экспертная оценка проекта.

Разработка визитных карточек проектов по математике

Литература

1. Бедерханова, В.П. Педагогическое проектирование в инновационной деятельности: Учебное пособие / В.П. Бедерханова, Б.П. Бондарев, – Краснодар, 2000, – 54с.

2. Васильева, Г.Н. Технологии и методики обучения математике / Г.Н. Васильева, И.В. Косолапова. – Пермь: Изд-во Перм.пед.ун-та, 2002. – 340 с.

3. Голуб Г.Б. Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей учащихся / Г.Б. Голуб, О.В. Чуракова. – Самара: Профи, ЦПО, 2003. – 236 с.

4. Джонсон, Д. Методы обучения. Обучение в сотрудничестве / Д. Джонсон, Р. Джонсон, Э. Джонсон-Холубек; Пер. с англ. 3.С. Замчук. – СПб.: Экономическая школа, 2001. – 256 с.

5. Загрекова, Л.В. Теория и технология обучения. / Л.В. Загрекова, В.В. Николина. – М.: Высш. шк., 2004. – 157 с.

6. Кларин, М.В. Технология обучения: идеал и реальность / М.В. Кларин. – Рига: Эксперимент, 1999. – 180 с.

7. Никишина, И.В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе: использование интерактивных форм и методов в процессе обучения учащихся и педагогов / И.В. Никишина. – Волгоград: Учитель, 2007. – 91 с.

8. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Полат Е.С. – М.: Академия, 2002. – 272 с.

9. Обучение жизненным навыкам в школах / Р.Вайсен, Дж.Оли, В. Эванс, Дж. Ли и др. – М.: Вита-Пресс, 1996. – 66 с.

10. Пахомова, Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении / Н.Ю. Пахомова. – М.: АРКТИ, 2005. – 112 с.

11. Пахомова, Н.Ю. Проектное обучение – что это? / Н.Ю. Пахомова // Методист. – №1. – 2004. – С. 42.

12. Романовская, М.Б. Метод проектов в контексте профильного обучения в старших классах: современные подходы / М.Б. Романовская. – М.: АПК и ПРО, 2004. – 32 с.

13. Степанова, М.В. Учебно-исследовательская деятельность школьников в профильном обучении / М.В. Степанова. – СПб.: КАРО, 2005. – 96 с.

Задание 4.14. Игровые технологии на уроках математики

Примерное содержание.Цели, задачи и теоретико-методологические основы игровых технологий. Сущность и отличительные особенности игровых технологий при обучении математике. Игры с правилами. Творческие игры. Организация учебного процесса по математике с использованием игровых технологий. Практические рекомендации по использованию игровых технологий, ориентированных на совершенствование процесса обучения математике (И.Б. Ремчукова).

Анализ игровой технологии «Маркетинг» (игра «Вырасти дерево знаний» (5 класс); игра «Построй Дворец знаний» (6 класс), игра «Маркетинг» (7 класс), игра «Соревнование» (8 класс)).

Проектирование авторской игровой технологии и разработка ее дидактического обеспечения.

Литература

1. Васильева, Г.Н. Технологии и методики обучения математике / Г.Н. Васильева, И.В. Косолапова. – Пермь: Изд-во Перм.пед.ун-та, 2002. – 340 с.

2. Занько, С.Ф. Игра и учение: теория, практика и перспективы игрового обучения. В 2-х т. / С.Ф. Занько, Ю.С. Тюнников, С.М. Тюнникова. – М.: Профессиональное образование, 1992. – Т.1. – 127 с; Т.2. – 141 с.

3. Ивлиева, А.Л. Использование компьютерных игр, электронных учебных пособий, средств мультимедиа в образовательном процессе: достоинства и недостатки / А.Л. Ивлиева // Новые технологии в образовании. – 2009.– № 2.

4. Игровые технологии на уроках и во внеурочной деятельности. 5-9 классы / Авт.-сост. М.Е.Сергеева. – Волгоград: Учитель, 2007. – 94 с.

5. Математика. 5–8 классы: игровые технологии на уроках / Авт.-сост. И.Б. Ремчукова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 94 с.

6. Никишина, И.В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе: использование интерактивных форм и методов в процессе обучения учащихся и педагогов / И.В. Никишина. – Волгоград: Учитель, 2007. – 91 с.

