Особенности финансовой политики рф на разных этапах развития

Количество часов - 2

ТЕМА: ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА

1. Финансовая политика государства: понятие, цель, взаимосвязи

2. Особенности финансовой политики РФ на разных этапах развития

3. Финансовый механизм и его роль в реализации финансовой политики.

1. Финансовая политика государства: понятие, цель, взаимосвязи

Политическая деятельность государства проявляется во всех сферах общественной жизни, в том числе и в финансовой сфере, посредством осуществления финансовой политики.

Дадим определение финансовой политике - /отметить наличие дискуссионности по существующим определениям/

Государственная финансовая политика – часть социально-экономической политики государства по обеспечению сбалансированного роста финансовых ресурсов во всех звеньях финансовой системы страны

(1)Финансовая политика является органической частью, стержневой основой экономической политики государства. Данный факт не оспаривается, у любого финансового инструмента – будь то бюджет, налоговые ставки, льготы и т.д. существует связь с целями экономической политики и ее социальной направленностью. На практике это может быть формальная связь, не дающая результатов. В этом случае либо инструменты, например ставки налогообложения, уводят часть экономики в теневой сектор, либо финансовая служба не отладила технологию сбора налогов. Чаще низкая эффективность финансовых инструментов связана как с низкой отлаженностью этих инструментов, так и с плохой организацией функционирования финансовых институтов государственной власти.

(2) Государственная финансовая политика должна выступать средством решения социально-экономических задач общества, а не быть инструментом достижения целей органов власти, преследующих собственные интересы. Использование финансовой политики только как инструмента выполнения функций государства ведет к конфликту интересов государственных органов власти, органов местного самоуправления с другими субъектами финансовой системы (хоз. субъекты, население страны)

Например. Многими специалистами, включая представителей государственной власти, убедительно обосновывалось неэффективность существовавшей налоговой системы, а для ряда сфер бизнеса – ее губительность. Тем не менее, она долго оставалась без изменения. Проводимая же в настоящее время реформа налоговой системы, по большому счету не меняет ее сущности. В данном случае государственная финансовая политика де-факто трансформировалась в финансовую политику отдельной группы лиц, которую активно проводят в жизнь органы государственной власти.

Другой пример – из области государства и наемных работников в части оплаты труда. Если в развитых странах минимальный размер оплаты труда наемного работника привязан к величине прожиточного минимума, то в России минимальный размер оплаты труда используется, например как норматив при установлении государством различных платежей в т.ч. штрафов, и никоим образом не увязан с прожиточным минимумом граждан России. Такая позиция государства привела к тому, что значительная часть населения страны оказалось за чертой бедности. Отсюда следует, что

(3) Финансовая политика государства должна учитывать интересы всех субъектов финансовой системы, а не только органов государственной власти.

Итак, из вышесказанного следует: Главной целью государственной финансовой политики является создание финансовых условий для социально-экономического развития общества, повышения уровня и качества жизни населения.

Таким образом, финансовая политика — это особая сфера деятельности государства, направленная на мобилизацию финансовых ресурсов, их рациональное распределение и эф­фективное использование для осуществления государством его функций.

Государство является главным субъектом проводимой финансовой политики. Оно разрабатывает стратегию основ­ных направлений финансового развития на перспективу, оп­ределяет тактику действий на предстоящий период, опреде­ляет средства и пути достижения стратегических задач.

Финансовая стратегия — долговременный курс финан­совой политики, рассчитанный на длительную перспективу и предусматривающий решение, как правило, крупномасштаб­ных задач.

Финансовая тактика — это методы решения финансо­вых задач на важнейших участках финансовой стратегии. Стра­тегия и тактика финансовой политики взаимосвязаны.

Государственная финансовая политика - понятие многоплановое. Если рассматривать сферу деятельности финансовой политики, то она будет определяться степенью участия государства в управлении экономикой и социальной сферой (исходя из теоретических концепций, которые господствуют на данный период времени – на семинаре)

Однако успех финансовой политики и ее высокая результативность будет зависеть не только от степени влияния государства на экономику, но и от того насколько развита финансовая система и взаимосвязаны элементы финансовой политики.

Рассмотрим основные элементы или звенья финансовой политики, т.к. от эффективности их работы будет зависеть результативность финансовой политики в целом

Финансовая политика неразрывно связана с кредитно-денежной политикой государства, которая представляет собой часть социально экономической политики, направленной на борьбу с инфляцией, безработицей и обеспечением стабильных темпов экономического роста. (Отметить, что некоторые авторы включают кредитно-денежную политику в состав финансовой политики. Я отдельно - т.к. разные субъекты: финансовая политика – Минфин, денежно-кредитная политика – ЦБ, который имеет определенную самостоятельность. Отсюда вопрос о включении кредитно-денежной политики не бесспорен, но взаимосвязь между ними и их взаимозависимость не вызывают сомнений, что подтверждается анализом причин современного финансового кризиса как в РФ, так и в странах Юго-Восточной и Восточной Азии, который как известно начался с кризиса на финансовых рынках, сфера деятельности которых – кредитно-денежные операции. Кроме того, термин о единой финансово-банковской системе превалирует в российской периодической литературе.)

Характеристика денежно-кредитной системы РФ - на семинаре.

В качестве важнейших составляющих финансовой политики государства выступают бюджетная, налоговая, инвестиционная, социальная, ценовая, международная и таможенная политика. Остановимся на краткой характеристике перечисленных компонентов.

Бюджетная политикаРФ основывается на Бюджетном кодексе, других законодательных актах, определяющих форму бюджетного устройства и бюджетного процесса в стране – дать краткую характеристику.

