Возможные неисправности приводов управления БТР, их причины и способы устранения.
Неисправность | Причина неисправности | Способ устранения |
Машина не «держит» дорогу | Люфты в соединениях рулевых тяг вследствие ослабления крепления шарнирных соединений Нарушена установка управляемых колес | Подтянуть шарнирные соединения или заменить изношенные детали соединения Отрегулировать схождение колес |
Для осуществления поворота требуется большое усилие на рулевом колесе | Мал уровень жидкости в бачке гидронасоса Наличие в системе воздуха (пена в бачке, мутное масло) Зависание перепускного клапана насоса Отвернуть седло предохранительного клапана насоса | Добавить масло до нормы и при наличии течи в соединениях устранить течь Прокачать систему, заменить масло Разобрать насос, проверить, легко ли перемещается клапан Разобрать насос, завернуть седло |
Машина плохо «тянет», тормозные барабаны нагреваются при полностью отпущенной тормозной педали | Отсутствие свободного хода педали Засорение компенсационного отверстия главного цилиндра Мал зазор между барабаном и колодками тормозного механизма | Отрегулировать свободный ход педали Промыть главный цилиндр и прокачать привод Отрегулировать зазор |
Неэффективное торможение и «увод» машины в сторону при полном нажатии на педаль | Замасливание фрикционных накладок тормозных колодок вследствие течи смазки через сальники барабана или течи тормозной жидкости через соединения трубки Засорение трубопроводов и шлангов гидравлического привода | Проверить сальники и соединения трубопроводов, устранить течь, после чего тщательно промыть накладки, высушить и зачистить поверхность накладок наждачной бумагой Прочистить трубопроводы и шланги, прокачать привод |
Большой ход педали (более 180 мм) | Попадание воздуха в гидропривод Большой зазор между колодками и тормозным барабаном | Прочистить трубопроводы и шланги, прокачать привод Проверить герметичность соединений привода и прокачать привод |
Большой свободный ход рычага привода стояночной тормозной системы: более 10 щелчков при усилии на рычаге менее 50 кгс | Большой зазор между колодками и тормозным барабаном | Отрегулировать зазор между колодками и барабаном Отрегулировать зазор между колодками и барабаном стояночной тормозной системы |
Машина не затормаживается стояночным тормозом | Замасливание тормозных накладок Износ накладок | Снять барабан, промыть накладки бензином и зачистить шкуркой Заменить накладки |
Занятие№5
«Выполнение практических работ по техническому обслуживанию трансмиссии танка, БМП и БТР».
I.Цель занятия:
1. Научить:
- выполнять работы по техническому обслуживанию трансмиссии танка, БМП и БТР;
2. Изучить:
- общее устройство, расположение и крепление агрегатов и узлов трансмиссий танка, БМП и БТР;
3. Прививать:
- практические навыки;
II. Время: 4 часа
III. Место: лаборатория гусеничных машин.
IV. Вид занятия: практическое
V. Метод: практические работы.
VI. Материальное обеспечение:
1. комплект плакатов (слайдов):
- общее устройство трансмиссий танка, БМП и БТР;
- общее устройство агрегатов трансмиссий танка, БМП и БТР;
2. технические средства:
- оборудование лаборатории гусеничных машин;
- УДС-172пс – 1 ед;
- БМП-1 – 1 ед;
- БТР-80 – 1 ед;
- стенд силовой передачи танка;
- стенд приводов;
- задания на учебные места – 3 комп;
3. инструмент и принадлежности согласно заданий на учебное место;
VII. Литература:
- «Танк Т-72А. Техническое описание и инструкция по эксплуатации». М. Воениздат, 1989 г., кн. 1,
- «Танк Т-72А. Техническое описание и инструкция по эксплуатации». М. Воениздат, 1989 г., кн. 2, ч. 1.
- «Боевая машина пехоты БМП-1. Техническое описание и инструкция по эксплуатации». Воениздат, М., 1979 г.
