Б1.Б.19 Основы управления персоналом

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Б1.Б.19 Основы управления персоналом

направление подготовки

38.03.04 Государственное и муниципальное управление

профиль: «Управление персоналом государственной и муниципальной й службы»

бакалавр

квалификация

очная, заочная формы обучения

Год набора – 2016

Ростов-на-Дону, 2016 г.

Авторы – составители:

к.э.н., доцент кафедры менеджмента, И.В. Пивоваров

СОДЕРЖАНИЕ

1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения программы.. 4

2. Объем и место дисциплины в структуре ОП ВО.. 5

3. Содержание и структура дисциплины.. 5

4. Фонд оценочных средств промежуточной аттестации по дисциплине. 9

5.Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины.. 48

6. Учебная литература и ресурсы информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», включая перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине 51

6.1. Основная литература. 51

6.2. Дополнительная литература. 52

6.3. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы. 52

6.4. Нормативные правовые документы. 52

6.5. Интернет-ресурсы. 52

7. Материально-техническая база, информационные технологии, программное обеспечение и информационные справочные системы.. 52

1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения программы

1.1. Дисциплина Б1.Б.19 «Основы управления персоналом» обеспечивает овладение следующими компетенциями: ОПК-3; ПК-2, ПК-19

Код компетенции Наименование компетенции Код этапа освоения компетенции Наименование этапа освоения компетенции
ОПК-3 способностью проектировать организационные структуры, участвовать в разработке стратегий управления человеческими ресурсами организаций, планировать и осуществлять мероприятия, распределять и делегировать полномочия с учетом личной ответственности за осуществляемые мероприятия
ОПК-3.3 Способность использовать знания об отличии формальных и неформальных групп; специфику групповой динамики; ролевую структуру и способы формирования команды
ПК-2 владением навыками использования основных теорий мотивации, лидерства и власти для решения стратегических и оперативных управленческих задач, а также для организации групповой работы на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды, умений проводить аудит человеческих ресурсов и осуществлять диагностику организационной культуры ПК-2.2 Формирование навыков применения технологий установления лидерства и власти, и умением стимулировать сотрудников и управлять их мотивацией
ПК-19 способностью эффективно участвовать в групповой работе на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды ПК-19.2  


1.2. В результате освоения дисциплины у студентов должны быть:

ОТФ/ТФ (при наличии профстандарта) Код этапа освоения компетенции Результаты обучения
Информационно-аналитическая и организационно-административная поддержка деятельности руководителя организации ПК-3.3 на уровне знаний: - различных аспектов строения и функционирования организации на всех ее уровнях
на уровне умений: - демонстрирует навыки организационного мышления
на уровне владения: - практически использует приемы и методы инновационного менеджмента.
Разработка отдельных направлений риск-менеджмента ПК-2.2 на уровне знаний: - основных законов организации; - различных подходов к организации; - классических и современных типов организационных структур
на уровне умений: - разрабатывать организационные стратегии; - проводить диагностику организационной культуры; - грамотно осуществлять деловые коммуникации
на уровне владения: - выбора стратегических альтернатив ведения бизнеса; - управления организационными изменениями; - построения финансовой модели ведения бизнеса.
Участие в разрешении конфликтов в соответствующих органах и организациях ПК-19.2 знать: модели качеств и компетенций современного руководителя, в том числе качеств, необходимых руководителю в сфере личной организации; основы научной организации труда; принципы поиска резервов в организации личной деятельности
уметь: критически оценивать свои достоинства и недостатки, намечать пути и выбирать средства развития достоинств и устранения недостатков; планировать свою работу; анализировать эффективность использования своего времени и находить резервы его оптимизации
владеть: навыками - делегирования полномочий; разработки плана жизни и деловой карьеры; личной презентации.


2. Объем и место дисциплины в структуре ОП ВО

Объем дисциплины (модуля)

Общая трудоемкость дисциплины (модуля) – 4 зачетных единиц (144 часа на очной форме обучения, 144 – на заочной форме обучения). Для изучения дисциплины предусмотрено 144 часа на очной форме обучения, 144 часа на заочной форме обучения.

На контактную работу с преподавателем отведено для студентов:

- очной формы обучения – 54 академических часа (36 часов – лекции, 4 часа – лабораторные работы, 14 часов – практические занятия);

- заочной формы обучения – 16 академических часов (8 часов – лекции, 8 часов – практические занятия).

