Механика электропривода. Основное уравнение движения

Рабочий орган производственного механизма (валок про­катного стана, подъемный механизм и т.п.) потребляет ме­ханическую энергию, источником которой является электро­двигатель. Рабочий орган характеризуется моментом нагруз­ки М при вращательном движении и усилием F при поступа­тельном. Моменты нагрузки и усилия совместно с силами трения в механических передачах создают статическую на­грузку (момент Мс или силу Fc). Как известно, механичес­кая мощность Вт и момент Нм на валу механизма связаны соотношением

Механика электропривода. Основное уравнение движения - student2.ru (1)

где Механика электропривода. Основное уравнение движения - student2.ru (2)

Механика электропривода. Основное уравнение движения - student2.ru - угловая скорость вала механизма, рад/с; Механика электропривода. Основное уравнение движения - student2.ru - частота вращения (внесистемная единица), об/мин.

Для тела, вращающегося с угловой скоростью Механика электропривода. Основное уравнение движения - student2.ru , запас кинетической энергии определится из выражения

Механика электропривода. Основное уравнение движения - student2.ru (3)

где Механика электропривода. Основное уравнение движения - student2.ru - момент инерции, кг м2; Механика электропривода. Основное уравнение движения - student2.ru - масса тела, кг; Механика электропривода. Основное уравнение движения - student2.ru - радиус инерции, м.

Момент инерции определяется также формулой

Механика электропривода. Основное уравнение движения - student2.ru (4)

где Механика электропривода. Основное уравнение движения - student2.ru - маховой момент, приводимый в каталогах на электродвигатели, Нм2; Механика электропривода. Основное уравнение движения - student2.ru - сила тяжести, Н; Механика электропривода. Основное уравнение движения - student2.ru - диаметр, м.

Направление вращения электропривода, при котором вращающий момент, развиваемый двигателем, совпадает с направлением скорости, считают положительным. Соответственно, момент статического сопротивления Механика электропривода. Основное уравнение движения - student2.ru может быть либо отрицательным, либо положительным в зависимости от того, совпадает он с направлением скорости или нет.

Режим работы электропривода может быть установившимся, когда угловая скорость неизменна ( Механика электропривода. Основное уравнение движения - student2.ru ), или переходным (динамическим), огда происходит изменение скорости - разгон, либо торможение ( Механика электропривода. Основное уравнение движения - student2.ru ).

В установившемся режиме вращающий момент электродвигателя М преодолевает момент статического сопротивления Механика электропривода. Основное уравнение движения - student2.ru и движение описывается простейшим равенством Механика электропривода. Основное уравнение движения - student2.ru .

В переходном режиме в системе действует (наряду со статическим Механика электропривода. Основное уравнение движения - student2.ru ) также динамический момент, определяемый запасом кинетической энергии движущихся частей:

Механика электропривода. Основное уравнение движения - student2.ru (5)

Таким образом, при переходном процессе уравнение движения электропривода имеет вид

Механика электропривода. Основное уравнение движения - student2.ru (6)

При Механика электропривода. Основное уравнение движения - student2.ru , Механика электропривода. Основное уравнение движения - student2.ru - движение привода будет ускоренным (переходный режим); при Механика электропривода. Основное уравнение движения - student2.ru , Механика электропривода. Основное уравнение движения - student2.ru - движение будет замедленным (переходный режим); при Механика электропривода. Основное уравнение движения - student2.ru , Механика электропривода. Основное уравнение движения - student2.ru - движение будет равномерным (установившийся ре­жим).

Приведение моментов и сил

Уравнение движения привода (6) справедливо при условии, что все элементы системы: двигатель, передаточное устройство и механизм имеют одну и ту же угловую скорость. Однако при наличии редуктора их угловые скорости будут различными, что затрудняет анализ системы. Для упро­щения расчетов реальный электропривод заменяют простейшей системой с одним вращающимся элементом. Такая замена производится на основании приведения всех моментов и сил к угловой скорости вала двигателя Механика электропривода. Основное уравнение движения - student2.ru .

Приведение статических моментов основано на том условии, что передаваемая мощность без учета потерь на любом валу системы остается неизменной.

Мощность на валу механизма (например, барабана лебедки):

Механика электропривода. Основное уравнение движения - student2.ru ,

где Механика электропривода. Основное уравнение движения - student2.ru и Механика электропривода. Основное уравнение движения - student2.ru — момент сопротивления и угловая скорость на валу механизма.

Мощность на валу двигателя:

Механика электропривода. Основное уравнение движения - student2.ru , (7)

где Механика электропривода. Основное уравнение движения - student2.ru — статический момент механизма, приведенный к валу двигателя; Механика электропривода. Основное уравнение движения - student2.ru — угловая скорость вала двигателя.

На основании равенства мощностей с учетом к. п. д. передачи Механика электропривода. Основное уравнение движения - student2.ru можно записать:

Механика электропривода. Основное уравнение движения - student2.ru ,

откуда приведенный статический момент:

Механика электропривода. Основное уравнение движения - student2.ru , (8)

где Механика электропривода. Основное уравнение движения - student2.ru — передаточное отношение от вала двигателя к механизму.

При наличии нескольких передач между двигателем и рабо­чим органом приведенный к валу двигателя статический момент определяется выражением:

Механика электропривода. Основное уравнение движения - student2.ru , (9)

где Механика электропривода. Основное уравнение движения - student2.ru - передаточные числа промежуточных передач; Механика электропривода. Основное уравнение движения - student2.ru - к. п. д. соответствующих передач; Механика электропривода. Основное уравнение движения - student2.ru , и Механика электропривода. Основное уравнение движения - student2.ru - общее передаточное отношение и к. п. д. механизма.

Выражение (9) справедливо лишь тогда, когда электрическая машина работает в двигательном режиме и потери в передачах покрываются двигателем. В тормозном режиме, когда энергия передается от вала рабочего механизма к двигателю, уравнение (9) примет вид:

Механика электропривода. Основное уравнение движения - student2.ru . (10)

При наличии в механизме поступательно движущихся элементов приведение моментов к валу двигателя производится аналогично:

Механика электропривода. Основное уравнение движения - student2.ru ,

где Механика электропривода. Основное уравнение движения - student2.ru - сила тяжести поступательно движущегося элемента, Н; Механика электропривода. Основное уравнение движения - student2.ru - скорость, м/с.

Отсюда приведенный момент в двигательном режиме электропривода:

Механика электропривода. Основное уравнение движения - student2.ru . (11)

В режиме торможения:

Механика электропривода. Основное уравнение движения - student2.ru (12)

Приведение моментов инерции

Механика электропривода. Основное уравнение движения - student2.ru Механика электропривода. Основное уравнение движения - student2.ru Приведение моментов инерции осуществляют исходя из того, что запас кинетической энергии в реальной и приведен­ной системах сохраняется неизменным. Для вращающихся ча­стей электропривода, кинематическая схема которого показана на рис. 1.1, запас кинетической энергии определяется выра­жением:

Механика электропривода. Основное уравнение движения - student2.ru , (13)

где Механика электропривода. Основное уравнение движения - student2.ru , Механика электропривода. Основное уравнение движения - student2.ru - соответственно момент инер­ции и угловая скорость двигателя вместе с ведущей шестерней; Механика электропривода. Основное уравнение движения - student2.ru , Механика электропривода. Основное уравнение движения - student2.ru - то же, для промежуточного вала с шестернями; Механика электропривода. Основное уравнение движения - student2.ru , Механика электропривода. Основное уравнение движения - student2.ru - то же, для механизма, барабана с валом и шестерней, Механика электропривода. Основное уравнение движения - student2.ru - приведенный момент инерции. Разделив уравнение (13) на Механика электропривода. Основное уравнение движения - student2.ru , получим:

Механика электропривода. Основное уравнение движения - student2.ru , (14)

где Механика электропривода. Основное уравнение движения - student2.ru , Механика электропривода. Основное уравнение движения - student2.ru - передаточные отношения.

Приведенный к валу двигателя момент инерции поступательно движущегося элемента Механика электропривода. Основное уравнение движения - student2.ru определяется также из усло­вия равенства запаса кинетической энергии до и после приведения:

Механика электропривода. Основное уравнение движения - student2.ru ,

откуда: Механика электропривода. Основное уравнение движения - student2.ru , (15)

где m - масса поступательно движущегося тела, кг.