Бюджетная политика выражается в определении государством источников формирования доходов бюджета, в структуре расходной части бюджета, в распределении расходов между бюджетами разных уровней, в источниках и способах покрытия бюджетного дефицита, в формах и методах управления государственным долгом.

От характера решения этих вопросов зависит социально-экономическая направленность бюджетной политики. Здесь возможны разные сценарии: 1-ый исторический сценарий: функциональная перегруженность бюджета вплоть до прямого финансирования за счет бюджета не только социальных расходов, расходов на образование, здравоохранение, культуру, но и большей части расходов на капитальные вложения в реальный сектор экономики. 2-ой исторический сценарий: минимизация роли бюджета в соответствии с концепцией «минимального государства». Это означает максимальную приватизацию государственной собственности, почти полное отстранение государства от финансирования реального сектора и производственных капитальных вложений. 3-ий исторический сценарий: доля бюджета в ВВП связана с концепцией эффективного государства, т.е. его доля в расходах определяется исходя из оптимизации выполнения государством функций, с тем чтобы эффективность и затрат и ресурсов стремились к максимуму. Таким образом, личное благосостояние большинства граждан будет зависеть от финансового благополучия народного хозяйства и сбалансированности бюджета.

Налоговая политикаосновывается на построении той или иной налоговой системы. Налоговые системы в развитых странах мира характеризуются разнообразием видов налогов и объектов налогообложения, а также характером взаимоотношений налогоплательщиков с налоговыми органами. Тем не менее, мировой практикой выработаны определенные принципы и подходы к построению налоговой системы, выявлены негативные последствия введения определенных налогов, систем налогообложения.

Исходя из мирового опыта развитых стран мира, к основным принципам построения налоговых систем относятся:

1) горизонтальное и вертикальное равенство - горизонтальное равенство означает, что юридические и физические лица, находящиеся в равных условиях, должны платить одинаковые налоги, вертикальное – предполагает, что богатые платят пропорционально большие суммы, чем бедные;

2) нейтральность налогов – строится на компромиссе интересов государства и налогоплательщиков. Интересы государства базируются на принципе достаточности налогообложения, т.е. налоги должны обеспечивать такие поступления в бюджет, какие будут достаточными для выполнения принятых государством обязанностей. Одновременно налогообложение не должно подрывать мотивацию к эффективной и легальной деятельности участников материального производства. Налогообложение не должно носить конфискационного характера, только рост НД способен обеспечить увеличение налогооблагаемой базы.

3) Минимальный де стимулирующий эффект от введения того или иного налога - увеличение числа налогов, объектов налогообложения приводит к повышению расходов по сбору налогов, к росту недоимок и штрафов; кроме того, доказано, что основой налоговой базы должны выступать прямые налоги (на доходы, имущество) превалирование косвенных налогов приводит к увеличению налогового бремени основной массы населения с низким уровнем доходов; косвенные налоги целесообразно вводить для товаров вредных для здоровья, а также на предметы роскоши и т.п.

4) Удобство взимания налогов для правительства – налоговая система должна быть открытой и максимально простой для налогоплательщиков;

5) Трудность уклонения от уплаты налогов – жесткий контроль со стороны налоговых органов за постановкой налогоплательщиков на учет, своевременной и полной уплатой налоговых платежей

Инвестиционная политика – связана с созданием условий для привлечения отечественных и иностранных инвестиций, прежде всего в реальный сектор экономики. Отсюда главная задача этой политики заключается в создании условий для того, чтобы инвесторам было выгодно вкладывать финансовые средства в экономику России, чтобы огромные капиталы «не убегали» из России, а, наоборот, чтобы происходил приток иностранного капитала.

Социальная политикагосударства связана с решением задач финансового обеспечения прав граждан, установленных в Конституции РФ и охватывает следующие сферы: пенсионную (реализация пенсионной реформы, внедрение элементов накопительного финансирования пенсий), миграционную (регулирование вынужденной миграции), финансовой помощи отдельным социальным группам населения и др.

Ценовая политикагосударства сводится к регулированию цен и тарифов на монопольные товары и услуги /государство монопольно владеет недрами, землей, водными пространствами, железными дорогами, электропередающими сетями и др./, так как цены во всех остальных отраслях и сферах напрямую зависят от динамики цен на товары и услуги монопольных отраслей.

Международная финансовая политика– основана на управлении валютно-финансовых и кредитных международных отношений, связанных с международным разделением труда, формированием и погашением государственного долга, участием в деятельности международных организаций.

Международная финансовая политика отдельных государств, как правило, направлена на развитие производительных сил своей страны, и соответственно каждое государство старается занять свое место на международных рынках сырья, товаров, рабочей силы и капитала.

Государство защищает свои интересы через таможенную и валютную политику, особенности которых определяются степенью заинтересованности государства в расширении или сокращении своего экспорта или импорта. В соответствии с этим устанавливается система таможенных платежей или конкретный таможенный режим. Основная цель таможенной и валютной политики – сохранение и увеличение золотовалютных резервов государства.

Наряду с государственной финансовой политикой существует и финансовая политика предприятий, представляющая собой целенаправленную деятельность финансовых менеджеров по достижению целей ведения бизнеса. Целями финансовой политики предприятия могут быть: (а) выживание предприятия в условиях конкурентной борьбы, (б) избежание банкротства и крупных финансовых неудач, (в) лидерство в борьбе с конкурентами, (г) максимизация прибыли, (д.) минимизация расходов и т.д.

Особенности финансовой политики рф на разных этапах развития

Наши рекомендации