7. Перова, М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике / М.Н. Перова. – М.: Просвещение, 1996. – 144 с.

8. Пидкасистый, П.И. Технология игры в обучении и развитии: учебное пособие / П.И. Пидкасистый, Ж.С. Хайдаров. – М.: МПУ, 1996. – 272 с.

9. Психолого-педагогические особенности проведения дидактических игр / Под. ред. А. Акшиной, Т. Акшиной, Т. Жарковой. – М., 2000. – 274 с.

10. Самоукина, Н.В. Организационно-обучаюшие игры в образовании / Н.В. Самоукина. – СПб.: Питер, 2003.– 224 с.

Задание 4.15. Коллективные и групповые технологии обучения

Примерное содержание. Психолого-педагогические проблемы организации коллективной, групповой и индивидуальной работы на уроке в свете идей сотрудничества в обучении. Характеристика разных форм этих видов работы и использование их для различных дидактических целей с уче­том дифференциации обучения.

Групповые технологии обучения. Создание малых групп в учебных целях. Условия эффективности груп­повой работы. Технология обучения в разноуровневых группах.

Коллективные способы обучения (КСО): история, актуальность КСО, методика КСО.

Литература

1. Архипова, В.В. Коллективная организационная форма учебного процесса / В.В. Архипова. – СПб.: АОЗТ «Интерс» и др., 1995. – 135 с.

2. Васильева, Г.Н. Технологии и методики обучения математике / Г.Н. Васильева, И.В. Косолапова. – Пермь: Изд-во Перм.пед.ун-та, 2002. – 340 с.

3. Дьяченко, В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие / В.К. Дьяченко. – М.: Педагогика, 1989. – 160 с.

4. Епишева, О.Б. Общая методика преподавания математики в школе / О.Б. Епишева. – Тобольск: ТГПИ им. Д.И. Менделеева, 1997. – 191 с.

5. Загрекова, Л.В. Теория и технология обучения / Л.В. Загрекова, В.В. Николина. – М.: Высш. шк., 2004. – 157 с.

6. Коллективная учебно-познавательная деятельность школьников / Под. ред. И.Б.Первина. – М.: Педагогика, 1985. – 144 с.

7. Лийметс, Х.Й. Групповая работа на уроке / Х.Й. Лийметс. – М.: Знание, 1975. – 64 с.

8. Мкртчян М.А. Коллективный способ обучения. Практический курс / М.А. Мкртчян. – Саяногорск, Мысль, 1990. – 48 с.

9. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат. – М.: Академия, 2002. – 272 с.

10. Разноуровневое обучение как средство удовлетворения потребностей и возможностей учащихся: сборник статей. – Ульяновск, ИПК ПРО, 1998. – 92 с.

11. Снопков, В.Т. Уроки и проблемы / В.Т. Снопков // Коллективный способ обучения: научно-методический журнал. – Красноярск. – 1995. – №2.

12. Технология разноуровневого обучения учащихся основной школы: (Итоги опыт.-эксперим. исслед.): Учеб. пособие / Л.С. Конева, Е.А. Агалакова, Т.С. Горбунова и др.; Науч. ред. Л.С. Конева. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2001.

13. Унт, И. Индивидуализация и дифференциация обучения / И. Унт. – М.: Педагогика, 1990. – 192 с.

Задание 4.16. Лекционно-семинарская система обучения математике

Примерное содержание. Лекция на уроках математики. Характеристика лекции, классификация лекций. Подготовка лекции по математике. Написание конспекта лекции. Подготовка наглядных пособий. Методика чтения лекции. Использование информационных технологий при подготовке и проведении лекции.

Семинарские занятия по математике. Характеристика семинара как ви­да учебных занятий. Подготовка семинара по математике. Подготовка учащихся к семинару. Подготовка учителя математики. Методика проведения семинара. Активизация мыслительной деятельности учащихся на семинарских занятиях различных типов.

Зачетная система как одно из основных средств контроля за качеством знаний школьников в условиях лекционно-семинарской формы обучения ма­тематике. Основные положения зачетной системы. Виды зачетов, их назна­чение, методика проведения. Пересдача зачетов. Технология проведения зачетного урока по математике. Разработка и написание конспектов урока-лекции, урока-семинара, урока-зачета.

Литература

1. Алексеева, Н. Лекционно-практические занятия / Н. Алексеева // Математика. – 2001. – № 21. – С.1-6.

