Условия применения проектной технологии при обучении младших школьников математике

Общество ставит перед учителем начальной школы задачу обеспечить условия для развития целостной личности младшего школьника.

Основным способом деятельности педагога по выполнению поставленной задачи необходимо назвать особым образом организованную жизнедеятельность ребенка в различных её аспектах и обстоятельствах. Это позволит ему приобрести индивидуальный и целостный опыт.

Современные дети это уже не чистый лист бумаги, на который наносятся знания. К ним поступает так много информации извне, что это просто нельзя не учитывать. Поэтому в современной школе учитель не является единственным источником информации для своего ребенка. Но дети часто не умеют перерабатывать полученную информацию в знания, не умеют анализировать, структурировать, выделять главное, Т.е. не владеют элементарными навыками поисковой работы и исследовательской деятельности.

Основной задачей учителя является - подготовить и выпустить в жизнь человека, умеющего находить и извлекать необходимую ему информацию и усваивать ее в виде новых знаний, т. е. формировать у учащихся информационную компетенцию.

Помочь в решении данной задачи может метод учебного проекта. Давно стали применять этот метод на уроках и во внеклассной работе и стала его сторонницей. Основной принцип этого направления заключается в том, что в центре обучения должен находиться ученик, а не учитель, деятельность познания, а не преподавания. Идея этого подхода очень привлекательна, потому что обучение ориентировано на личностные характеристики, предшествующий опыт, уровень интеллектуального, нравственного и физического развития ребенка, особенности его психики (памяти, восприятия, мышления).

Под проектом понимается самостоятельная творческая работа учащихся, выполненная от идеи до воплощения в жизнь под контролем и при консультировании учителя.

С точки зрения учащегося, учебный проект - это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе, или самому, это поисковая деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои силы, свои знания и публично показать свой результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи.

С точки зрения учителя, учебный проект - это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию целенаправленной деятельности по нахождению способов решения проблемы.

Решающим звеном внедрения проектного обучения в УВП школы является учитель. Меняется роль учителя: из носителя знаний и информации, сообщающего ученикам то, что, по его мнению, они должны знать, пассивно усвоив, учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению поставленной задачи, добыванию необходимых знаний и информации из различных источников.

Как любая технология, метод учебного проекта имеет четкую организационную структуру:

1. Включение ребенка в данную поисковую деятельность.

2. Выбор проблемы постановка цели и задач.

3. Сбор и переработка информации.

4. Завершение работы, составление “портфолио” ученика.

5. Собственно защита проекта.

Цель проекта:

· Формирование системы интеллектуальных, общетрудовых и специальных знаний, умений и навыков учащихся.

· Развитие моторики.

· Развитие психических процессов.

· Развитие личности младшего школьника.

· Воспитание коммуникативности, инициативности, самостоятельности и предприимчивости.

Обучение с использованием проектных приёмов имеет целый ряд достоинств. Работа над проектами способствует:

- развитию речи и обогащению словаря;

- развитию умения работать в коллективе;

- расширению кругозора учащихся;

- повышению мотивации учащихся;

- поощрению творчества;

- воспитанию самостоятельности;

- развитию обще учебных умений.

Трудности, которые необходимо учитывать при подготовке и выполнении проектов, можно условно разделить на две группы;

· Трудности, связанные с организационной стороной проекта и управлением деятельностью учащихся

· Трудности, обусловленные содержанием проекта.

Формы проекта:

- выставка, коллаж

- инсценирование, драматическое представление

- репортаж, интервью, сообщение

- стенгазета, кроссворд, переписка, рассказ, реферат

- экскурсия, поход

- ролевая игра

Работа над творческими проектами включает в себя три этапа

I. Начальный этап (определение широкой темы, выбор рабочих тем, объединение в группы, составление плана проектной работы и формулировка цели, сбор материала).

На начальном этапе учащимся необходимы учебно-организационные умения:

· планировать текущую работу;

· нацелить себя на выполнение поставленной задачи;

· вести познавательную деятельность в коллективе (умение объяснять, оказывать помощь, умение принимать помощь товарища);

· осуществлять взаимообогащающее общение;

II. Основной этап (анализ способов и целей работы в группах, поиск источников необходимой информации и сбор материала, анализ возможных трудностей).

III. Заключительный этап (подготовка защиты готовых проектов и их защита, обсуждение полученных результатов).

При использовании проектной методики наиболее ярко высвечиваются учебно-коммуникативные умения учащихся на третьем этапе – презентации проектов:

– умение слушать – это главное умение, оно требует от ученика сосредоточенности, определенной работы над собой и зависит от устойчивости нервной системы и психики;

– не менее трудная задача – умение слушать и одновременно записывать содержание;

– умение задавать уточняющие вопросы;

– умение выступать перед аудиторией;

– умение проявлять организаторские способности.

В данный момент мои ученикисоставляют проект на основе алгебраического материала УМК «Школа России» М. И. Моро 3 класс, результатом которой будет сформированность умения обобщать у младших школьников.

Цель проекта:

- повышение мотивации к обучению;

-получение навыков исследовательской работы;

-расширение кругозора по математике;

- повышение самооценки;

Задачи:

1. Разработать блок заданий на умение сравнивать и абстрагироваться;

2. Закрепить знания учащихся о составе числа, об основных математических действиях;

3. Развитие умения составлять взаимосвязь между буквенной символикой и алгебраическим материалом;

4. Составить контрольные задания на усвоение умений.

Для успешного овладения умением обобщать мы выделяем 2 этапа, которые должны помочь развитию данной операции:

1). Развитие умения сравнивать у младших школьников.

2). Развитие умения абстрагироваться у младших школьников

Мы выделяем именно эти 2 этапа, т.к. учебник М.И.Моро 3 класс содержит большое количество разнообразных заданий, направленных на данные умения, развитие которых будет оказывать положительное влияние на развитие умения обобщать.

Проект рассчитан на период с 3 по 4 четверти в качестве дополнительного материала к основному курсу изучения математики. Проект не будет мешать изучению основного материала, а наоборот, будет помогать, т.к. развитие умений сравнивать и абстрагироваться лежат в основе математического материала, а, следовательно, развитие данных умений способствует лучшему усвоению материала.

В проекте разработан блок заданий по каждому этапу на основе учебника М.И.Моро 3 класс. Задания составлены по увеличению степени сложности, рассчитаны на фронтальную работу учащихся. После каждого этапа планируется произвести контроль на усвоение темы.

Наши рекомендации