Особенности организации как объекта управления.

Существует множество критериев, описывающих организации как объекты управления: способ формализации, форма собственности, отношение к прибыли и товарному рынку, организационно-правовая форма, степень концентрации, принадлежность к секторам экономики, принципы управления, функциональные признаки и т.д. Все эти различия достаточно важны и характеризуют организацию с определённой стороны (табл. 7).

Таблица 7

Основные критерии группировки однородных организаций

Критерий группировки Виды организаций
Типы экономических организаций Домохозяйства; фирмы, объединения фирм; подразделения фирм (предприятия); некоммерческие организации и их ассоциации; государство как экономическая организация.
Формализация Формальные и неформальные
Форма собственности Государственные, частные, муниципальные, иные
Отношение к прибыли Коммерческие и некоммерческие
Организационно-правовые формы предприятий Предусмотрены ГК РФ
Степень концентрации Крупные, средние, малые
Принципы управления Унитодальные, мультинодальные, гомогенные, гетерогенные
Организационные структуры собственно фирм Линейная, линейно-функциональная, дивизиональная, проектная, матричная, сетевая
Общественные функции Предприятия, созданные для удовлетворения человеческих потребностей: производство, рекреация, социализация; интеграция: предприятия социального контроля и социальное управления
Отнесение к секторам экономики Предприятия первичного, вторичного и третичного цикла
Отношение к товарному рынку Предприятия технологического, конъюнктурного, маркетингового типа, "технологической атаки"
По характеру функционирования Реальные и виртуальные

Существование организации можно представить как взаимодействие двух сред внутренней – это то, что находится внутри границ организации и внешней, окружающей организацию. Среда – это совокупность объективных условий, в которых осуществляется деятельность организации.

Внутренняя среда организации

Внутренняя среда организации состоит из следующих основных элементов:

Структура организации.

Структура – это взаимосвязь составных частей чего-либо. Структура управления - это взаимоотношения подразделений организации. В основу любой структуры управления положен принцип разделения труда. В менеджменте различают горизонтальное и вертикальноеразделение труда.

Орган управления (субъект управления) –подразделение или должностное лицо, осуществляющее управление (руководство) тем или иным объектом управления.

Линейная структура управления. Тип прямого подчинения. В основу данной структуры положен принцип единоначалия. Менеджер принимает решения единолично.

Функциональная структура.Особенность данной структуры в том, что каждая структурная единица специализируется на выполнении определенной функции.

Линейно-функциональная структура.Руководство производством осуществляется как линейным аппаратом, так и функциональными службами.

Помимо перечисленных в управлении используются и другие структуры: линейно-штабная, проектная, матричная, дивизиональная и пр.

Цели –желаемое конечное состояние объекта управления. Цели должны быть конкретными (измеряемыми), иметь временные рамки, достижимыми и взаимно поддерживающими друг друга.

Задачи. Решение задач производится для достижения поставленных целей. Основные задачи менеджеров:

  • работа с персоналом;
  • работа с предметами и средствами труда;
  • работа с информацией.

Технология.Зависит от типа производства. Различают следующие типы производств:

· единичное (мелкосерийное);

· крупносерийное (массовое);

· непрерывное.

Требования к менеджеру зависят от типа технологии производства. В массовом и непрерывном производствах требования к менеджерам возрастают (стандартизация, механизация, автоматизация).

Люди. (Персонал).Человек – центральное звено социально-экономической системы. Необходимо учитывать потенциал работника, его способности, потребности, ценности, характер, стремление к лидерству, влияние коллектива.

Внешняя среда организации.

Среда прямого воздействия.

Потребители.Один из основных факторов, влияющих на то, какую продукцию требуется производить фирме. Это могут быть юридические и физические лица.

Поставщики.Трудовых, материальных, финансовых, энергетических и информационных ресурсов.

Конкуренты. От них зависят цели, стратегия и задачи организации.

Законы и государственные органы.Они формируют правовое поле организации, определяют налоговую политику, создают нормативную базу существования организации.

Профсоюзы.Могут оказывать серьезное влияние на деятельность фирмы, отрасли и даже страны в целом.

Наши рекомендации