На самостоятельную работу выделено для студентов:

- очной формы обучения – 36 академических часов;

- заочной формы обучения – 119 академических часов.

Промежуточная аттестация проводится в форме экзамена.

Место дисциплины (модуля)

Дисциплина Б1.Б.19 Основы управления персоналом относится к обязательным дисциплинам базовой части Блока 1 учебного плана подготовки бакалавров по направлению 38.03.04 Государственное и муниципальное управление, профиль «Управление персоналом государственной и муниципальной службы». Дисциплина изучается на 2 курсе в 4 семестре для студентов очной формы обучения, на 2 курсе для студентов заочной форм обучения.

Освоение дисциплины опирается на необходимый объем теоретических знаний в области основ государственного и муниципального управления, теории управления и теории организации.

Дисциплина реализуется совместно с изучением таких дисциплин как: Б1.В.ОД.10 «Планирование и проектирование организаций», Б1.В.ОД.16 «Трудовое право», Б1.Б.25 «Основы делопроизводства».

3. Содержание и структура дисциплины

Таблица 1

№ п/п Наименование тем (разделов) Объем дисциплины (модуля), час. Форма текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации
Всего Контактная работа обучающихся с преподавателем по видам учебных занятий СР
Л ЛР ПЗ КСР
Очная форма обучения
Тема 1 Теоретические и методологические аспекты концепции управления персоналом     Д, ПЗ, Т
Тема 2 Кадровая политика     Д, ПЗ, Т
Тема 3 Подбор, найм и адаптация персонала     Д, ПЗ
Тема 4 Организация работы с персоналом     Д, ПЗ, Т.
Тема 5 Организация работы с персоналом (продолжение)     Д, ПЗ, Т
Тема 6 Оценка персонала     Р, ПЗ, Т
Тема 7 Мотивация и стимулирование персонала     Д, ПЗ, Т
Тема 8 Оплата труда персонала     Д, ПЗ, Т
Тема 9 Развитие человеческих ресурсов     Д, ПЗ, Т
  Контроль            
Промежуточная аттестация             Экзамен
Всего:      
Заочная форма обучения
Тема 1 Теоретические и методологические аспекты концепции управления персоналом         Д, ПЗ, Т
Тема 2 Кадровая политика     Д, ПЗ, Т
Тема 3 Подбор, найм и адаптация персонала     Д, ПЗ
Тема 4 Организация работы с персоналом     Д, ПЗ, Т.
Тема 5 Организация работы с персоналом (продолжение)     Д, ПЗ, Т
Тема 6 Оценка персонала     Р, ПЗ, Т
Тема 7 Мотивация и стимулирование персонала     Д, ПЗ, Т
Тема 8 Оплата труда персонала     Д, ПЗ, Т
Тема 9 Развитие человеческих ресурсов     Д, ПЗ, Т
  Контроль            
Промежуточная аттестация             Экзамен
Всего:      
                   

*- формы текущего контроля успеваемости: Диспут/Дискуссия – (Д); Тестирование – (Т); Контрольная работа – (КР); Практическое задание – (ПЗ); Лабораторная работа – (ЛР); Итоговое практическое задание – (ИПЗ).

Содержание дисциплины

Тема 2. Кадровая политика

1. Взаимосвязь государственной кадровой политики и управления человеческими ресурсами.

2. Цели, задачи и принципы кадровой политики организации.

3. Концептуальные кадровые документы: устав предприятия, правила внутреннего трудового распорядка, коллективный договор, положение об оплате труда, положение об аттестации персонала, кодекс деловой этики, положения о подразделениях, трудовой договор.

4. Должностная инструкция: методика составления.

5. Кадровая технология как фактор реализации целей и задач организационной кадровой политики.

6. Технологии оптимизации персонала: аутсорсинг, аутстаффинг, лизинг персонала, дистанционная форма организации труда, децентрализация функций, информатизация управленческих функций, гибкий график работы.

7. Технологии управления человеческими ресурсами, основанные на постановке целей: управление по целям, система сбалансированных показателей (ССП); ключевые показатели эффективности (КПЭ).

8. Ротация персонала: цели и принципы ротации.

