Геометрические задачи на нахождение оптимальных значений величин.

Задание. Из кружка жести радиуса Rвырезается сектор и из оставшейся части круга делается коническая воронка. При какой величине угла вырезаемого сектора объём воронки будет наибольшим?

№ шага План решения Применение плана
Геометрические задачи на нахождение оптимальных значений величин. - student2.ru
1

Строим рабочий чертеж  
Записываем исходную формулу для вычисления величины, экстремальное значение которой требуется найти Геометрические задачи на нахождение оптимальных значений величин. - student2.ru
Вводим переменную величину х и выражаем через неё значения всех величин исходной формулы Пусть х – величина центрального угла оставшегося сектора, тогда Геометрические задачи на нахождение оптимальных значений величин. - student2.ru и Геометрические задачи на нахождение оптимальных значений величин. - student2.ru , значит Геометрические задачи на нахождение оптимальных значений величин. - student2.ru и Геометрические задачи на нахождение оптимальных значений величин. - student2.ru . Высота воронки Геометрические задачи на нахождение оптимальных значений величин. - student2.ru
Подставляя найденные значения величин в формулу, представляем её как функцию аргумента х Геометрические задачи на нахождение оптимальных значений величин. - student2.ru , Геометрические задачи на нахождение оптимальных значений величин. - student2.ru
Задаем (по смыслу задачи) область определения функции Геометрические задачи на нахождение оптимальных значений величин. - student2.ru , Геометрические задачи на нахождение оптимальных значений величин. - student2.ru
Геометрические задачи на нахождение оптимальных значений величин. - student2.ru
6

Функцию аргумента х исследуем на экстремум на найденном числовом промежутке Геометрические задачи на нахождение оптимальных значений величин. - student2.ru , Геометрические задачи на нахождение оптимальных значений величин. - student2.ru , Геометрические задачи на нахождение оптимальных значений величин. - student2.ru , Геометрические задачи на нахождение оптимальных значений величин. - student2.ru , Геометрические задачи на нахождение оптимальных значений величин. - student2.ru
Записываем ответ Величина вырезаемого угла равна Геометрические задачи на нахождение оптимальных значений величин. - student2.ru

ВАРИАНТЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ.

Вариант 1.

1. Найдите наибольшее и наименьшее значения функции Геометрические задачи на нахождение оптимальных значений величин. - student2.ru на отрезке Геометрические задачи на нахождение оптимальных значений величин. - student2.ru .

2. Из квадратного листа жести со стороной 12 м надо изготовить бак с квадратным основанием без крышки наибольшего объема. Найдите размеры бака и его объем.

Вариант 2.

1. Найдите наибольшее и наименьшее значения функции Геометрические задачи на нахождение оптимальных значений величин. - student2.ru на отрезке Геометрические задачи на нахождение оптимальных значений величин. - student2.ru .

2. Какой из прямоугольников с периметром 2pимеет наибольшую площадь?

Вариант 3.

1. Найдите наибольшее и наименьшее значения функции Геометрические задачи на нахождение оптимальных значений величин. - student2.ru на отрезке Геометрические задачи на нахождение оптимальных значений величин. - student2.ru .

2. Разность двух чисел равна 8. Каковы должны быть эти числа. Чтобы произведение куба первого числа на второе было наименьшим?

Вариант 4.

1. Найдите наибольшее и наименьшее значения функции Геометрические задачи на нахождение оптимальных значений величин. - student2.ru на отрезке Геометрические задачи на нахождение оптимальных значений величин. - student2.ru .

2. Для стоянки машин выделили площадку прямоугольной формы, примыкающую одной стороной к стене здания. Площадку обнесли с трех сторон металлической сеткой длиной 200 м. И площадь ее при этом оказалась наибольшей. Каковы размеры площадки?

Вариант 5.

1. Найдите наибольшее и наименьшее значения функции Геометрические задачи на нахождение оптимальных значений величин. - student2.ru на отрезке Геометрические задачи на нахождение оптимальных значений величин. - student2.ru .

2. Из куска картона 32 см Геометрические задачи на нахождение оптимальных значений величин. - student2.ru 20 см требуется изготовить открытую сверху коробку наибольшей вместимости, вырезая по углам квадраты и затем, загибая выступы для образования боковых сторон коробки. Найдите объем коробки.

Вариант 6.

1. Найдите наибольшее и наименьшее значения функции Геометрические задачи на нахождение оптимальных значений величин. - student2.ru на отрезке Геометрические задачи на нахождение оптимальных значений величин. - student2.ru .

2. Требуется сделать коробку, объем которой должен равняться 108 см Геометрические задачи на нахождение оптимальных значений величин. - student2.ru . Коробка открыта сверху и имеет квадратное дно. Каковы должны быть ее размеры, чтобы на ее изготовление пошло наименьшее количество материала?

