Система оценки проектных работ

Продукт проектнойдеятельности представляется на итоговом праздничном мероприятии(читательская конференция, конкурс рисунков, стенгазет, устный журнал, инсценирование, результатылабораторных опытов идр.). На этом мероприятии присутствуют одноклассники, родители, педагоги, администрация школы, жюри. Время выступлении участников должно быть строго регламентировано, в общем не более 1,5 часов и в свободный от занятий день, эффективно в субботу. Количество проектов, представленных на итоговом мероприятии, не должно превышать 10. Но, исходя из особенностей детей конкретного класса, это количество может быть уменьшено.

Важным этапом в работе над проектом является его презентация. По мнению М.В. Дубовой, презентация продуктов проектной деятельности ориентирована на решение следующих задач:

1) в ходе демонстрации продукта своей деятельности значимой для ребенка аудитории происходит проживание ситуации успеха;

2) участниками итогового мероприятия в качестве зрителей являются и учащиеся данного класса, которые по ряду причин не приняли участия в работе над проектом.

После удачных интересных выступлений одноклассников они будут мотивированы на дальнейшее участие в проектной деятельности; содержательный компонент презентации позволяет расширить знания детей, донести до школьников знания о явлениях природы, историческом событии, о результатах проведенного исследования в интересной доступной форме.

Обязательной частью итоговой презентации продуктов проектной деятельности является их оценка. Организация оценки проектных работ требует предварительного ответа на следующие вопросы: «Предполагается ли включение самооценки участников проектных групп в общую оценку проекта?», «Предполагается ли присуждение мест (1,2, 3-е место) или номинаций (за лучшее исследование, за лучшую презентацию и т.д.)» и др.

Критерии оценки должны быть выбраны исходя из принципов оптимальности и доступности для учащихся младшего школьного возраста (не более 3-5). Критерии должны оценивать не столько качество презентации, сколько качество проекта в целом. Критерии оценивания продукта проектной деятельности могут быть известны детям заранее (определены в ходе совместной деятельности) или предложены перед защитой (презентацией) продукта проекта.

Примеры критериев оценки продуктов проектной деятельности

1. Самостоятельность работы над проектом.

2. Актуальность и значимость темы.

3. Полнота раскрытия темы.

4. Оригинальность решения проблемы.

5. Артистизм и выразительность выступления.

6. Использование средств наглядности, технических средств.

7. Ответы на вопросы.

8. Аккуратность выполнения работы.

9. Важность темы проекта.

10. Глубина исследования проблемы.

11. Оригинальность предложенных решений.

12. Качество выполнения продукта.

13. Убедительность презентации.

Эффективно использовать рейтинговые оценки всех представленных продуктов проектной деятельности, чтобы свой итоговый балл видели все участники: и победители, и те, кто не получил награду.

При проведении оценки проектной деятельности предоставляется возможность оценки уровня сформированности компетентности разрешения проблем, поскольку обязательным условием реализации метода проектов в школе является решение учащимися собственных проблем средствами проекта.

При оценке проекта необходимо учитывать индивидуальные образовательные и личностные приращения учащихся. Для этого учителю самостоятельно, а потом совместно с учащимися необходимо определить базовые знания, универсальные учебные действия, имеющиеся у учащихся и необходимые для работы над проектом, и те, которые необходимо приобрести для того, чтобы была решена учебно-практическая задача в проектной деятельности.

Таким образом, в педагогическом контексте проект – это реализация цели, принятой и осознанной учащимися, актуальной и интересной для них. Он основывается на детской самодеятельности, поэтапном движении к цели, на конкретном творческом деле. Проект включает в себя совокупность исследовательских, проблемно-поисковых и креативных методов, инструментально направленных на самостоятельное достижение детьми задуманного результата, получение продукта и его презентацию. Это метод педагогически организованного освоения ребенком окружающей среды, ее созидания и креативного пребывания в ней, с сохранением при этом своего «Я», своего позитивного отношения к жизни.

Сегодня метод проектов успешно развивается и приобретает все большую популярность за счет рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем. «Я знаю, для чего мне надо всё, что я познаю. Я знаю, где и как я могу это применить» - вот основной тезис современного понимания метода проектов.
Главной особенностью метода проектов является обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, соответствующую его личным интересам, и совместная творческая работа учителя и ученика.
Функция учителя в ее изначальном, истинном смысле состоит в организации такого образовательного процесса, который максимально эффективно снимает затруднения учеников в их учебной деятельности (то есть в самоизменении). Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельноститсвоихьучеников.
Внедрение метода проектов в процессе обучения улучшит качество образовательной работы, использование всех преимуществ образовательной системы, повысит производительность труда учителя, активизирует познавательную деятельность учащихся на уроке, будет способствовать повышению самостоятельности учащихся при изучении нового материала. Участие в проекте позволяет приобрести уникальный опыт, невозможный при других формах обучения

Метод проектов позволяет формировать некоторые личностные качества, которые развиваются лишь в деятельности и не могут быть усвоены вербально (скажем, через рассказ или пояснение). В первую Очередь, это относится к групповым проектам, когда действует небольшой коллектив. К таким качествам можно отнести умение работать в коллективе, брать на себя ответственность за выбранное решение, анализировать результаты деятельности. И еще очень важна способность ощущать себя членом команды: подчинить свой темперамент, характер, время интересам общего дела. Участие в проекте позволяет приобрести уникальный опыт, невозможный при других формах обучения.
Федеральные государственные стандарты общего образования среди требований к освоению основных общеобразовательных программ выделяют предметные,пметапредметныемипличностныепрезультаты.
Под предметными результатами образовательной деятельности понимается усвоение учениками конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета, — знаний, умений и навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности.

Под метапредметными результатами понимаются освоенные учащимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

Под личностными результатами понимается сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений обучающихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессуиирегоирезультатам.
Одним из способов достижения этих результатов является метод проектов. Проектный метод входит в жизнь как требование времени, своего рода ответ системы образования на социальный заказ государства и родительской общественности.

Наши рекомендации