Тема 6. Оценка персонала

1. Задачи оценки персонала.

2. Оценка персонала как инструмент повышения эффективности труда.

3. Удовлетворение потребности работника в оценке собственного труда и качественных характеристик.

4. Оценка индивидуального вклада работника.

5. Нормирование труда.

6. Методы оценки результативности труда.

7. Сущность и характеристика ассесмент-центра.

8. Аттестация персонала.

Примерный перечень тем для дискуссии

1. Базовые категории управления персоналом: персонал, человеческий ресурс, труд, рабочая сила, трудовой потенциал, трудовой ресурс (трудовые ресурсы), человеческий капитал, человеческий фактор, экономически активное население.

2. Экономическая и социальная ценность человеческого ресурса в современных организациях.

3. Эволюция процесса управления работником: управление кадрами, управление персоналом, управление человеческими ресурсами.

4. Современные тенденции управления персоналом.

5. Сущность современного рынка труда.

6. Цели государственного регулирования рынка труда.

7. Соотношение государственной и организационной кадровой политики.

8. Роль государственной кадровой политики в устранении дисбаланса спроса и предложения на рынке труда.

Контент-тест

1. В ХХ в. произошла смена трех основных концепций кадрового менеджмента, обусловленная изменениями в экономическом, социальном, техническом развитии общества и отражающая различия в подходах к работникам:

a) Технократическая концепция (человек рассматривается как физическая единица рабочей силы); концепция управления персоналом (работник – субъект трудовых отношений, личность); управление человеческими ресурсами (работник- ключевой, стратегический ресурс организации);

b) Концепция управления персоналом; концепция управления человеческими ресурсами; технократическая концепция;

c) Концепция управления человеческими ресурсами; концепция упарления персоналом; технократическая концепция;

d) Технократическая концепция; концепция упарвления человеческими ресурсами; концепция управления персоналом.

Правильный ответ – a)

2. Система управления персоналом предполагает решение широкого круга управленческих задач:

a) Анализ рынка труда; анализ рынка товаров; анализ рынка финансовых ресурсов; анализ эффективности вложений в человеческий капитал;

b) Планирование потребностей в персонале; подбор и профессиональную адаптацию работников; разработку компенсационных программ; использование сотрудников; высвобождение персонала; разрешение трудовых споров;

c) Планирование потребностей в персонале; обучение сотрудников за рубежом; разработку компенсационных программ; использование сотрудников; высвобождение персонала; разрешение трудовых споров;

d) Все вышеуказанные ответы верны.

Правильный ответ – b)

3. Человеческий капитал определяется как:

a) Комплекс приобретенных и унаследованных качеств, образование и способность к дальнейшему обучению, социально-психологические отношения в организации, уровень компетентности, здоровье, личностные качества, творечские способности, способные приносить доход работнику и работодателю;

b) Компетентность менеджмента, приобретенные качества, образование и способность к дальнейшему обучению, знания, навыки и умения, личностные качества, творческие способности, способные приносить доход работнику и работодателю;

c) Комплекс приобретенных и унаследованных качеств, образование и способность к дальнейшему обучению, знания, навыки и умения, уровень компетентности, здоровье, личностные качества, творческие способности, способные приносить доход работнику и работодателю;

d) Нет правильных ответов.

Правильный ответ –c)

4. В теории «человеческого капитала» альтернативные издержки рассматриваются как:

a) Упущенные возможности (доходы) за время обучения;

b) Упущенные возможности (доходы) за время трудовой деятельности;

c) Упущенные возможности (доходы) за время обучения и трудовой деятельности;

d) Нет правильных ответов.

Правильный ответ –a)

5. В теории «человеческого капитала» Г. Беккера для определения дохода от образования:

a) Из пожизненных заработков тех, кто имеет образование, вычитаются пожизненные заработки людей, не имеющих образование, а также вычитаются прямые затраты (оплата обучения, общежитие и т.д.) и альтернативные издержки.

b) Из пожизненных заработков тех, кто имеет образование, вычитаются пожизненные заработки людей, не имеющих образование, а также вычитаются прямые затраты (оплата обучения, общежитие и т.д.) и альтернативные издержки за период трудовой деятельности.

c) Из пожизненных заработков тех, кто имеет образование, вычитаются пожизненные заработки людей, не имеющих образование, а также вычитаются прямые затраты (оплата обучения, общежитие и т.д.) и альтернативные издержки за период трудовой деятельности.

d) Из средних заработков тех, кто имеет образование, вычитаются средние заработки людей, не имеющих образование, а также вычитаются прямые затраты (оплата обучения, общежитие и т.д.) и альтернативные издержки за период трудовой деятельности.

