Сущность и значение управления. Управление и менеджмент
Сущность и значение управления. Управление и менеджмент
Под управлениемпонимают совокупность процессов, обеспечивающих поддержание системы в заданном состоянии и (или) перевод ее в новое более жизненное состояние организации путем разработки и реализации целенаправленных воздействий.
Выработка управляющих воздействий включает в себя сбор, передачу и обработку необходимой информации, принятие решений, обязательно включающее определение управляющих воздействий.
Под управляющим воздействием понимается воздействие на объект управления,направленное на достижение цели управления. Следовательно, результатом управляющего является управленческое решение, в основе которого лежит цель (целеполагание).
Если управление - это воздействие, значит существуют:
- среда (система управления);
- средства (механизм управления);
- действия (процесс управления).
Понятие "управление" и "менеджмент" часто употребляются как синонимы, в то же время между ними имеются различия. Рассмотрим, в чем состоят эти различия.
Слово "менеджмент" обычно употребляется по отношению к людям, коллективам и организациям: менеджмент означает управление этой организацией. Менеджмент можно рассматривать как в формальных (законодательно закрепленных), так и в неформальных организациях.
В соответствии с установившейся традицией мировой литературы в области управления, менеджменту дается широкая трактовка в фундаментальном Оксфордском словаре английского языка.
Менеджмент - это:
- способ, манера общения с людьми;
- власть и искусство управления;
- особого рода умелость и административные навыки, которым обычно обучают;
- орган управления - административная единица, без которой не может существовать ни одна организация.
Главная задача людей в аппарате управления - это эффективное использование и координация всех ресурсов организации (капитала, зданий, оборудования, материалов, труда, информации) для достижения ее целей.
В словаре иностранных языков менеджмент переводится на русский язык как управление производством и как совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством, с целью повышения его эффективности и прибыльности.
Менеджмент можно понимать как интеграционный процесс, поскольку менеджмент призван рассматривать разнообразные задачи, необходимость решения которых в совокупности обеспечивает достижение поставленных целей./21/.
Кроме того, менеджмент -
- это умение использовать опыт, навыки, знания, интеллект для достижения целей;
- это область человеческого знания, способствующая приобретению навыков управления;
- это подготовка определенной категории людей для выполнения работ по управлению.
По мнению Короткова Э.М. /18/ менеджмент - это целенаправленное воздействие, согласующее совместную деятельность. Управление по его мнению - это процесс выработки и осуществления управляющих воздействий.
Менеджмент - область знаний и профессиональной деятельности, направленных на формирование и обеспечение достижения целей организации путем рационального использования имеющихся ресурсов.
Основные категории менеджмента (объект, субъект, функции, законы и закономерности, виды, методы, принципы)
Категории менеджмента - это наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие существенные свойства и устойчивые отношения в процессах управления организации./.
Содержание управленческой деятельности
- Прогнозирование и планирование
- Организация
- Активизация (мотивация, стимулирование)
- Контроль
- Координация
- Регулирование
- Исследование
Организационная роль функции
- Функции интеграции (объединения)
- Функция дифференциации (разделения, выделения. Обособления, специализации)
Направление деятельности
- Интрафункции
- Инфрафункции (направленность на внешнюю среду)
Этапы производственного процесса
- Управление подготовкой производства
- Управление процессом производства
- Управление обеспечением производства
- Управление процессами реализации продукции
Тип производства
Функции управления разнообразными блоками диверсифицированного производства
Масштаб времени
- Стратегическое управление
- Текущее (тактическое) управление
- Оперативное управление
Дисциплина
Выполнение условий соглашения между рабочими и руководством, применение санкций к нарушителям дисциплины
Единоначалие
Получение распоряжений и отчет только перед одним непосредственным начальником
Единство действий
Объединение действий с одинаковой целью в группы и работа по единому плану
Вознаграждение
Получение работниками справедливого вознаграждения за работу
Централизация
Достижение лучших результатов при правильном соотношении между централизацией и децентрализацией
Скалярная цепь
Передача распоряжений и осуществление коммуникаций между уровнями иерархии через непрерывную цепь команд ("цепь начальников")
Порядок
Рабочее место для каждого работника и каждый работник на своем месте
Справедливость
Справедливое проведение в жизнь правил и соглашений на всех уровнях скалярной цепи
Стабильность персонала
Установка работающих на лояльность к организации и долгосрочную работу
Инициатива
Поощрение работающих к выработке независимых суждений в границах их полномочий и работ
Корпоративный дух
Гармония интересов персонала и организации (в единении-сила")
Концепция менеджмента по Э.М. Короткову /8/ основывается на следующих принципах:
а) принцип органичности (эффект целостности) заключается в том, что свойства любой системы зависят от свойств ее элементов, но при этом не определяются полностью этими свойствами. