Технология реализации содержания
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ»
Осуществить деятельностный, индивидуально и личностно ориентированный подходы в реализации содержания образовательной области «Элементарные математические представления» учебной программы дошкольного образования позволяет технология алгоритмизации процесса пред математического развития ребенка дошкольного возраста, которую можно определить как четкую, научно обоснованную логическую последовательность этапов, действий, правил, форм решения педагогом задач образовательной области «Элементарные математические представления».
Формирование элементарных математических представлений, навыков и умений требует особой точности вопросов, заданий, специальной направленности восприятия и определенной логики познания. Поэтому, чтобы своим неправильным или несвоевременным вопросом, заданием не поставить ребенка в тупиковое положение, а, наоборот, спокойно подвести его к нужному выводу, действию, дать возможность обрадоваться достигнутому, почувствовать радость успеха, педагог должен соблюдать определенную последовательность действий, вопросов, выступающую как алгоритм обучения. Алгоритмы обучения могут быть использованы во всех видах деятельности, что должно быть положено в методическое обеспечение системы работы с дошкольником по его пред математическому развитию. Технология алгоритмизации проявляется в:
• алгоритмизации деятельности педагога при обучении детей (алгоритмы диагностики сформированности элементарных математических представлений; алгоритмы побуждения к развитию первых проявлений математических способностей; алгоритмы обучения);
• алгоритмизации некоторых математических действий детей;
• алгоритмизации структуры форм специально организованной работы с детьми.
Алгоритм — совокупность действий, правил решения поставленной задачи. В основе алгоритма лежит принцип расчленения сложного действия на элементарные, следующие друг за другом в определенной последовательности.
Алгоритм обучения (деятельность педагога) трактуется как понятное и точное предписание последовательности действий педагога, направленных на достижение образовательной цели. Действия логически, научно обоснованно следуют одно за другим в строгом порядке, опираясь на предыдущие. Алгоритм обучения в свою очередь можно условно подразделить на алгоритмы обучающих действий; алгоритмы вопросов, обращенных к детям; комплексные алгоритмы, включающие и действия, и вопросы педагога.
Алгоритм некоторых математических действий ребенка — совокупность математических операций, выполняемых в строго определенном порядке для решения задачи определенного типа. Алгоритмизация некоторых математических действий детей представлена усвоением дошкольниками в процессе математического развития следующих алгоритмов: счета (количественного и порядкового), составления множества, сравнения множеств по количеству входящих в них элементов, деления целого на равные части, сравнения предметов по величине, измерения, обследования геометрических фигур и т. д. Данные алгоритмы выступают для ребенка как правила, общий способ выполнения действий.
Алгоритм структурирования форм специально организованной работы с детьми— четкая, научно обоснованная, логическая последовательность структурных частей той или иной формы организации деятельности дошкольников.
Алгоритм побуждения к развитию первых проявлений математических способностей ребенка — обязательность включения в проведение любой формы организации деятельности с детьми специально отобранной серии вопросов и заданий дошкольникам, направленных на развитие интереса к математике и развитие способности замечать во всех явлениях и предметах окружающего мира математические характеристики; развитие умений доказательно объяснять собственные действия, действия других, обосновывать свой вариант действий; увеличение объема памяти, развитие ее разновидностей; развитие образно-схематического и элементов логического мышления; воображения.
Алгоритмизация структуры форм специально организованной работы с детьми и построения комплексного подхода к математическому развитию ребенка выступает в строгой алгоритмизации вариантов занятий по математике, таких форм познавательной практической деятельности, как опыт и эксперимент, соблюдение этапности проведение процесса формирования у детей представлений (например, о частях суток,о геометрических фигурах и др.).
В качестве наиболее значимых педагогических средств технологии выступают вопросы и задания детям, которые могут включаться в различные формы всех видов деятельности (игру; упражнение; обследование; опыт; эксперимент; чтение, слушание или рассматривание художественных произведений; развлечение; занятия и т. д.) и использоваться в момент спонтанно возникшей или специально созданной практически значимой для ребенка проблемной ситуации; создание проблемных ситуаций; придание практической ориентированности математики для дошкольников; моделирование; синтетическое (полифункциональное) использование окружающих предметов и явлений с позиции их математического содержания; комплексный подход (использование всех видов деятельности для предматематического развития дошкольников при опоре на ведущий вид на разных возрастных этапах).
Технология алгоритмизации процесса предматематического развития дошкольника открывает возможность педагогу применять алгоритмы: в построении различных форм организации работы с детьми; в различных видах деятельности, независимо от типа наглядности и условий, в которых происходит математическое развитие; в поощрении самостоятельного поиска ребенком пути решения поставленной задачи и создания ребенком нового оригинального творческого продукта; позволяет ребенку избежать ошибок и путаницы на пути познания.
Описание конкретных алгоритмов обучения (деятельность педагога) и алгоритмов деятельности воспитанника представлено на страницах данного пособия.
При формировании элементарных математических представлений у дошкольников средней группы педагогом могут использоваться практические, игровые, наглядные и словесные группы методов. Обычно они применяются комплексно, в разнообразных комбинациях друг с другом для достижения лучших результатов предматематического развития дошкольника.
При этом ведущими являются группы практических методов, сущностью которых является организация практической деятельности детей, направленной на усвоение определенных способов действий с предметами или их заместителями (изображениями, схемами, моделями), на базе которых формируются элементарные математические представления и умения. К ним относятся упражнения, опыты и экспериментирование, моделирование.