Правильный ответ –a)

6. Совокупность социально-экономических отношений между государством, работодателями и работниками по вопросу купли-продажи рабочей силы, обучения работников и использования их в процессе производства описывается категорией:

a) Трудовые ресурсы;

b) Рынок рабочей силы;

c) Рынок трудовых ресурсов;

d) Рынок труда.

Правильный ответ –d)

7. Способность человека к труду (совокупность физических и духовных сил), применяемых им в процессе производства, описывается категорией:

a)Рабочая сила;

b) Труд;

c) Трудовой ресурс;

d) Человеческий капитал.

Правильный ответ –a)

8. Особенность процесса целеполагания в системе управления человеческими ресурсами заключается в согласовании:

a) Коллективных и индивидуальных целей;

b) Целей системы управления человеческими ресурсами с целями других организационных подразделений;

c) Экономических и социальных целей;

d) Все вышеуказанные ответы верны.

Правильный ответ –c)

9. Совокупное предложение рабочей силы охватывает:

a)Все категории трудоспособного населения, претендующего на работу по найму, а также лиц, желающих трудиться на правах самозанятости или предпринимательства;

b) Выпускников профессиональных учебных заведений;

c)Кандидатов на вакантные рабочие места;

d)Категории трудоспособного населения в трудоспособном возрасте.

Правильный ответ –a)

10. Совокупность форм, методов, правил и принципов, которые используются менеджерами с целью получения максимальной отдачи от трудового потенциала организации, представляет собой:

a) Персонал-технологии;

b) Технологии кадрового маркетинга;

c) Методы исследования рынка труда;

d) Нет правильных ответов.

Правильный ответ –a)

11. Функция управления персоналом, ответственная за поиск, отбор и наем персонала, заключение контрактов, введение в должность, продвижение по службе, увольнение и сокращение, характеризуется как:

a) Развитие персонала и организационное развитие;

b) Управление деятельностью;

c) Стимулирование персонала;

d) Работа с кадрами.

Правильный ответ –d)

12. Система работы с персоналом состоит из 7 взаимосвязанных подсистем:

a) Концепция управления персоналом, кадровая политика, исследование рынка труда, подбор персонала, оценка персонала, расстановка персонала, адаптация персонала;

b) Концепция управления персоналом, кадровая политика, подбор персонала, оценка персонала, расстановка персонала, адаптация персонала, развитие персонала;

c) Концепция управления персоналом, кадровая политика, маркетинг персонала, подбор персонала, оценка персонала, расстановка персонала, адаптация персонала;

d) Концепция управления персоналом, кадровая политика, научная рганизация труда, подбор персонала, оценка персонала, расстановка персонала, адаптация персонала, ротация персонала.

Правильный ответ –b)

Тема 2. Кадровая политика

Примерный перечень тем для дискуссии

1. Взаимосвязь государственной кадровой политики и управления человеческими ресурсами.

2. Цели, задачи и принципы кадровой политики организации.

3. Концептуальные кадровые документы: устав предприятия, правила внутреннего трудового распорядка, коллективный договор, положение об оплате труда, положение об аттестации персонала, кодекс деловой этики, положения о подразделениях, трудовой договор.

4. Должностная инструкция: методика составления.

5. Кадровая технология как фактор реализации целей и задач организационной кадровой политики.

6. Технологии оптимизации персонала: аутсорсинг, аутстаффинг, лизинг персонала, дистанционная форма организации труда, децентрализация функций, информатизация управленческих функций, гибкий график работы.

7. Технологии управления человеческими ресурсами, основанные на постановке целей: управление по целям, система сбалансированных показателей (ССП); ключевые показатели эффективности (КПЭ).

8. Ротация персонала: цели и принципы ротации.

Контент-тест

1. Генеральный план действий по достижению устойчивого конкурентного преимущества организации посредством эффективного формирования, освоения и развития человеческих ресурсов с учетом изменений внешней среды, представляет собой:

a) Кадровую технологию;

b) Стратегию управления человеческими ресурсами;

c) Кадровую политику;

d) Нет правильных ответов.