Вариант 7.

1. Найдите наибольшее и наименьшее значения функции Геометрические задачи на нахождение оптимальных значений величин. - student2.ru на отрезке Геометрические задачи на нахождение оптимальных значений величин. - student2.ru .

2. На странице книги печатный текст должен занимать (вместе с промежутками между строк)

160 см Геометрические задачи на нахождение оптимальных значений величин. - student2.ru . Ширина полей на странице слева и справа должна быть равна 2 см, а сверху и снизу – 5 см. Если принимать во внимание только экономию бумаги, то каковы должны быть наиболее выгодные размеры страницы?

Вариант 8.

1. Найдите наибольшее и наименьшее значения функции Геометрические задачи на нахождение оптимальных значений величин. - student2.ru на отрезке Геометрические задачи на нахождение оптимальных значений величин. - student2.ru .

2. Материальная точка совершает прямолинейное движение по закону Геометрические задачи на нахождение оптимальных значений величин. - student2.ru , где t – время в секундах, s – путь в метрах. В какой момент времени t скорость движения точки будет наибольшей и какова величина этой наибольшей скорости?

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №5

«Свойства функций»

ЦЕЛЬ РАБОТЫ:

1. Корректировать знания, умения и навыки в теме: «Свойства функций».

2. Закрепить и систематизировать знания по теме.

3. Определить уровень усвоения знаний, оценить результат деятельности уч-ся.

ОБОРУДОВАНИЕ: микрокалькуляторы.

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ:

1. Ответить на контрольные вопросы:

а) Что называется функцией?

б) Что такое естественная область определения функции?

в) Какая функция называется четной, нечетной?

г) Как найти точки пересечения графика функции с осями координат?

ВАРИАНТЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

Вариант 1.

1. Найдите Геометрические задачи на нахождение оптимальных значений величин. - student2.ru , если Геометрические задачи на нахождение оптимальных значений величин. - student2.ru .

2. Найдите область определения функции Геометрические задачи на нахождение оптимальных значений величин. - student2.ru .

3. Установите, является ли функция Геометрические задачи на нахождение оптимальных значений величин. - student2.ru четной, нечетной или не является ни четной, ни нечетной.

4. Найдите точки пересечения графика функции Геометрические задачи на нахождение оптимальных значений величин. - student2.ru с осью ОУ и нули функции.

Вариант 2.

1. Найдите Геометрические задачи на нахождение оптимальных значений величин. - student2.ru , если Геометрические задачи на нахождение оптимальных значений величин. - student2.ru .

2. Найдите область определения функции Геометрические задачи на нахождение оптимальных значений величин. - student2.ru .

3. Установите, является ли функция Геометрические задачи на нахождение оптимальных значений величин. - student2.ru четной, нечетной или не является ни четной, ни нечетной.

4. Найдите точки пересечения графика функции Геометрические задачи на нахождение оптимальных значений величин. - student2.ru с осью ОУ и нули функции.

Вариант 3.

1. Найдите Геометрические задачи на нахождение оптимальных значений величин. - student2.ru , если Геометрические задачи на нахождение оптимальных значений величин. - student2.ru .

2. Найдите область определения функции Геометрические задачи на нахождение оптимальных значений величин. - student2.ru .

3. Установите, является ли функция Геометрические задачи на нахождение оптимальных значений величин. - student2.ru четной, нечетной или не является ни четной, ни нечетной.

4. Найдите точки пересечения графика функции Геометрические задачи на нахождение оптимальных значений величин. - student2.ru с осью ОУ и нули функции.

Вариант 4.

1. Найдите Геометрические задачи на нахождение оптимальных значений величин. - student2.ru , если Геометрические задачи на нахождение оптимальных значений величин. - student2.ru .

2. Найдите область определения функции Геометрические задачи на нахождение оптимальных значений величин. - student2.ru .

3. Установите, является ли функция Геометрические задачи на нахождение оптимальных значений величин. - student2.ru четной, нечетной или не является ни четной, ни нечетной.

4. Найдите точки пересечения графика функции Геометрические задачи на нахождение оптимальных значений величин. - student2.ru с осью ОУ и нули функции.

Вариант 5.

1. Найдите Геометрические задачи на нахождение оптимальных значений величин. - student2.ru , если Геометрические задачи на нахождение оптимальных значений величин. - student2.ru .

2. Найдите область определения функции Геометрические задачи на нахождение оптимальных значений величин. - student2.ru .

3. Установите, является ли функция Геометрические задачи на нахождение оптимальных значений величин. - student2.ru четной, нечетной или не является ни четной, ни нечетной.

4. Найдите точки пересечения графика функции Геометрические задачи на нахождение оптимальных значений величин. - student2.ru с осью ОУ и нули функции.