Полный момент инерции системы, приведенный к валу дви­гателя, равен сумме приведенных моментов вращающихся и поступательно движущихся элементов:

Механика электропривода. Основное уравнение движения - student2.ru . (16)

Нагрузочные диаграммы

Большое значение имеет правильный выбор мощности электродвигателей. Для выбора мощности двигателя задается график изменения скорости производственного механизма (рис. 1.2, а) — тахограмма Механика электропривода. Основное уравнение движения - student2.ru и нагрузочная диаг­рамма производственного механизма, представляющая собой зависимость приведенного к валу двигателя статического момента Механика электропривода. Основное уравнение движения - student2.ru или мощности Рс от времени. Однако при пере­ходных режимах, когда скорость привода изменяется, на­грузка на валу двигателя будет отличаться от статической на величину ее ди Механика электропривода. Основное уравнение движения - student2.ru намической составляющей. Динамическая составляющая нагрузки [см. формулу (5)] зависит от момен­та инерции движущихся частей системы, в том числе и от момента инерции двигателя, который пока не известен. В связи с этим в тех случаях, когда динамические режимы привода играют заметную роль, задача решается в два эта­па:

1) предварительный выбор двигателя;

2) проверка дви­гателя по перегрузочной способности и по нагреву.

Механика электропривода. Основное уравнение движения - student2.ru

Предварительный выбор мощности и угловой скорости дви­гателя проводится на основании нагрузочных диаграмм рабочей машины или механизма. Затем, с учетом момента инер­ции предварительно выбранного двигателя, строят нагрузоч­ные диаграммы привода. Нагрузочная диаграмма двигателя (привода) представляет собой зависимость вращающего момента, тока или мощности двигателя от времени M, Р, I=f(t). Она учитывает как статические, так и динамические нагрузки, преодолеваемые электроприводом в течение цикла работы. На основании на­грузочной диаграммы привода двигатель проверяется по до­пустимому нагреву и перегрузке и в случае неудовлетвори­тельных результатов проверки выбирается другой двигатель большей мощности. На рис. 2 представлены нагрузочные ди­аграммы производственного механизма (б), электропривода (г), а также диаграмма динамических моментов (в).

Нагрев электродвигателей

Процесс электромеханического преобразования энергии всегда сопровождается потерей части ее в самой машине. Преобразуясь в тепловую энергию, эти потери вызывают нагрев элек­трической машины. Потери энергии в машине могут быть по­стоянными (потери в железе, на трение и т. п.) и переменными. Переменные потери являются функцией тока нагрузки

Механика электропривода. Основное уравнение движения - student2.ru , (17)

где Механика электропривода. Основное уравнение движения - student2.ru -ток в цепи якоря, ротора и статора; Механика электропривода. Основное уравнение движения - student2.ru - сопротивление обмоток якоря (ротора). Для номинального режима работы

Механика электропривода. Основное уравнение движения - student2.ru , (18)

где Механика электропривода. Основное уравнение движения - student2.ru , Механика электропривода. Основное уравнение движения - student2.ru — номинальные значения соответственно мощности и к. п. д. двигателя.

Уравнение теплового баланса двигателя имеет вид:

Механика электропривода. Основное уравнение движения - student2.ru , (19)

где Механика электропривода. Основное уравнение движения - student2.ru - тепловая энергия, выделившаяся в двигателе за время Механика электропривода. Основное уравнение движения - student2.ru ; Механика электропривода. Основное уравнение движения - student2.ru - часть тепловой энергии, выделяющаяся в окружающую среду; Механика электропривода. Основное уравнение движения - student2.ru - часть тепловой энергии, аккумулируемая в двигателе и вызывающая его нагрев.

Если уравнение теплового баланса выразить через тепловые параметры двигателя, то получим

Механика электропривода. Основное уравнение движения - student2.ru , (20)

где А - теплоотдача двигателя, Дж/(с×°С); С - теплоемкость двигателя, Дж/°С; Механика электропривода. Основное уравнение движения - student2.ru - превышение температуры двигателя Механика электропривода. Основное уравнение движения - student2.ru над температурой окружающей среды Механика электропривода. Основное уравнение движения - student2.ru

Механика электропривода. Основное уравнение движения - student2.ru .

