Характерные особенности проектных работ
Проекты, независимо от сферы деятельности, обладают целым рядом одинаковых особенностей. Распределение затрат времени и ресурсов в проекте описывается S-образной кривой (см. рис. 1.5), причем до 90% затрат приходится на этапы разработки-реализации.
Рис. 1.5.Типовое распределение затрат времени и ресурсов при выполнении проекта
Степень неопределенности оценок затрат на выполнение проекта изменяется в зависимости от этапа проекта, на котором такая оценка производится, и возможная величина погрешности сильно варьируется в зависимости от предметной области. Для проектов внедрения информационных систем можно воспользоваться "конусом неопределенности", рекомендованным для ИТ-проектов в методологии MSF [ 5 ] (см. рис. 1.6).
Рис. 1.6.Относительные значения погрешности в оценке параметров проекта
Стоимость внесения изменений в проект экспоненциально нарастает к концу проекта (см. рис. 1.7), а значит, выполнение всех рискованных работ необходимо планировать на ранние стадии проекта.
Рис. 1.7.Типовой график нарастания стоимости внесения изменений в проект
Следующей общей для всех проектов характеристикой является их зависимость от окружения, в котором проекты исполняются. "Успех проекта зачастую определяется не столько логическим или эффективным распределением ролей, обязанностей и ресурсов, сколько созданием работоспособной структуры связей различных внутренних частей проекта с внешними участниками" [ 4 ] . Зачастую снижение эффективности проектов, появление трудностей в их реализации связано с тем, что их цели, организация и методы управления несовместимы или конфликтуют с ключевыми элементами окружения. Относительно ИТ-проектов можно выделить следующие элементы окружения, оказывающие на них наиболее существенное влияние: структура организации, степень ее знакомства с используемыми технологиями, конкуренция с другими проектами, местные, региональные и национальные организации, поставщики продуктов и услуг, пользователи результатов проекта.
Менеджеру необходимо перед началом проекта сформировать представление об окружении, организовать взаимодействие с его элементами и отслеживать изменения окружения, происходящие в процессе исполнения проекта.
Обзор окружения может осуществляться в разных формах, от случайного наблюдения до запланированного систематического обследования. Для структурированного представления информации может быть использован шаблон [ рис. 1.4], показанный на рис. 1.8.
Рис. 1.8.Шаблон документирования обзора окружения
На шаблоне вся область окружения делится на секторы - сферы, влияющие на проект. Концентрическими окружностями разделяются группы элементов окружения в зависимости от возможности влияния на эти элементы со стороны проекта.
В соответствующих областях шаблона размещаются обозначения субъектов и факторов, важных с точки зрения проекта.
Под субъектом (или действующим лицом ) понимается личность, группа, организация или учреждение, способное выполнить какое-либо действие и тем самым повлиять на проект. Примеры действующих лиц окружения для проектов внедрения информационных систем [ 6 ] :
· руководство - лица, отвечающие либо за выделение бюджета разработки, либо за бюджет организации, где система будет использоваться; ответственные за стратегию развития компании;
· инвесторы - лица, которые вкладывают средства в организацию, разрабатывающую или использующую систему;
· пользователи - лица, которые непосредственно заинтересованы в возможностях или сервисах, предоставляемых системой; возможно существование таких пользователей, которые не взаимодействуют с системой напрямую, но используют результаты ее работы;
· обслуживающий персонал - обеспечивает эксплуатацию системы после запуска;
· утилизаторы - обеспечивают соблюдение требований законодательства по защите окружающей среды;
· обучающий персонал - организует подготовку специалистов для эксплуатации системы;
· покупатели - лица, которые платят за систему, но не участвуют в ее разработке и последующей эксплуатации;
· продавцы (маркетологи) - лица, во многом определяющие требования к системам массового спроса;
· эксперты по эргономике и эффективности - лица, заинтересованные в удобном и эффективном использовании системы;
· правительство - принимает официальные документы органов власти, регулирующие возможности использования системы;
· органы стандартизации - принимают стандарты (международные, национальные, корпоративные), влияющие на систему;
· общественное мнение - отражает географические и национальные особенности среды создания или применения системы;
· регулирующие органы - сертифицируют и разрешают эксплуатацию систем.
Факторы - это элементы окружения, которые не могут совершать действия, но влияют на проект самим фактом своего существования. Примерами факторов являются законы, постановления, традиции, тенденции, экономические, физические или какие-то другие условия и пр.
Для успешности проекта необходимо обеспечить его связи с окружением посредством организационных мероприятий и процедур управления.
К организационным мероприятиям относятся: создание формальных комитетов для координации, планирования и управления проектами; включение основных участников проекта в совет директоров, в группу советников или комитеты заинтересованных организаций; введение в проекте должности менеджера по взаимодействию с ключевыми фигурами окружения.
В процедурах управления целесообразно предусмотреть: приглашение ключевых действующих лиц для участия в совещаниях по проекту; рассылку им копий отчетов по проекту.
Работа менеджера проекта с выявленными факторами окружения предусматривает: учет влияния факторов при планировании и обосновании проекта; мониторинг изменения ключевых факторов и отражение изменений в планах проекта.
Пример специальных мероприятий, направленных на обеспечение взаимосвязи проекта с его окружением, приведен в таблице 1.3.
Таблица 1.3. Взаимодействие проекта с окружением
Задачи управления проектами | Мероприятия, направленные на действующих лиц | Мероприятия, направленные на ключевые факторы |
1. Определение проекта | Вовлечь действующих лиц в процесс определения; если можно, использовать их идеи; объяснить им суть проекта; определить проблемы и негативные реакции | Включить первостепенные факторы в допущения планирования, идентифицировать налагаемые ими ограничения, которые влияют на определение проекта |
2. Организация и формирование команды | Установить формальные, рабочие и неформальные отношения с действующими лицами; рассматривать их как членов команды проекта, при необходимости приглашать на совещания по проекту | Включить влияние факторов в организационную структуру; сообщить членам команды все ключевые факторы и прояснить их влияние на успех проекта |
3. Создание плана, расписания и бюджета | По возможности привлечь действующих лиц к подготовке планов, расписаний и бюджетов; удостовериться, что планы отражают реальность, определяемую ключевыми действующими лицами | Внести информацию, имеющую отношение к ключевым факторам, в планы, бюджеты и расписания |
4. Авторизация работ и начало исполнения | Постоянно информировать действующих лиц о ходе выполнения проекта, особенно когда операции напрямую влияют на них | По возможности вести мониторинг факторов во избежание возникновения прямых конфликтов и проблем |
5. Контроль исполнения работ, расписания и бюджета | Постоянно информировать действующих лиц о ходе выполнения проекта, особенно когда операции напрямую влияют на них | По возможности вести мониторинг факторов во избежание возникновения прямых конфликтов и проблем |
6. Оценка хода работ и руководство проектом | По возможности включить действующих лиц в процесс оценки; заранее предоставлять им информацию об основных изменениях | Периодически обновлять данные по каждому ключевому фактору и включать их в процесс оценки хода работ |
7. Закрытие проекта | Привлечь действующих лиц к планированию и операциям закрытия; продолжать информирование | Продолжать следить за факторами и вносить изменения в планы закрытия |