Механика электропривода. Основное уравнение движения
Рабочий орган производственного механизма (валок прокатного стана, подъемный механизм и т.п.) потребляет механическую энергию, источником которой является электродвигатель. Рабочий орган характеризуется моментом нагрузки М при вращательном движении и усилием F при поступательном. Моменты нагрузки и усилия совместно с силами трения в механических передачах создают статическую нагрузку (момент Мс или силу Fc). Как известно, механическая мощность Вт и момент Нм на валу механизма связаны соотношением
(1)
где (2)
- угловая скорость вала механизма, рад/с; - частота вращения (внесистемная единица), об/мин.
Для тела, вращающегося с угловой скоростью , запас кинетической энергии определится из выражения
(3)
где - момент инерции, кг м2; - масса тела, кг; - радиус инерции, м.
Момент инерции определяется также формулой
(4)
где - маховой момент, приводимый в каталогах на электродвигатели, Нм2; - сила тяжести, Н; - диаметр, м.
Направление вращения электропривода, при котором вращающий момент, развиваемый двигателем, совпадает с направлением скорости, считают положительным. Соответственно, момент статического сопротивления может быть либо отрицательным, либо положительным в зависимости от того, совпадает он с направлением скорости или нет.
Режим работы электропривода может быть установившимся, когда угловая скорость неизменна ( ), или переходным (динамическим), огда происходит изменение скорости - разгон, либо торможение ( ).
В установившемся режиме вращающий момент электродвигателя М преодолевает момент статического сопротивления и движение описывается простейшим равенством .
В переходном режиме в системе действует (наряду со статическим ) также динамический момент, определяемый запасом кинетической энергии движущихся частей:
(5)
Таким образом, при переходном процессе уравнение движения электропривода имеет вид
(6)
При , - движение привода будет ускоренным (переходный режим); при , - движение будет замедленным (переходный режим); при , - движение будет равномерным (установившийся режим).
Приведение моментов и сил
Уравнение движения привода (6) справедливо при условии, что все элементы системы: двигатель, передаточное устройство и механизм имеют одну и ту же угловую скорость. Однако при наличии редуктора их угловые скорости будут различными, что затрудняет анализ системы. Для упрощения расчетов реальный электропривод заменяют простейшей системой с одним вращающимся элементом. Такая замена производится на основании приведения всех моментов и сил к угловой скорости вала двигателя .
Приведение статических моментов основано на том условии, что передаваемая мощность без учета потерь на любом валу системы остается неизменной.
Мощность на валу механизма (например, барабана лебедки):
,
где и — момент сопротивления и угловая скорость на валу механизма.
Мощность на валу двигателя:
, (7)
где — статический момент механизма, приведенный к валу двигателя; — угловая скорость вала двигателя.
На основании равенства мощностей с учетом к. п. д. передачи можно записать:
,
откуда приведенный статический момент:
, (8)
где — передаточное отношение от вала двигателя к механизму.
При наличии нескольких передач между двигателем и рабочим органом приведенный к валу двигателя статический момент определяется выражением:
, (9)
где - передаточные числа промежуточных передач; - к. п. д. соответствующих передач; , и - общее передаточное отношение и к. п. д. механизма.
Выражение (9) справедливо лишь тогда, когда электрическая машина работает в двигательном режиме и потери в передачах покрываются двигателем. В тормозном режиме, когда энергия передается от вала рабочего механизма к двигателю, уравнение (9) примет вид:
. (10)
При наличии в механизме поступательно движущихся элементов приведение моментов к валу двигателя производится аналогично:
,
где - сила тяжести поступательно движущегося элемента, Н; - скорость, м/с.
Отсюда приведенный момент в двигательном режиме электропривода:
. (11)
В режиме торможения:
(12)
Приведение моментов инерции
Приведение моментов инерции осуществляют исходя из того, что запас кинетической энергии в реальной и приведенной системах сохраняется неизменным. Для вращающихся частей электропривода, кинематическая схема которого показана на рис. 1.1, запас кинетической энергии определяется выражением:
, (13)
где , - соответственно момент инерции и угловая скорость двигателя вместе с ведущей шестерней; , - то же, для промежуточного вала с шестернями; , - то же, для механизма, барабана с валом и шестерней, - приведенный момент инерции. Разделив уравнение (13) на , получим:
, (14)
где , - передаточные отношения.
Приведенный к валу двигателя момент инерции поступательно движущегося элемента определяется также из условия равенства запаса кинетической энергии до и после приведения:
,
откуда: , (15)
где m - масса поступательно движущегося тела, кг.
Полный момент инерции системы, приведенный к валу двигателя, равен сумме приведенных моментов вращающихся и поступательно движущихся элементов:
. (16)
Нагрузочные диаграммы
Большое значение имеет правильный выбор мощности электродвигателей. Для выбора мощности двигателя задается график изменения скорости производственного механизма (рис. 1.2, а) — тахограмма и нагрузочная диаграмма производственного механизма, представляющая собой зависимость приведенного к валу двигателя статического момента или мощности Рс от времени. Однако при переходных режимах, когда скорость привода изменяется, нагрузка на валу двигателя будет отличаться от статической на величину ее ди намической составляющей. Динамическая составляющая нагрузки [см. формулу (5)] зависит от момента инерции движущихся частей системы, в том числе и от момента инерции двигателя, который пока не известен. В связи с этим в тех случаях, когда динамические режимы привода играют заметную роль, задача решается в два этапа:
1) предварительный выбор двигателя;
2) проверка двигателя по перегрузочной способности и по нагреву.
