Теория «формирование повестки дня»
Нередко люди судят о значимости события не по его реальной важности, а по «картинке» в средствах массовой информации, освещающих данный факт
В результате «формирование повестки дня» средствами массовой информации приводит к программируемым последствиям:
1.СМИ пробуждает интерес общества к определенным проблемам, людям, организациям, учреждениям и т.п.;
2. перемены в степени внимания СМИ к тем или иным событиям могутпорождают перемены в общественных приоритетах;
3.чем больше люди озабочены какой-либо проблемой, тем сильнее они готовы предпринимать соответствующие действия;
4.освещение проблем в СМИ может влиять на приоритеты определенных общественных групп (например, политических партий)
Основными характеристиками процесса освещения событий в СМИ являются:
1. Частота. Чем чаще упоминается о событии, тем больше вероятность того, что оно будет воспринято аудиторией как новость.
2. Амплитуда.Продуманный уровень отражения в СМИ, например, случаев, связанных с насилием или чрезвычайными ситуациями.
3. Неоднозначность. Чем меньше этот параметр, тем больше вероятность того, что событие будет замечено.
Основными характеристиками процесса освещения событий в СМИ являются:
5 Совпадение.Чем более событие ожидаемо (совпадает с установками аудитории), тем скорее оно станет новостью.
6. Неожиданность. Чтобы стать новостью, событие должно быть редким и неожиданным.
7. Композиция.Новости компонуются (монтируются) так, чтобы создавать баланс между различными сообщениями.
Аудитория СМИ
Первый тип аудитории – люди адекватного восприятия.
лишь 12% аудитории СМИ адекватно понимают новостные сообщения. Они составляют
Второй тип аудитории–частично адекватно воспринимаютинформацию. Если в сообщении есть центральные идеи или тезисы, то внимание на них, как правило, не обращается. 25–30% населения.
К третьему типу аудитории относятся люди, воспринимающие материалы СМИ неадекватно. Это 30–35% аудитории.
Они не вникают в общее содержание сообщения, они не стремятся понять цели, мотивы, тезисы, аргументы;
могут «выхватить» из контекста отдельные фрагменты материала, выступающие в качестве подтверждения их ожиданий, надежд и страхов либо вызывающие у них совершенно невероятные интерпретации.
Четвертый тип аудитории составляют люди, интерпретирующие сообщения «по установке».
К ним относятся примерно 18–25% аудитории.
. Это те люди, которые благодаря сложившимся стереотипам реагируют сразу, не утруждая себя прослушиванием передачи с целью вникнуть в ее логические построения.
Их интерпретации могут быть как вполне адекватными, так и не адекватными, адекватными частично.
Пятый тип аудитории
невосприимчивый тип аудитории, куда входят менее 5% населения. Эти вообще не желают вступать в коммуникацию, особенно когда дело касается материалов общественно-политического содержания.
Методы создания информационного поля
Формирование собственного информационного потока
Тот, кто начинает первым, имеет большое преимущество. На первом этапе а
удитории дается максимум информации.
Реакции аудитории:
• некоторые не отреагируют на сообщение;
• критика(почти не опасна и базируется на собственных источниках, а значит, ей всегда можно противодействовать, внося корректировки в информацию;
• запрос на дополнительную информацию, (необходимо выдать ее незамедлительно)
Сегментирование информационного потока, манипулирование информацией
Манипулирование – процесс воздействия на общественное мнение и поведение для канализации в нужном субъекту воздействия направлении
Особая позиция исследователей
• «убеждение» и «внушение»
Сегментирование информационного потока, приемы убеждения
• Фрагментарность подачи
• Ритуализация
• Персонализация
Отвлечение внимания от важной информации
Сегментирование информационного потока, внушение
Воздействие на психику человека, предполагающее снижение критичности при восприятии информации, отсутствие развернутого логического анализа и оценки
Способ передачи идей, недоказуемых с помощью логических посылок и аргументов, эмоциональное насыщение слова и визуального образа