- «Бронетранспортер БТР-80. Техническое описание и инструкция по эксплуатации». М., Воениздат, 2001 г.
План проведения занятия и расчет времени:
1. Вводная часть -20 мин.
2. Основная часть -150 мин.
1. Практическая работа
на учебных местах -145 мин.
2. Наведение порядка
на учебных местах -5 мин.
3. Заключительная часть -10 мин.
Учебное место № 1
«Трансмиссия танка».
Учебные вопросы:
1. Общее устройство, расположение и крепление агрегатов и механизмов трансмиссии танка.
2. Проверка момента пробуксовки фрикциона вентилятора.
Учебное место № 2
« Трансмиссия БМП».
Учебные вопросы:
1. Общее устройство, расположение и крепление агрегатов и механизмов трансмиссии БМП.
2. Регулировка главного фрикциона.
Учебное место № 3
«Трансмиссия БТР».
Учебные вопросы:
1. Общее устройство, расположение и крепление агрегатов и механизмов трансмиссии БТР.
2. Проверить свободный и полный ходы рычага вилки выключения сцепления.
Замена на уч местах через 40 мин. с 1 на 2, со 2 на 3, с 3 на 1.
Ход занятия
Вопросы, время | Методические указания |
1. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ - 20 мин. 1. Проверка готовности взвода к занятию. 2. Постановка задачи на занятие | 1. Командир взвода строит учебный взвод в 2 шеренги по отделениям в ЛГМ №1 или 2 и докладывает преподавателю: «Учебный взвод в количестве 20 человек к занятию приступить готов. Отсутствуют 1 чел – студент Петров». 2. Преподаватель здоровается со взводом, проверяет внешний вид студентов, делает соответствующие отметки в журнале учёта занятий и воспитательной работы. Объявляет тему, название занятия, учебные и воспитательные цели. 3. Преподаватель доводит учебные места и порядок отработки учебных вопросов на материальной части. 4. Доводит требования безопасности при проведении практических занятий на учебных местах. Студенты расписываются в журнале инструктажа по мерам безопасности. 5.. Подать команду на передвижение к учебным местам; 6.Подать команду на начала проведения занятия руководителями на учебных местах; следить за исполнением строевых приемов; |
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ - 150 мин. 1.Самостоятельная работа на уч. местах - 140 мин. 2. Уборка рабочих мест -5 мин. | Руководители занятия на учебных местах: - путём практического показа на материальной части доводят обучаемым расположение и крепление агрегатов и механизмов трансмиссии; - доводят порядок выполнения работ, затем практически выполняют работы (назначая по очереди студентов из состава отделения) по изучению общего устройства, расположению и креплению агрегатов и механизмов трансмиссии танка, БМП и БТР. Преподаватели: - контролируют действия руководителей на учебных местах -следят за выполнением технологической последовательности отработки учебных вопросов - следят за соблюдением требований безопасности и дисциплины на учебных местах - ведут учёт выполненной работы - определяют знания и практические навыки обучаемых и на основании этого выставляют оценки обучаемым в журнал -после выполнения заданий согласно расчета времени, отработки учебных вопросов на учебных местах, дают команду на окончание работ. Обучаемые: - на основании технологических карт отрабатывают учебные вопросы на учебных местах. 1. Обучаемые под руководством руководителей занятий на учебных местах и командиров отделений приводят технику и территорию ЛГМ в порядок, готовят инструмент к сдаче. 2. Руководители занятия на учебных местах сдают инструмент уч.мастеру. 3. Преподаватели проверяют состояние оборудования, порядок в ЛГМе, требуют (при необходимости) устранения недостатков. |
3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ - 10мин 1. Подведение итогов занятия. 2. Постановка задачи на очередное занятие. | 1.1. Напомнить цели занятия, сделать вывод о ее достижении. 1.2. Указать положительные стороны и недостатки в работе, объяснить причины ошибок. 1.3. Отметить состояние дисциплины. 1.4. Объявить оценки обучаемых, выставить их в журнал учета занятий взвода. 1.5. Оценить действия должостных лиц на занятиях, оценку выставить в журнал учета занятий в раздел " Методическая подготовка ". 2.1. Выдать задание на самоподготовку. 2.2. Назначить должостных лиц на следующее занятие и объявить время их инструктажа. |
Руководитель занятия = =
Задание на учебное место №1
«Трансмиссия танка».
