Особенности поведения на разных этапах развития, способы разрешения педагогических ситуаций.
Особенности поведения
Развитие детей младшей группы (6—8 лет)
§ высокий уровень активности
§ стремление к общению вне семьи
§ стремление научиться различать, что такое хорошо и что такое плохо
§ понимание различий пола
§ стремление получить время на самостоятельные занятия
§ ребенок может быть как целеустремленным, так и самоуверенным, агрессивным
Развитие детей средней группы (9—11 лет)
§ стремление повелевать у мальчиков, подчиненность у девочек
§ энергичны, быстры в действии, настойчивы, инициативны
§ часты беспокойные состояния, дети нуждаются в постоянной деятельности
§ стремятся к большой мускульной активности
§ любят коллективные игры
§ шумны, спорят
§ влюбчивы
§ боятся поражения, чувствительны к критике
§ интересы постоянно меняются
§ мальчики играют с девочками; стремятся к соперничеству
§ начинают осознавать нравственные нормы
§ пробуждается интерес и любопытство ко всему вокруг
Развитие детей старшей группы (12—14 лет)
§ мальчики склонны к групповому поведению
§ дети испытывают внутреннее беспокойство
§ антагонизм между мальчиками и девочками, дразнят друг друга
§ мнение группы сверстников более важно, чем мнение взрослых
§ дисциплина может страдать из-за «группового» авторитета
§ стремятся к соревновательности, подчиняют свои интересы мнению команды
§ сопротивление критике
§ появляется интерес к заработку
Развитие подростков (15-16 лет)
§ девочки начинают интересоваться мальчиками раньше, чем мальчики девочками
§ наблюдается беспокойство о своей внешности
§ растет социальная активность
§ стремление к достижению независимости от своей семьи
§ поиск себя
§ происходит выбор будущей профессии
§ возникновение первой любви
§ проявляются крайности в поведении, например, «я знаю все!»
Советы, касающиеся возрастных особенностей
Дети младшей группы (6—8 лет)
§ организуйте больше подвижных игр при ограничении прыжков и бега
§ развивайте умение лазать и пользоваться качелями
§ используйте ритмические виды деятельности; пение, драматические постановки
§ обучайте правильным навыкам труда
§ обеспечивайте конкретности поручений и творческой свободы детей при их выполнении
§ предоставляйте детям свободу действия, развития способностей (при соблюдении нравственных норм, распорядка лагеря и т. п.)
Дети средней группы (9—11 лет)
§ учитывайте то обстоятельство, что дети данного возраста особенно нуждаются в поощрении и похвале
§ используйте такие виды деятельности, которые дают простор проявлению мускульной активности
§ организуйте коллективные спортивные игры, занятия по интересам
§ организуйте разумное руководство творчеством, направление пробуждающихся интересов к окружающему миру;
§ стремитесь обстоятельно ответить на многочисленные вопросы детей
Дети старшей группы (12—14 лет)
§ организуйте коллективные игры (различные для мальчиков и девочек)
§ отдавайте предпочтение спортивным играм
§ используйте общий энтузиазм отряда при выполнении порученных заданий
Подростки (15-16 лет)
§ оказывайте помощь подросткам в том, чтобы они были приняты своими сверстниками
§ руководите поведением подростков так, чтобы оно было без излишнего вмешательства и давления со стороны взрослых
§ создавайте необходимые условия для отдыха
§ учитывайте возрастные особенностей, проявляющихся в повышенном интересе к другому полу
§ учитывайте то обстоятельство, что для мальчиков лучше организовывать спортивные соревнования, а девушек вовлекать в активные дела в помещении, в организацию встреч с друзьями и т. д.
Советы, касающиеся разрешения педагогических ситуаций
Младший возраст (6—8 лет)
§ Раздражительность, тоска по домашним, слезы. - Отвлечь интересными делами, переключить внимание, дать какое-либо задание, чтобы ребенок почувствовал себя нужным в новом коллективе.
§ Множество вопросов. - Внимательно выслушивать и спокойно отвечать, повторяя ответ столько раз, сколько необходимо для понимания.
§ Быстрая утомляемость. – Чередовать задания, игры и чем чаще, тем лучше.
§ Неуверенность в себе. - Давать нагрузку с учетом физического здоровья, без акцентирования на этом внимания.
§ Готовы пробовать все на вкус. - Рассказывать детям о ядовитых ягодах, растениях.
§ Опасность травматизма. - Избегать чрезмерных ограничений в деятельности детей, заполнять их жизнь полезными и нужными играми, состязаниями, следя при этом за соблюдением необходимых правил безопасности.
§ Потеря интереса к занятиям, рассеянное внимание. - Частая смена видов деятельности, игры, конкурсы, соревнования не должны быть продолжительными по времени.
§ Слезы и страхи в темноте. - Не оставлять одного в темноте.
§ Желание играть со сверстниками. - Поддержка, поощрение и направление действий детей по опеке малышей.
§ Копирование привычек, манеры поведения, лексикона взрослых. - Стремиться не подавать дурного примера ни в чем.
§ Постоянные опоздания. - Не давать поручений ( связанных с учетом времени.
§ Впечатлительность. - Не рассказывать сказки, истории с «плохим концом».
Средний возраст (9—11 лет)
§ Обидчивость, повышенная чувствительность к несправедливости. - Внимательное, доброе отношение к детям, стремление разобраться в причинах поведения детей.
§ Курение, игра в карты, проба спиртного, употребление взрослого лексикона, использование косметики, украшений. - Проводить разъяснительную работу с привлечением всех специалистов и показом соответствующих кинофильмов. Приучать к выполнению разумного режима дня.
§ ЗАМКНУТОСТЬ, одиночество. - Стремиться переключать внимание детей, давать поручения, связанные с необходимостью общения.
§ Непослушание, действие « наперекор», постоянные споры. - Вникать в интересы детей, сотрудничать с ними.
§ Появление тайн, укромных уголков, озорство, шалости. - Знать секреты детей, совместно сохранять их, разумно использовать. Организовывать интересные игры с элементами романтики.