Стандартное значение температуры окружающей среды принимается 40 °С.

Когда все выделяемое в двигателе тепло отдается в окружающую среду, наступает установившийся тепловой режим работы, при котором температура двигателя остается неизменной и Механика электропривода. Основное уравнение движения - student2.ru . В этом случае Механика электропривода. Основное уравнение движения - student2.ru и уравнение (20) примет вид

Механика электропривода. Основное уравнение движения - student2.ru , (21)

откуда установившееся превышение температуры двигателя

Механика электропривода. Основное уравнение движения - student2.ru . (22)

Для выявления закона изменения температуры двигателя во времени решают дифференциальное уравнение теплового баланса (20). Разделив уравнение на Механика электропривода. Основное уравнение движения - student2.ru с учетом (22), получим

Механика электропривода. Основное уравнение движения - student2.ru , (23)

где Механика электропривода. Основное уравнение движения - student2.ru -постоянная времени нагрева двигателя, т. е. время, в течение которого двигатель нагревается до установившейся температуры при отсутствии отдачи тепла в окружаю­щую среду.

Если в начальный момент при t=0 превышение температуры двигателя равно Механика электропривода. Основное уравнение движения - student2.ru , то решение уравнения (23) имеет вид

Механика электропривода. Основное уравнение движения - student2.ru . (24)

Из уравнения (24) видно, что изменение превышения температуры двигателя происходит по закону экспоненты

Механика электропривода. Основное уравнение движения - student2.ru Механика электропривода. Основное уравнение движения - student2.ru . (25)

Механика электропривода. Основное уравнение движения - student2.ru


На рис. 1.3 представлены графики нагрева и охлаждения двигателя. Согласно уравнениям (24) и (25) переходный процесс нагрева двигателя длится бесконечно. Практически же принимают продолжительность нагрева и охлаждения двигате­лей равной Механика электропривода. Основное уравнение движения - student2.ru . Время, необходимое для достижения установившейся температуры, у открытых двигателей малой мощности составляет 2 - 4 ч ( Механика электропривода. Основное уравнение движения - student2.ru = 0.5 – 1 ч); двигателей средней мощности 4 - 8 ч ( Механика электропривода. Основное уравнение движения - student2.ru =1–2 ч); закрытых двигателей 7 - 12 ч ( Механика электропривода. Основное уравнение движения - student2.ru = 2 – 3 ч).

Наиболее чувствительным элементом к повышению температуры является изоляция обмоток. Изоляционные материалы, которые применяют в электрических машинах, разделяются по классу нагревостойкости в зависимости от предельной допустимой температуры. Правильно выбранный по мощности электро­двигатель нагревается при работе до номинальной темпера­туры, определяемой классом нагревостойкости изоляции (табл. 1). Помимо температуры окружающей среды на процесс нагрева двигателя большое влияние оказывает интенсивность теплоотдачи его поверхности, которая зависит от способа охлаждения, в частности от скорости потока охлаждающего воздуха. Поэтому у двигателей с самовентиляцией при снижении скорости теплоотдача ухудшается, что требует снижения его на­грузки. Например, при длительной работе такого двигателя со скоростью, равной 60 % от номинальной, мощность должна быть снижена вдвое.

Номинальная мощность двигателя повышается с увеличе­нием интенсивности его охлаждения. В настоящее время для мощных приводов прокатных станов разрабатываются так на­зываемые криогенные двигатели, охлаждаемые сжиженными газами.Таблица 1.1

Классы нагревостойкости изоляции двигателей

Класс изоляции Допустимая температура, °С Основные группы электроизоляционных материалов
Y Волокнистые материалы непропитанные
A То же, пропитанные
E Синтетические органические материалы
B   Материалы на основе слюды, асбеста и др., пропитанные органическими связующими
F То же, пропитанные синтетическими материалы
H То же, в сочетании с кремнийорганическими веществами
C >180 Слюда, керамика, стекло и т. п. без связующих

Наши рекомендации