Тема 1. Основы муниципального и общественного управления

Природа местного самоуправления. Основные теории местного самоуправления. Определение и общие принципы местного самоуправления. Местные интересы, роль и функции местного самоуправления в обществе. Проблемы становления и развития местного самоуправления в России

Тема 2. Муниципальное образование как объект муниципального управления

Возникновение и развитие местного самоуправления. Общие подходы к управлению муниципальным образованием как объектом Экономическая основа местного самоуправления Финансы и бюджет муниципалитета Принципы построения бюджета

Тема 3. Особенности муниципального управления территорией

Долгосрочные интересы местных органов власти. Базовые понятия при оценке городских территорий. Потенциальная прибыль и инвестиционная привлекательность территории, их оценка. Маркетинговая составляющая в управлении муниципальным хозяйством. Особенности европейской модели землепользования. Проблемы землепользования в городе. Земельный рынок и его роль в равновесном развитии города

Тема 4. Муниципальные услуги и административные регламенты в муниципальном управлении

Понятие и виды муниципальных услуг. Требования к административным регламентам. Административный регламент предоставления муниципальных услуг на примере Санкт-Петербурга. Практика применения административных регламентов предоставления муниципальных услуг Нормативно-правовые и методические документы по внедрению административных регламентов

6. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю)

· Вопросы для устного опроса

· Темы докладов

· Вопросы для зачета

6.1.Распределение часов внеаудиторной самостоятельной работы студента
при изучении дисциплины

Таблица 5

Наименование темы или раздела дисциплины (модуля) Трудоемкость, час. Список рекомендуемой литературы Вопросы для самопроверки
Основная (№ из перечня, раздел 9) Дополнительная (№ из перечня, раздел 9)
Тема 1. Основы муниципального и общественного управления 8/13 1,2 2,4,7 Природа и основные теории местного самоуправления. Определение и общие принципы местного самоуправления. Местные интересы, роль и функции местного самоуправления в обществе. Проблемы становления и развития местного самоуправления в России
Тема 2. Муниципальное образование как объект муниципального управления 8/13 2,5 1,5 Возникновение и развитие местного самоуправления. Общие подходы к управлению муниципальным образованием как объектом Экономическая основа местного самоуправления Финансы и бюджет муниципалитета Принципы построения бюджета
Тема 3. Особенности муниципального управления территорией 8/13 1,3 1,6 Долгосрочные интересы местных органов власти. Потенциальная прибыль и инвестиционная привлекательность территории, их оценка. Маркетинговая составляющая в управлении муниципальным хозяйством. Проблемы землепользования в городе. Земельный рынок и его роль в равновесном развитии города
Тема 4. Муниципальные услуги и административные регламенты в муниципальном управлении 8/13 Понятие и виды муниципальных услуг Требования к административным регламентам Административных регламентов предоставления муниципальных услуг на примере Санкт-Петербурга. Практика применения административных регламентов предоставления муниципальных услуг Нормативно-правовые и методические документы по внедрению административных регламентов
Итого по дисциплине 32/52      


7. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля)

«Программа дисциплины «Муниципальное и общественное управление» и ее учебно-методическое обеспечение (список источников и рекомендованной литературы, планы семинарских занятий, контрольные вопросы и др.) составлены в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки магистра по направлению подготовки 38.0404 «Государственное и муниципальное управление» (квалификация (степень) «магистр», а также рабочим учебным планом подготовки магистров СЗИУ РАНХиГС.

Основными видами занятий магистрантов являются: лекционный курс и семинарские (практические) занятия на которых магистры вместе с преподавателем обсуждают выполненные задания.

Теоретические занятия (интерактивные лекции) организуются по потокам. Семинарские (практические) занятия организуются по группам с использованием активных и интерактивных форм проведения занятий (семинаров в диалоговом режиме, дискуссий, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций «кейс-стади», групповых дискуссий) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития компетенций обучающихся. Также в качестве варианта проведения семинарского занятия используется форма обсуждения подготовленных магистрантами вопросов по заданным темам.

Изучение данной дисциплины предусматривает также самостоятельную работу магистра. Выполнение самостоятельной работы предполагает: качественную подготовку ко всем видам учебных занятий; реферирование и аннотирование указанных преподавателем источников и литературы; систематический просмотр периодических изданий целью выявления публикаций в области изучаемой проблематики; изучение учебной литературы; использование Web-ресурсов; подготовку докладов-презентаций по отдельным темам дисциплины.

В процессе самостоятельной подготовки при освоении дисциплины необходимо изучить основную литературу, затем – дополнительную. Именно знакомство с дополнительной литературой, значительная часть которой существует как в печатном, так и электронном виде, способствует более глубокому освоению изученного материала. Литературу можно найти в указанных выше источниках, сети Интернет.

Выступления на практических занятиях могут быть представлены в виде реферата, доклада или сообщения. Любое из них должно содержать план или постановку задачи, изложение материала и выводы. В каждом выступлении необходимо выделять главную мысль («стержневой вопрос»). Выступления должны носить научный, логичный, аргументированный, конкретный и профессиональный характер, быть убедительными.

Процесс освоения данной учебной дисциплины оценивается в соответствии с балльно-рейтинговой системой, которая рассматривается не только как система оценки знаний магистрантов, но и как важнейшая часть системы контроля качества образовательной деятельности. Основной целью балльно-рейтинговой системы является определение уровня качества и успешности освоения магистрантом учебных дисциплин через балльные оценки и рейтинги с измеряемой в зачетных единицах трудоемкостью каждой дисциплины и образовательной программы в целом. Кафедрой разработаны следующие примечания к БРС.

1. При нарушении норм поведения магистранта на лекционном или семинарском занятии баллы не ставятся.

2. Автоматический зачет магистрант может получить, набрав более 50 баллов.

3. Магистрант не аттестован, если не набирает к моменту зачета 51 балл. В данном случае он обязан выполнить компенсирующие задания.

4. В случае пропуска занятия магистрант приносит из деканата разрешение на сдачу отработок (справки по болезни, пропуски с разрешения администрации).

5. В случае проведения деловой игры или иной интерактивной формы обучения оценивается активность магистранта не только на семинарском, но и на лекционном занятии.

Самостоятельная работа предполагает работу с научной и учебной литературой, умение создавать тексты, устанавливать контакты и взаимодействия с различными социальными группами. Уровень и глубина усвоения дисциплины зависят от активной и систематической работы на лекциях, изучения рекомендованной литературы, выполнения контрольных письменных заданий.

8. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю), использование БРС

Наши рекомендации