2. Васильева, Г.Н. Технологии и методики обучения математике / Г.Н. Васильева, И.В. Косолапова. – Пермь: Изд-во Перм.пед.ун-та, 2002. – 340 с.

3. Горячев, Б.В. Управление лекционно-семинарской и зачетной системой в школе / Б.В. Горячев. – М.: Школа-Пресс, 1994. – 128 с.

4. Гузик, Н.П. Лекционно-семинарская система обучения / Н.П. Гузик, Н.П. Пучков. – Киев: Рад. школа, 1979. – 96 с.

5. Колобова, Е.В. Использование зачетной системы для контроля и оценки знаний учащихся / Е.В. Колобова // Математика в школе. – 1996. – № 3. – С. 25.

6. Методика и технология обучения математике. Лабораторный практикум / Под науч. ред. В.В. Орлова. – М.: Дрофа, 2007. – С. 250-265.

7. Никишина, И.В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе: использование интерактивных форм и методов в процессе обучения учащихся и педагогов / И.В. Никишина. – Волгоград: Учитель, 2007. – 91 с.

8. Организация УВП страшей школы в условиях лекционно-семинарской системы обучения / С.И. Блинков, Л.В. Блинкова и др. – Якутск, 1998.

9. Саакян, С.И. Лекционно-семинарская система преподавания математики / С.И. Саакян, Т.А. Иванова, Т.Л. Сытина // Математика в школе. – 1987.– № 3. – С.8-16.

Задание 4.17. Эвристический метод в обучении математике

Примерное содержание. Историография и психолого-педагогические основы эвристического обучения. Сущность эвристики. Эвристические способности. Роль эвристической деятельности в математике и методике ее преподавания. Содержание эвристического математического образования. Специальные эври­стики, используемые при обучении математике. Организация эвристического процесса обучения математике. Эвристические программы и учебники. Конструирование системы занятий. Формы и методы эвристического обучения математике. Метод целесообразных задач. Эвристическая беседа. Дос­тоинства и недостатки эвристического метода при обучении математике. Эври­стический метод на уроках и внеклассной работе по математике. Школа эвристической ориентации: обобщение передового опыта (А.В. Хуторской).

Литература

1. Жукова, Т.С. Актуальность проблемы обучения школьников эвристикам на уроках геометрии / Т.С. Жукова // Интеграция образования. – 2008. – № 1.– С. 67-70.

2. Жукова, Т.С. Обучение школьников эвристикам на уроках математики (пропедевтический этап)./ Т.С. Жукова // Интеграция образования. – 2008. – № 4.– С. 67-69.

3. Ильясов, И.И. Система эвристических приемов решения задач / И.И. Ильясов. – М.: Изд-во РОУ, 1992. – 140 с.

4. Кулюткин, Ю.М. Эвристические методы в структуре решений / Ю.М. Кулюткин. – М.: Педагогика, 1970. – 232 с.

5. Саранцев, Г.И. Эвристики в школьном курсе геометрии / Г.И. Саранцев // Математика в школе. – 2008. – № 4. – С.28.

6. Соколов, В.Н. Педагогическая эвристика / В.Н. Соколов. – М.: Аспект Пресс, 1995. – 255с.

7. Ведём эксперимент в школе: интернет, компетенции, эвристика: сб. науч. тр. / Под ред. А.В.Хуторского. – М.: ЦДО «Эйдос», 2009. – 314 с.

8. Хуторской, А.В. Дидактическая эвристика: Теория и технология креативного обучения / А.В. Хуторской. – М.: Изд-во МГУ, 2003. – 416 с.

9. Хуторской, А.В. Педагогические средства реализации эвристического потенциала образования /А.В. Хуторской // Педагогика. – 2009. – №3. – С.17-24.

10. Хуторской, А.В. Эвристическое обучение: Теория, методология, практика. Научное издание / А.В. Хуторской. – М.: Международная педагогическая академия, 1998. – 266 с.

11. Шевырев, А.В. Технология творческого решения проблем (эвристический подход), или книга для тех, кто хочет думать своей головой. В 2 кн. / А.В. Шевырев. – Белгород: Крестьянское дело, 1995. – 210 с.

Задание 4.18. Авторские школы как тип инноваций в математическом образовании

Примерное содержание. Понятие автор

Наши рекомендации