Вариант 6.

1. Найдите Геометрические задачи на нахождение оптимальных значений величин. - student2.ru , если Геометрические задачи на нахождение оптимальных значений величин. - student2.ru .

2. Найдите область определения функции Геометрические задачи на нахождение оптимальных значений величин. - student2.ru .

3. Установите, является ли функция Геометрические задачи на нахождение оптимальных значений величин. - student2.ru четной, нечетной или не является ни четной, ни нечетной.

4. Найдите точки пересечения графика функции Геометрические задачи на нахождение оптимальных значений величин. - student2.ru с осью ОУ и нули функции.

Вариант 7.

1. Найдите Геометрические задачи на нахождение оптимальных значений величин. - student2.ru , если Геометрические задачи на нахождение оптимальных значений величин. - student2.ru .

2. Найдите область определения функции Геометрические задачи на нахождение оптимальных значений величин. - student2.ru .

3. Установите, является ли функция Геометрические задачи на нахождение оптимальных значений величин. - student2.ru четной, нечетной или не является ни четной, ни нечетной.

4. Найдите точки пересечения графика функции Геометрические задачи на нахождение оптимальных значений величин. - student2.ru с осью ОУ и нули функции.

Вариант 8.

1. Найдите Геометрические задачи на нахождение оптимальных значений величин. - student2.ru , если Геометрические задачи на нахождение оптимальных значений величин. - student2.ru .

2. Найдите область определения функции Геометрические задачи на нахождение оптимальных значений величин. - student2.ru .

3. Установите, является ли функция Геометрические задачи на нахождение оптимальных значений величин. - student2.ru четной, нечетной или не является ни четной, ни нечетной.

4. Найдите точки пересечения графика функции Геометрические задачи на нахождение оптимальных значений величин. - student2.ru с осью ОУ и нули функции.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №6

«Исследование функции и построение ее графика»

ЦЕЛЬ РАБОТЫ:

1. Корректировать знания, умения и навыки в теме: «Исследование функции и построение ее графика».

2. Закрепить и систематизировать знания по теме.

3. Определить уровень усвоения знаний, оценить результат деятельности уч-ся.

ОБОРУДОВАНИЕ: таблицы производных элементарных функций, микрокалькуляторы.

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ:

1. Ответить на контрольные вопросы:

а) Какую точку называют критической (стационарной) точкой функции?

б) Сформулируйте признак возрастания (убывания) функции.

в) Сформулируйте признак максимума (минимума) функции.

г) Опишите схему исследования функции.

2. С помощью обучающей таблицы повторить план исследования функции и изучить образцы решенных примеров.

3. Выполнить задания для самоконтроля (в таблице).

ОБУЧАЮЩАЯ ТАБЛИЦА

Задание. Исследуйте и постройте графики функции:

а) Геометрические задачи на нахождение оптимальных значений величин. - student2.ru;б) Геометрические задачи на нахождение оптимальных значений величин. - student2.ru .

План исследования Применение плана
шага Функции а)Геометрические задачи на нахождение оптимальных значений величин. - student2.ru б) Геометрические задачи на нахождение оптимальных значений величин. - student2.ru
Находим область определения функции Геометрические задачи на нахождение оптимальных значений величин. - student2.ru Геометрические задачи на нахождение оптимальных значений величин. - student2.ru , Геометрические задачи на нахождение оптимальных значений величин. - student2.ru , Геометрические задачи на нахождение оптимальных значений величин. - student2.ru Геометрические задачи на нахождение оптимальных значений величин. - student2.ru
Исследуем функцию на четность, нечетность Геометрические задачи на нахождение оптимальных значений величин. - student2.ru Геометрические задачи на нахождение оптимальных значений величин. - student2.ru функция ни четная, ни нечетная Геометрические задачи на нахождение оптимальных значений величин. - student2.ru Геометрические задачи на нахождение оптимальных значений величин. - student2.ru функция четная
Геометрические задачи на нахождение оптимальных значений величин. - student2.ru
3

Находим нули (корни) функции и промежутки её знакопостоянства Геометрические задачи на нахождение оптимальных значений величин. - student2.ru Геометрические задачи на нахождение оптимальных значений величин. - student2.ru , Геометрические задачи на нахождение оптимальных значений величин. - student2.ru , Геометрические задачи на нахождение оптимальных значений величин. - student2.ru , Геометрические задачи на нахождение оптимальных значений величин. - student2.ru - нуль функции Геометрические задачи на нахождение оптимальных значений величин. - student2.ru , Геометрические задачи на нахождение оптимальных значений величин. - student2.ru - нуль функции
Находим производную функции и её критические точки Геометрические задачи на нахождение оптимальных значений величин. - student2.ru Геометрические задачи на нахождение оптимальных значений величин. - student2.ru , Геометрические задачи на нахождение оптимальных значений величин. - student2.ru Геометрические задачи на нахождение оптимальных значений величин. - student2.ru - критические точки функции Геометрические задачи на нахождение оптимальных значений величин. - student2.ru Геометрические задачи на нахождение оптимальных значений величин. - student2.ru Геометрические задачи на нахождение оптимальных значений величин. - student2.ru Геометрические задачи на нахождение оптимальных значений величин. - student2.ru - критическая точка функции
Геометрические задачи на нахождение оптимальных значений величин. - student2.ru
Геометрические задачи на нахождение оптимальных значений величин. - student2.ru
5