Предварительный выбор мощности и угловой скорости двигателя проводится на основании нагрузочных диаграмм рабочей машины или механизма. Затем, с учетом момента инерции предварительно выбранного двигателя, строят нагрузочные диаграммы привода. Нагрузочная диаграмма двигателя (привода) представляет собой зависимость вращающего момента, тока или мощности двигателя от времени M, Р, I=f(t). Она учитывает как статические, так и динамические нагрузки, преодолеваемые электроприводом в течение цикла работы. На основании нагрузочной диаграммы привода двигатель проверяется по допустимому нагреву и перегрузке и в случае неудовлетворительных результатов проверки выбирается другой двигатель большей мощности. На рис. 2 представлены нагрузочные диаграммы производственного механизма (б), электропривода (г), а также диаграмма динамических моментов (в).
Нагрев электродвигателей
Процесс электромеханического преобразования энергии всегда сопровождается потерей части ее в самой машине. Преобразуясь в тепловую энергию, эти потери вызывают нагрев электрической машины. Потери энергии в машине могут быть постоянными (потери в железе, на трение и т. п.) и переменными. Переменные потери являются функцией тока нагрузки
, (17)
где -ток в цепи якоря, ротора и статора; - сопротивление обмоток якоря (ротора). Для номинального режима работы
, (18)
где , — номинальные значения соответственно мощности и к. п. д. двигателя.
Уравнение теплового баланса двигателя имеет вид:
, (19)
где - тепловая энергия, выделившаяся в двигателе за время ; - часть тепловой энергии, выделяющаяся в окружающую среду; - часть тепловой энергии, аккумулируемая в двигателе и вызывающая его нагрев.
Если уравнение теплового баланса выразить через тепловые параметры двигателя, то получим
, (20)
где А - теплоотдача двигателя, Дж/(с×°С); С - теплоемкость двигателя, Дж/°С; - превышение температуры двигателя над температурой окружающей среды
.
Стандартное значение температуры окружающей среды принимается 40 °С.
Когда все выделяемое в двигателе тепло отдается в окружающую среду, наступает установившийся тепловой режим работы, при котором температура двигателя остается неизменной и . В этом случае и уравнение (20) примет вид
, (21)
откуда установившееся превышение температуры двигателя
. (22)
Для выявления закона изменения температуры двигателя во времени решают дифференциальное уравнение теплового баланса (20). Разделив уравнение на с учетом (22), получим
, (23)
где -постоянная времени нагрева двигателя, т. е. время, в течение которого двигатель нагревается до установившейся температуры при отсутствии отдачи тепла в окружающую среду.
Если в начальный момент при t=0 превышение температуры двигателя равно , то решение уравнения (23) имеет вид
. (24)
Из уравнения (24) видно, что изменение превышения температуры двигателя происходит по закону экспоненты
. (25)
На рис. 1.3 представлены графики нагрева и охлаждения двигателя. Согласно уравнениям (24) и (25) переходный процесс нагрева двигателя длится бесконечно. Практически же принимают продолжительность нагрева и охлаждения двигателей равной . Время, необходимое для достижения установившейся температуры, у открытых двигателей малой мощности составляет 2 - 4 ч ( = 0.5 – 1 ч); двигателей средней мощности 4 - 8 ч ( =1–2 ч); закрытых двигателей 7 - 12 ч ( = 2 – 3 ч).
Наиболее чувствительным элементом к повышению температуры является изоляция обмоток. Изоляционные материалы, которые применяют в электрических машинах, разделяются по классу нагревостойкости в зависимости от предельной допустимой температуры. Правильно выбранный по мощности электродвигатель нагревается при работе до номинальной температуры, определяемой классом нагревостойкости изоляции (табл. 1). Помимо температуры окружающей среды на процесс нагрева двигателя большое влияние оказывает интенсивность теплоотдачи его поверхности, которая зависит от способа охлаждения, в частности от скорости потока охлаждающего воздуха. Поэтому у двигателей с самовентиляцией при снижении скорости теплоотдача ухудшается, что требует снижения его нагрузки. Например, при длительной работе такого двигателя со скоростью, равной 60 % от номинальной, мощность должна быть снижена вдвое.
Номинальная мощность двигателя повышается с увеличением интенсивности его охлаждения. В настоящее время для мощных приводов прокатных станов разрабатываются так называемые криогенные двигатели, охлаждаемые сжиженными газами.Таблица 1.1
Классы нагревостойкости изоляции двигателей
Класс изоляции | Допустимая температура, °С | Основные группы электроизоляционных материалов |
Y | Волокнистые материалы непропитанные | |
A | То же, пропитанные | |
E | Синтетические органические материалы | |
B | Материалы на основе слюды, асбеста и др., пропитанные органическими связующими | |
F | То же, пропитанные синтетическими материалы | |
H | То же, в сочетании с кремнийорганическими веществами | |
C | >180 | Слюда, керамика, стекло и т. п. без связующих |