Цель:
Изучить
- общее устройство расположение, крепление агрегатов и механизмов
трансмиссии танка;
Научить
- проверки момента пробуксовки фрикциона вентилятора.
Время 40 мин
Учебные вопросы:
Учебные вопросы:
1. Общее устройство, расположение и крепление агрегатов и механизмов трансмиссии танка.
2. Проверка момента пробуксовки фрикциона вентилятора.
Материальное обеспечение: - ЭК приспособление (рычаг и динамометр) 1 комп.;
- ключи гаечный 17 мм, торцовые 17 и 22-мм.
Требования безопасности: -проводить работы только исправным инструментом
-запрещается проводить работы не связанные с задание.
Тема № 8
Уч. место№1
ВУС -824,825
Технологическая карта №1
Общее устройство, расположение и крепление агрегатов и механизмов трансмиссии танка.
Трансмиссия механическая, с гидравлическим управлением
Состоит из:
1.Гитары
2.Двух коробок передач, конструктивно объединенных с бортовыми передачами.
Гитара
Гитара— шестеренчатый повышающий редуктор. Она расположена вдоль правого борта машины и устанавливается на два бугеля и два кронштейна. В бугелях гитара крепится наметками с болтами; к кронштейнам лапы гитары крепятся болтами.
Гитара состоит из картера, шестерен и деталей для соединения с двигателем и коробками передач.
Кроме того, на гитаре смонтированы: привод к компрессору и компрессор, привод к стартер-генератору, двухскоростной привод к вентилятору, откачивающий насос с приводом к нему.
Коробка передач
Коробки передач установлены в картеры, вваренные в кормовой части корпуса машины левого и правого бортов, и крепятся к фланцам этих картеров болтами.
Коробки передач механические, планетарные с гидроуправлением объединены с бортовыми передачами и конструктивно выполнены одинаково.
Общее устройство КП:
- 4 планетарных ряда – 1, 2, 3, 4.
- 6 фрикционов – Ф1, Ф2, Ф3, Ф3, Ф4, Ф5, Ф6.
- устройство для механического выключения фрикционов Ф4 и Ф5
- привод к масляным насосам
Пятым планетарным рядом является БП.
Бортовая передача
Бортовая передача представляет собой одноступенчатый планетарный редуктор с постоянным передаточным числом, понижающий обороты ведомого вала КП и соответственно увеличивающий крутящий момент, передаваемый к ведущим колесам гусеничного двигателя.
Бортовая передача болтами соединяется с КП, образуя единый узел, который крепится к картеру КП.
Состав БП.
Солнечная шестерня, выполненная заодно с ведомым валом КП, вращает сателлиты, которые вращаясь, относительно своих осей и одновременно обкатываясь по эпициклу, через оси вращает водило, которое жестко связано с ведомым валом, на котором установлено ведущее колесо.
Гитара
Гитара: 1 – привод к компрессору; 2 – кожух компрессора; 3 – компрессор; 4 – болт крепления лапы гитары; 5 – лапа гитары; 6 – шестерни гитары; 7 – откачивающий насос; 8 – картер гитары; 9 – бугель; 10 – детали соединения с правой КП; 11 – наметка бугеля; 12 – кронштейн гитары; 13 – детали соединения с двигателем; а – сверление |
Бортовая передача
Бортовая передача
1 – крышка бортовой передачи; 2 – сателлит; 3 – резиновый сальник; 4 – подшипники БП;
5 – водило; 6 – резиновые сальники; 7 – войлочный сальник; 8 – крышка; а - сверление
Тема № 8
Уч. место№1
ВУС -824,825
Технологическая карта №2
Проверка момента пробуксовки фрикциона вентилятора.