Упражнения направлены на отработку способов действий, лежащих в основе элементарных математических представлений и умений. Чаще всего упражнения предлагаются в форме заданий, организуются как действия с наглядным материалом (самостоятельные или под руководством педагога). Такие упражнения носят подражательно-исполнительский (репродуктивный) характер. Освоение количественного и порядкового счета, сравнения, сопоставления, соизмерения, обследования требует выполнения репродуктивных упражнений, которые основаны на воспроизведении способа действия, что полностью регламентируется воспитателем в виде образца, инструкции, правил, определяющих, что и как надо делать. Строгое следование образцам дает положительный результат при усвоении нового материала. Процесс и результат такого упражнения находится под непосредственным контролем педагога, который по ходу его выполнения корректирует действия детей.
Репродуктивные упражнения следует сочетать с продуктивными (конструктивными), преимущество которых состоит в том, что дети самостоятельно определяют необходимый способ действия, используя имеющиеся у них представления и опыт. Педагог лишь формулирует задание. При выполнении продуктивного упражнения ребенок мысленно и практически пробует действия, выдвигает предположения и проверяет их, активизирует имеющиеся представления, старается использовать их в новой ситуации. Помощь воспитаннику со стороны педагога является не прямой, а косвенной. Он может одобрить правильные действия, стимулировать память ребенка — вспомнить аналогичные упражнения и т. д., что развивает самостоятельность детского мышления, активизирует творческий подход, способствует выработке у воспитанника самостоятельности, сообразительности, настойчивости, креативности, целенаправленности и целеустремленности.
Особое значение среди практических методов приобретает метод моделирования. Моделирование представляет собой процесс создания моделей и их использования для формирования представлений о свойствах, структуре, отношениях, связях объектов. В основе моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет может быть замещен в деятельности детей другим предметом, изображением или знаком.
Применение моделирования эффективно при формировании у дошкольников представлений о числе и счете, так как число — модель фиксации количественных характеристик и отношений словом-числительным, цифра — модель числа; при ознакомлении дошкольников с опосредованным сравнением величин (предмет- посредник выступает моделью величины объекта); при формировании представлений о времени (модель частей суток, модель времен года, года), пространственных и величинных отношений (стрелка как модель движения от одного объекта к другому, направления следования); при формировании представлений
о форме предметов (геометрическая фигура — модель формы объекта) и др. Благодаря всем видам моделей (предметным, предметно-схематичным, графическим) абстрактные математические понятия могут быть представлены детям в доступной им конкретно-чувственной форме. Моделирование ставит ребенка в активную позицию, стимулируя его познавательную деятельность.
Такие исследовательские методы, как опыты и экспериментирование, помогают детям выявить скрытые признаки предметов, установить связи и отношения (количественные, пространственные и т. д.), развивают наглядно-действенное мышление детей, способность сравнивать, сопоставлять, доказывать правильность выполненных действий.
Наиболее эффективны в процессе предматематического развития игровые методы, и приемы: игра, сюрпризные моменты, соревнования, игровые занимательные упражнения, которые наряду с реальными действиями включают имитацию действий по схеме, действия от лица литературного персонажа, создание воображаемой ситуации, решение проблемной задачи.
В процессе предматематического развития дошкольников практическим и игровым методам сопутствуют наглядные и словесные методы обучения.
К наглядным методам относят: показ (демонстрация способа действия), демонстрацию объектов и иллюстраций, рассматривание. В сочетании с объяснением, разъяснением, рассказом, беседой, инструкцией, пояснением позволяет раскрыть перед детьми содержание предметного действия, лежащего в основе математического представления, направить восприятие и понимание ими усвоенного, предупредить возможные ошибки, преодолеть трудности и т. д.
Особую роль в процессе предматематического развития ребенка играют вопросы, их грамотное построение, четкость и конкретность; логическая последовательность.
Таким образом, процесс формирования элементарных математических представлений и умений у дошкольников предполагает целесообразное использование разнообразных педагогических методов и приемов.
Дидактические средства являются своеобразными орудиями труда педагога и предметами познавательной деятельности дошкольников.
В процессе предматематического развития детей средней группы используются следующие средства формирования элементарных математических представлений:
дидактический наглядный материал (основное средство обучения, развития): натуральная наглядность (объекты окружающей среды, взятые в натуральном виде: предметы, звуки, движения); изобразительная (изображения объектов, явлений, иллюстрации, картины); графическая наглядность (условные знаки, схемы, таблицы, геометрические фигуры, модели). Каждый вид может быть по своему способу использования демонстрационным и раздаточным (деление весьма условно). Раздаточного материала должно быть много в расчете на каждого ребенка, демонстрационного — по одному комплекту каждого вида;
оборудование для игр и занятий: наборное полотно из трех полос, фланелеграф, магнитная доска, лесенка с двумя и тремя ступеньками, мольберт; дидактические и другие игры;
учебно-познавательные книги, учебные наглядные пособия для детей;
технические средства обучения: аудио- и видеоаппаратура, аудио- и видеопособия (фильмы) и т. д.
Необходимым условием успешной деятельности педагога является наличие методических пособий для педагогов, сборников игр и игровых упражнений. Их также многие исследователи относят к дидактическим средствам (А. М. Леушина,3.А. Михайлова, Г. А. Корнеева, Р. Л. Непомнящая и др.).
Наглядность по каждому компоненту образовательной области должна соответствовать возрастным особенностям ребенка средней группы и педагогической целесообразности.