Особенности организации как объекта управления.
Существует множество критериев, описывающих организации как объекты управления: способ формализации, форма собственности, отношение к прибыли и товарному рынку, организационно-правовая форма, степень концентрации, принадлежность к секторам экономики, принципы управления, функциональные признаки и т.д. Все эти различия достаточно важны и характеризуют организацию с определённой стороны (табл. 7).
Таблица 7
Основные критерии группировки однородных организаций
Критерий группировки | Виды организаций |
Типы экономических организаций | Домохозяйства; фирмы, объединения фирм; подразделения фирм (предприятия); некоммерческие организации и их ассоциации; государство как экономическая организация. |
Формализация | Формальные и неформальные |
Форма собственности | Государственные, частные, муниципальные, иные |
Отношение к прибыли | Коммерческие и некоммерческие |
Организационно-правовые формы предприятий | Предусмотрены ГК РФ |
Степень концентрации | Крупные, средние, малые |
Принципы управления | Унитодальные, мультинодальные, гомогенные, гетерогенные |
Организационные структуры собственно фирм | Линейная, линейно-функциональная, дивизиональная, проектная, матричная, сетевая |
Общественные функции | Предприятия, созданные для удовлетворения человеческих потребностей: производство, рекреация, социализация; интеграция: предприятия социального контроля и социальное управления |
Отнесение к секторам экономики | Предприятия первичного, вторичного и третичного цикла |
Отношение к товарному рынку | Предприятия технологического, конъюнктурного, маркетингового типа, "технологической атаки" |
По характеру функционирования | Реальные и виртуальные |
Существование организации можно представить как взаимодействие двух сред внутренней – это то, что находится внутри границ организации и внешней, окружающей организацию. Среда – это совокупность объективных условий, в которых осуществляется деятельность организации.
Внутренняя среда организации
Внутренняя среда организации состоит из следующих основных элементов:
Структура организации.
Структура – это взаимосвязь составных частей чего-либо. Структура управления - это взаимоотношения подразделений организации. В основу любой структуры управления положен принцип разделения труда. В менеджменте различают горизонтальное и вертикальноеразделение труда.
Орган управления (субъект управления) –подразделение или должностное лицо, осуществляющее управление (руководство) тем или иным объектом управления.
Линейная структура управления. Тип прямого подчинения. В основу данной структуры положен принцип единоначалия. Менеджер принимает решения единолично.
Функциональная структура.Особенность данной структуры в том, что каждая структурная единица специализируется на выполнении определенной функции.
Линейно-функциональная структура.Руководство производством осуществляется как линейным аппаратом, так и функциональными службами.
Помимо перечисленных в управлении используются и другие структуры: линейно-штабная, проектная, матричная, дивизиональная и пр.
Цели –желаемое конечное состояние объекта управления. Цели должны быть конкретными (измеряемыми), иметь временные рамки, достижимыми и взаимно поддерживающими друг друга.
Задачи. Решение задач производится для достижения поставленных целей. Основные задачи менеджеров:
- работа с персоналом;
- работа с предметами и средствами труда;
- работа с информацией.
Технология.Зависит от типа производства. Различают следующие типы производств:
· единичное (мелкосерийное);
· крупносерийное (массовое);
· непрерывное.
Требования к менеджеру зависят от типа технологии производства. В массовом и непрерывном производствах требования к менеджерам возрастают (стандартизация, механизация, автоматизация).
Люди. (Персонал).Человек – центральное звено социально-экономической системы. Необходимо учитывать потенциал работника, его способности, потребности, ценности, характер, стремление к лидерству, влияние коллектива.
Внешняя среда организации.
Среда прямого воздействия.
Потребители.Один из основных факторов, влияющих на то, какую продукцию требуется производить фирме. Это могут быть юридические и физические лица.
Поставщики.Трудовых, материальных, финансовых, энергетических и информационных ресурсов.
Конкуренты. От них зависят цели, стратегия и задачи организации.
Законы и государственные органы.Они формируют правовое поле организации, определяют налоговую политику, создают нормативную базу существования организации.
Профсоюзы.Могут оказывать серьезное влияние на деятельность фирмы, отрасли и даже страны в целом.