Правильный ответ – b)

2. Для оценки потенциала человеческих ресурсов необходимо создание системы:

a) Кадрового менеджмента;

b) Кадрового маркетнга;

c) Кадрового аудита;

d) Нет правильных ответов.

Правильный ответ - c)

3. Кадровая политика предприятия находит отражение в следующих документах:

a) Устав организации, коллективный договор, трудовой договор, положение об оплате труда, положение об аттестации кадров;

b) Трудовой договор, документ об образовании работника, должностная инструкция;

c) Положение о мотивации персонала, положение об оплате труда, положение о подразделениях, положение об аттестации персонала, положение о трудовой дисциплине;

d) Все вышеуказанные ответы верны.

Правильный ответ - a)

4. Документ, регламентирующий прием и увольнение сотрудников, рабочее время, организацию труда, порядок разрешения трудовых споров, получения социальных благ и гарантий, называется:

a) Правилами внутреннего трудового распорядка;

b) Положением о подраздлениях;

c) Трудовым договором;

d) Все вышеуказанные ответы верны.

Правильный ответ - a)

5. Совокупность моральных и административных норм и правил взаимоотношений персонала, подчиненных достижению глобальной цели организации, называется:

a) Философией организации;

b) Коллективным договором;

c) Трудовым договором;

d) Нет правильных ответов.

Правильный ответ - a)

6. Принцип работы с персоналом, характеризующий приспособляемость системы управления персоналом к изменяющимся целям объекта управления, называется:

a) гибкостью;

b) децентрализацией;

c) дисциплиной;

d) ротацией.

Правильный ответ - a)

7. Передача сторонней организации некоторых бизнес-процессов, являющихся для организации непрофильными и экономически невыгодными, но необходимыми в общей технологической цепи, называется:

a) аутсорсингом;

b) аутстаффингом;

c) лизингом;

d) кадровым маркетингом.

Правильный ответ - a)

8. Использование временного трудового ресурса, предоставляемого кадровыми агентствами на длительный срок для решения производственных задач организации, называется:

a) аутсорсингом;

b) аутстаффингом;

c) лизингом;

d) ротацией.

Правильный ответ - c)

9. Делегирование среднесрочных и оперативных управленческих функций первичным звеньям, линейным подразделениям, называется:

a) аутсорсингом;

b) аутстаффингом;

c) децентрализацией функций;

d) кадровым маркетингом.

Правильный ответ - c)

10. Система стратегического управления организацией на основе измерения и оценки ее эффективности через оптимально подобранные показатели, отражающие как финансовые, так и нефинансовые аспекты деятельности компании, представляет собой:

a) Систему сбалансированных показателей;

b) Систему управления по целям;

c) Систему ключевых показателей эффективности;

d) Систему грейдирования.

Правильный ответ - a)

11. Системный подход, позволяющий сосредоточиться на достижении конкретных целей и получить максимальный результат при имеющихся ресурсах, называется:

a) Управлением по целям;

b) Системой сбалансированных показателей;

c) Ключевыми показателями эффективности;

d) Системой грейдирования.

Правильный ответ - a)

12. В концепции SMART, выступающей элментой управления по целям, цели должны отвечать следующим критериям:

a) Специфичность, измеримость, достижимость, значимость, ограниченность во времени;

b) Планомерность, измеримость, достижимость, целеполагание, ограниченность во времени;

c) Эффективность, измеримость, достижимость, целеполагание, ограниченность во времени;

d) Эффективность, измеримость, достижимость, значимость, ограниченность во времени.

Правильный ответ - a)

Контент-тест

1. Потребность в работниках определенных специальностей необходимого уровня квалификации характеризуется как:

a) Качественная потребность в кадрах;

b) Количественная потребность в кадрах;

c) Потребность в обучении;

d) Все вышеуказанные ответы верны.

Правильный ответ - a)

2. Совокупность специальных теоретических знаний, практических навыков и опыта, приобретенных человеком в результате специальной подготовки и работы в данной области, позволяющих осуществлять соответствующий вид деятельности, характеризуется как:

a) профессия;

b) специальность;

c) квалификация;

d) специализация.

