Занятие 4. Правовые основы управления персоналом
Правовые основы взаимоотношений сотрудника и организации. Трудовые договоры, их содержание. Работа с персональными данными работника. Внутрифирменные перемещения. Увольнения и сокращения работников.
Цель: познакомить студентов с правовыми основами управления персоналом, нормативно-правовыми актами, необходимыми для грамотного обеспечения деятельности службы по персоналу.
Для работы на практическом занятии студенты должны прослушать и прочитать лекцию «Правовые основы кадровой работы», ознакомиться с рекомендуемой литературой и ответить на вопросы для самопроверки.
План проведения занятия
1. В составе микрогрупп разобрать ситуации, описанные в кейсах (для качественного выполнения кейсов у студентов должен быть хотя бы по одному на парту Трудовой кодекс Российской Федерации).
2. Провести групповое обсуждение изученных тем.
Задание для самостоятельной работы: индивидуально составьте схемы действий менеджера по персоналу при приеме и увольнении сотрудников разных категорий (работник, руководитель).
Вопросы для самопроверки
1. Какие основные нормативно-правовые документы регламентируют деятельность менеджера по работе с персоналом?
2. Какие документы необходимы работнику для устройства на работу?
3. Какие пункты в обязательном порядке должен содержать Трудовой договор?
Список рекомендуемой литературы
1. Комментарий к Трудовому кодексу Российской федерации / отв. ред.
Ю. П. Орловский. – М. : ИНФРА-М ; Контракт, 2011. – 1500 с.
2. О персональных данных : федер. закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ. URL: http://www.rg.ru/2006/07/29/personaljnye-dannye-dok.html.
3. О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования : федер. закон от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ. URL : http://www.rg.ru/2009/07/28/zakon-dok.html.
4. Трудовой кодекс РФ (по состоянию на 26.04.2010 г.) – М. : Омега-Л, 2010. – 188 с.
Материалы к занятию 4
Кейс «Дорогие сотрудники»[4]
Автор кейса – Анна Рыжкова, генеральный директор 3R Recruitment Company.
Итак, представьте себе ситуацию…
Компания, торгующая компьютерным оборудованием, является лидером в своем рыночном сегменте. Организация состоит из нескольких отделов, каждый из которых специализируется на решении тех или иных вопросов. Мария Антонова, руководитель одного из подразделений компании и талантливый сотрудник, в свое время стояла у истоков создания своего отдела. В один прекрасный момент выясняется, что Мария уходит в декретный отпуск. Естественно, в компании возникает вопрос, кого ставить на ее место?
Поразмыслив над сложившейся ситуацией, руководство решает подыскать Марии замену. Подходящая кандидатура тоже нашлась практически сразу – в соседнем отделе работает подающий надежды, перспективный, с явными задатками лидера менеджер по продажам Павел Семенов. Руководство принимает решение, что перед уходом в отпуск Мария передает дела Павлу. После ухода Марии новоиспеченный руководитель отдела с явным интересом и энтузиазмом включается в работу, познает специфику нового для него подразделения компании.
Проходит некоторое время, и Мария собирается из декретного отпуска обратно в офис. Руководство в замешательстве. С одной стороны, Мария, являясь прекрасным работником, так и осталась непревзойденным лидером для коллектива своего отдела. При этом немаловажное значение имеет тот факт, что именно ее сотрудники хотят видеть в качестве своего руководителя. С другой стороны, Павел – лояльный сотрудник, инициативный, мотивированный на работу в этой компании. Кроме того, он явно вырос из своей прежней должности менеджера по продажам. Понимая, что в компании нет места для его продвижения, руководство все же не хочет расставаться с Павлом.
Что в данной ситуации следует предпринять начальству? Как повести себя по отношению к Марии и Павлу? Существует ли способ безболезненно разрешить конфликт и сохранить обоих сотрудников, ведь они оба так дороги компании?
Кейс «Час расплаты»[5]
Автор кейса – Дмитрий Сарапулов, юрист компании «Лаборатория Радмило Лукича».
Проблема.Летом 2005 года одна крупная московская компания окончательно определилась с кандидатом на должность генерального директора. Сергей нес в себе все черты отличного руководителя, обладал ярко выраженными лидерскими качествами, огромным опытом и столь необходимыми связями в профессиональном окружении.
Чтобы Сергей принял решение в пользу компании, последней пришлось пойти на значительные уступки. Новому генеральному директору пообещали внушительные премии и бонусы по итогам работы, а также пошли на встречу по многим пунктам трудового договора.
Уже через год после начала сотрудничества в работе Сергея появились тревожные для компании тенденции. Новый генеральный директор часто позволял себе излишнюю самостоятельность в принятии решений и нередко игнорировал мнение других органов управления компанией, в частности совета директоров. Кульминации назревавший конфликт достиг весной 2007 года, когда вопреки прямым рекомендациям совета директоров Сергей заключил сделку, по итогам проведения которой компания потерпела серьезные убытки.
За неисполнение решения совета директоров на генерального директора наложили дисциплинарное взыскание и приняли решение об увольнении по п. 2 ст. 278 ТК РФ.
Сергей спокойно воспринял это решение и сразу предложил обсудить вопрос о компенсациях, которые ему обязана выплатить компания за досрочное расторжение трудового договора.
Как уже было отмечено, компания пошла на уступки новому руководителю и прописала в трудовом договоре обязанность выплаты компенсации в случае его досрочного расторжения в размере 300 000 евро. Сергей потребовал выплаты этой суммы в день своего увольнения, чем вызвал возмущение акционеров своего бывшего работодателя.
Стороны конфликта взяли паузу для подготовки правовой позиции и встретились снова уже в сопровождении профессиональных юристов.
Представители компании настаивали на отсутствии у генерального директора права на компенсацию, так как последняя выплачивается только при отсутствии виновных действий руководителя в соответствии со ст. 279 ТК РФ.
Юрист Сергея возражал на это, ссылаясь на ст. 57 ТК РФ, которая предусматривает возможность предусмотреть в трудовом договоре дополнительные условия, не ухудшающие положение работника по сравнению с установленным трудовым законодательством. Он сослался на пункт 21 трудового договора, где обязанность выплаты компенсации предусмотрена вне зависимости от причин увольнения руководителя.
Юрисконсульт компании категорически не согласился с такой позицией и посчитал пункт 21 противоречащим ст. 279 ТК РФ, поскольку в документе не оговорено условие о выплате компенсации при наличии либо отсутствии виновных действий работника, как того требует указанная правовая норма. На этом основании представитель компании признал пункт 21 договора не соответствующим закону, и, следовательно, не подлежащим применению.
Юрисконсульту компании ничего не оставалось, как …
Какие аргументы необходимо привести юрисконсульту, чтобы защитить свою компанию от выплаты большой суммы? Или ему суждено смириться с поражением в этом споре?