Формирование представлений о времени
Реализуя содержание образовательного компонента «Время», следует помнить, что сформированные во второй младшей группе на основе накопления опыта деятельности детей и его осмысления представления о частях суток в средней группе обогащаются сведениями о деятельности взрослых в разные временные отрезки суток (посредством бесед, рассказов, наблюдений, чтения и рассказывания литературных произведений, рассматривания художественных произведений, дидактических картинок, фотографий), сведениями о явлениях живой и не живой природы в различные части суток (посредством наблюдений, чтения и рассказывания литературных произведений, рассматривания художественных произведений, дидактических картинок, фотографий); усвоением представлений о строгой последовательности частей суток, о целостности суток (без количественной характеристики данной меры времени — 24 часа). Осмыслению сведений о частях суток и их последовательности способствует организация деятельности группировки и классификации по признаку «Что бывает утром (днем, вечером, ночью)», специальных дидактических игр («Веселые сутки», «Я начну, ты продолжай...» и др.), введение цветовых моделей частей суток (линейных, круговых, дискретных). Наиболее приемлемой для осознания детьми суток как непрерывного, единого целого является круговая модель (круг, разделенный на 4 сектора разного цвета).
Особую сложность для детей средней группы представляет освоение представлений о смене трех суток, выраженная словами «вчера», «сегодня, «завтра», осознание момента смены суток (ночью), которую реально они не могут увидеть, осознание относительности понятий «вчера», «сегодня», «завтра» (то, что есть сегодня, завтра уже будет пониматься как вчера), понятий «было», «есть» и «будет». Следует заметить, что в средней группе эта работа только начинается и будет иметь продолжение в старшей группе. Реализация поставленной задачи возможна двумя вариантами работы: постоянное повседневное исправление речи детей, объяснение правильного применения терминов, беседы с ребенком; методика, которую условно можно назвать «3 дня». При реализации этой методики в течение года многократно выбираются три последовательно идущих дня, связанных с каким-либо значимым событием в жизни детей, и вокруг этого события (за день до него, во время, после него) планируется целенаправленная работа с использованием слов «завтра», «сегодня», «вчера». Например, в определенный день в группе будет проходить праздник осени. За день до него педагог планирует работу со словом «завтра»: постоянно использует в речи это слово, объясняет, что завтра будет праздник, используя значимость события и его эмоционально сильно окрашенное ожидание, предлагает детям нарисовать, какими они будут завтра, участвовать в украшении группы к завтрашнему дню и т. п. В день проведения праздника педагог максимально часто должен использовать слово «сегодня», подчеркивая, чтопраздник — сегодня, сегодня ты в роли Царицы Осени, сегодня у нас в группе гости и т. п. На следующий после праздника день планируется работа со словом «вчера» (беседа о том, что было вчера, вспоминание песен, стихов и др., которые пелись, рассказывались вчера на празднике, рисование того, что понравилось вчера на празднике и т. п.).
Данный вариант работы позволяет наполнить личным содержанием, эмоциями, личностным отношением понятия «завтра», «сегодня», «вчера», что будет способствовать их лучшему пониманию.
По-прежнему продолжается работа над понятием «год». В средней группе представления о порах года расширяются посредством формирования представлений о деятельности взрослых людей в городе, селе, на приусадебных участках, дачах в разные времена года; о характерной одежде людей; о жизни животных зимой, летом, осенью, весной; о характерных явлениях неживой природы в разные поры года.
Данные представления формируются посредством организации наблюдений, бесед, рассказов, рассматривания произведений изобразительного искусства, чтения и рассказывания литературных произведений, просмотра видеозаписей, прослушивания аудиозаписей, организации посильного труда детей в природе, использования метода моделирования (модель года, представленная как круг, разделенный на 4 по-разному окрашенных сектора).
Таким образом, у ребенка наиболее значимой выступает настоящая деятельность, настоящие события, формируется представление и о прошедшем, и о будущем времени. Время становится регулятором жизни воспитанника.