Правильный ответ - a)

3. Корпоративная модель компетенций позволяет:

a) Оснастить рабочее место в соответствии с эргономичными требованиями;

b) Повысить эффективность процесса подбор и отбора персонала;

c) Унифицировать требования к сотрудникам и создать единые стандарты поведения, используемые при подборе, оценке, обучении и продвижении;

d) Все вышеуказанные ответы верны.

Правильный ответ - c)

4. При внутреннем отборе рассматривают кандидатов:

a) Из числа уже работающих сотрудников;

b) Из состава кадрового резерва организации;

c) Посредством привлечения работников организации к конкурсу на замещение вакантных должностей путем информирования об имеющихся вакансиях и требований к занимаемой должности;

d) Все вышеуказанные ответы верны.

Правильный ответ - d)

5. Выполнение работником наряду с основной работой, уазанной в трудовом договоре, дополнительной работы по другой, вакантной должности в одной и той же организации, в одно и то же рабочее время, представляет собой:

a) Совмещение должностей;

b) Работу в сверхурочное время;

c) Внешнее совместительство;

d) Нет правильных ответов.

Правильный ответ - a)

6. Возможными источниками вншнего подбора сотрудников являются:

a) Рекрутинговые агентства;

b) Службы занятости, биржи труда;

c) Высшие и средние специальные учебные заведения;

d) Все вышеуказанные ответы верны.

Правильный ответ - d)

7. Исследование рынка труда, изучение требований, предъявляемых к должностям и рабочим местам, поиск и привлечение кандидатов на вакантные позици организации, повышение конкурентоспособности кандидата, анализ новых профессий, специальностей и учебных заведений, относятся к функциям:

a) Кадрового менеджмента;

b) Кадровой политики;

c) Кадрового планирования;

d) Кадрового маркетинга.

Правильный ответ - d)

8. Среди основных функций маркетинга персонала можно выделить:

a) Изучение требований, предъявляемых к должностям и рабочим местам;

b) Исследование рынка труда;

c) Поиск и привлечение кандидатов на вакантные позиции организации;

d) Все вышеуказанные ответы верны.

Правильный ответ - d)

9. Серия мероприятий и действий, осуществляемых организцией для выявления из общего числа претендентов наиболее подходящего работника для вакантной позиции, называется:

a) Согласованием спроса и предложения рабочей сиы;

b) Собеседованием;

c) Интервью;

d) Профессиональным отбором.

Правильный ответ - d)

10. Первичный этап отбора включает:

a) Анализ резюме, телефонные переговоры, изучение документов и рекомендаций;

b) Тестирование для диагности профессиональных способностей, личностных качеств и мотиваций кандидата;

c) Собесдование;

d) Нет правильных ответов.

Правильный ответ - a)

11. Метод собеседования, основанный на предварительной подготовке кандидатами значительного числа документов с обязательными письменными реомендациями известных ученых и руководителей, называется:

a) Немецким методом;

b) Китайским методом;

c) Британским методом;

d) Американским методом.

Правильный ответ - a)

12. Управленческий процесс введения новых работников в курс их новых задач на новом месте работы в новом трудовом коллективе характеризуется как:

a) Трудовая адаптация;

b) Социальная адаптация;

c) Личностная адаптация;

d) Нет правильных ответов.

Правильный ответ - a)

Примерные темы для дискуссии

1. Классификация персонала: взаимосвязь с организационной структурой.

2. Классификация регламентов.

3. Комплекс регламентов, регулирующих работу персонала: правила внутреннего трудового распорядка, положения о подразделениях, должностные инструкции, трудовые договоры.

4. Сущность и содержание научной организации труда.

5. Процесс организации труда: проектирование рабочего места (трудовых процессов), создание благоприятных условий труда.

6. Организация рабочего места. Рабочая зона.

7. Классификация труда по предмету и содержанию.

8. Виды рабочих мест.

Контент-тест

1. Состав и соподчиненность взаимосвязанных звеньев управления называется:

a) Организационной структурой;

b) Функциональной структурой;

c) Социальной структурой;

d) Нет правильных ответов.

Правильный ответ - a)

2. Функциональная структура отражает:

a) Разделение управленческих функций между руководством и отдельными подразделениями;

b) Состав подразделений и перечень должностей, размеры должностных окладов и фонд заработной платы;

c) Трудовой коллектив по социальным показателям;

d) Нет правильных ответов.