Находим промежутки монотонности, точки экстремума и экстремумы функции     Геометрические задачи на нахождение оптимальных значений величин. - student2.ru х=0 – не является точкой экстремума, х=1 – точка минимума, Геометрические задачи на нахождение оптимальных значений величин. - student2.ru     Геометрические задачи на нахождение оптимальных значений величин. - student2.ru Геометрические задачи на нахождение оптимальных значений величин. - student2.ru , х=0 – точка максимума, Геометрические задачи на нахождение оптимальных значений величин. - student2.ru
Находим предел функции при Геометрические задачи на нахождение оптимальных значений величин. - student2.ru Геометрические задачи на нахождение оптимальных значений величин. - student2.ru Геометрические задачи на нахождение оптимальных значений величин. - student2.ru
Геометрические задачи на нахождение оптимальных значений величин. - student2.ru
Геометрические задачи на нахождение оптимальных значений величин. - student2.ru
7

Строим эскиз графика функции    

Примеры. Исследуйте и постройте графики функций:

1) Геометрические задачи на нахождение оптимальных значений величин. - student2.ru ; 2) Геометрические задачи на нахождение оптимальных значений величин. - student2.ru ; 3) Геометрические задачи на нахождение оптимальных значений величин. - student2.ru ; 4) Геометрические задачи на нахождение оптимальных значений величин. - student2.ru ; 5) Геометрические задачи на нахождение оптимальных значений величин. - student2.ru ; 6) Геометрические задачи на нахождение оптимальных значений величин. - student2.ru ; 7) Геометрические задачи на нахождение оптимальных значений величин. - student2.ru ; 8) Геометрические задачи на нахождение оптимальных значений величин. - student2.ru ; 9) Геометрические задачи на нахождение оптимальных значений величин. - student2.ru .

ВАРИАНТЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ.

Вариант 1.

1. Исследуйте функцию Геометрические задачи на нахождение оптимальных значений величин. - student2.ru на максимум и минимум.

2. Исследуйте с помощью производной функцию Геометрические задачи на нахождение оптимальных значений величин. - student2.ru и постройте ее график.

Вариант 2.

1. Исследуйте функцию Геометрические задачи на нахождение оптимальных значений величин. - student2.ru на максимум и минимум.

2. Исследуйте с помощью производной функцию Геометрические задачи на нахождение оптимальных значений величин. - student2.ru и постройте ее график.

Вариант 3.

1. Исследуйте функцию Геометрические задачи на нахождение оптимальных значений величин. - student2.ru на максимум и минимум.

2. Исследуйте с помощью производной функцию Геометрические задачи на нахождение оптимальных значений величин. - student2.ru и постройте ее график.

Вариант 4.

1. Исследуйте функцию Геометрические задачи на нахождение оптимальных значений величин. - student2.ru на максимум и минимум.

2. Исследуйте с помощью производной функцию Геометрические задачи на нахождение оптимальных значений величин. - student2.ru и постройте ее график.

Вариант 5.

1. Исследуйте функцию Геометрические задачи на нахождение оптимальных значений величин. - student2.ru на максимум и минимум.

2. Исследуйте с помощью производной функцию Геометрические задачи на нахождение оптимальных значений величин. - student2.ru и постройте ее график.

Вариант 6.

1. Исследуйте функцию Геометрические задачи на нахождение оптимальных значений величин. - student2.ru на максимум и минимум.

2. Исследуйте с помощью производной функцию Геометрические задачи на нахождение оптимальных значений величин. - student2.ru и постройте ее график.

Вариант 7.

1. Исследуйте функцию Геометрические задачи на нахождение оптимальных значений величин. - student2.ru на максимум и минимум.

2. Исследуйте с помощью производной функцию Геометрические задачи на нахождение оптимальных значений величин. - student2.ru и постройте ее график.

Вариант 8.

1. Исследуйте функцию Геометрические задачи на нахождение оптимальных значений величин. - student2.ru на максимум и минимум.

2. Исследуйте с помощью производной функцию Геометрические задачи на нахождение оптимальных значений величин. - student2.ru и постройте ее график.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №7

Наши рекомендации