Правильный ответ - a)

3. Социальная структура характеризует:

a) Трудовой коллектив по социальным показателям;

b) Состав подразделений и перечень должностей, размеры должностных окладов и фонд заработной платы;

c) Разделение управленческих функций между руководством и отдельными подразделениями;

d) Все вышеуказанные ответы верны.

Правильный ответ - a)

4. Принцип построения организационной структуры, описывающий соблюдение рационального числа подчиненных у каждого руководителя, называется:

a) гибкостью;

b) нормоуправляемостью;

c) специализацией;

d) нет правильных ответов.

Правильный ответ - b)

5. Исходными данными для анализа социальной структуры являются:

a) Документ об образовании и документ, удостоверяющий личность работника;

b) Листки по учету кадров, результаты социологических исследований, материалы аттестационных комиссий, приказы по кадровым вопросам;

c) Должностаная инструкция, коллективный договор, трудовой договор;

d) нет правильных ответов.

Правильный ответ - b)

6. Исходными данными для составления штатного расписания являются:

a) Фонд заработной платы управленческого персонала, рассчитанный по нормативам на 1 млн руб. продукции;

b) Штатное расписание организации за предыдущий год;

c) Организационная структура управления;

d) Все вышеуказанные ответы верны.

Правильный ответ - d)

7. Концепция научной организации труда разработана и внедрена в производственный процесс:

a) Ф. Тейлором;

b) Г. Ганнтом;

c) А. Файолем;

d) Г. Фордом.

Правильный ответ - a)

8. Процесс, заключающийся в определении трудовых функций, обязанностей работника и выявлении личностных качеств, которыми он должен обладать для выполнения соответствующих трудовых функций, называется:

a) Проектированием рабочего места;

b) Научной организацией труда;

c) Моделью рабочего места;

d) Все вышеуказанные ответы верны.

Правильный ответ - a)

9. Вид трудовой деятельности по проведению научных исследований, разработке конструкторской и технологической документации, обеспечению технического контроля, ремонта обородудования и т.п., характеризуется как:

a)научно-технический;

b) управленческий;

c) предпринимательский;

d) производственный.

Правильный ответ - a)

10. Часть пространства рабочего места, ограниченная крайними точками досягаемоработающего со сдвигом на один-два шага от условного центра рабочего места, называется:

a) Организацией рабочего места;

b) Трудовым процессом;

c) Рабочей зоной;

d) Планировкой рабочих мест.

Правильный ответ - c)

11. Установленный для каждого вида работ порядок чередования и продолжительность периодов работы и отдыха называется:

a) Безопасностью труда;

b) Трудовой дисциплиной;

c) Охраной труда;

d) Режимом труда и отдыха.

Правильный ответ - d)

12. Чередование работы и режимов на протяжении смены, недели, месца, года с целью обеспечения высокой производительности труда и сохранения злоровья работника при эффективном использовании оборудования называется:

a) Рациональным режимом труда и отдыха;

b) Работой в сверхурочное время;

c) Технологическим перерывом;

d) Нет правильных ответов.

Правильный ответ - a)

13. Поддержание и укрепление трудовой дисциплины осуществляется следующими методами:

a) правовыми;

b) административными;

c) психологическими;

d) все вышеуказанные ответы верны.

Правильный ответ - d)

Критерии оценки тестов

1. Студенту при правильном решении тестового задания присваивается 1 балл. Общая сумма баллов по теме соответствует количеству тестовых заданий.

2. На решение одного теста дается 2 минуты.

Перевод полученных за аттестационный тест баллов в пятибалльную шкалу оценок проводится исходя из правил, размещенных в таблице.

Показатель Баллы
Зачет Оценки за экзамен или дифференцированный зачет
Отлично Хорошо Удовлетворительно
Процент набранных баллов из 100% возможных 55 и выше 100 – 85 84 – 70 69 – 55

Примерные темы для дискуссии

1. Средняя и предельная производительность труда.

2. Факторы влияния на производительность труда.

3. Методы наблюдения за трудовой деятельностью работников.

4. Фотография рабочего дня: преимущества и недостатки.

5. Практическое применение концепции тайм-менеджмента.

6. Методика нормирования труда.

7. Структура зат<

Наши рекомендации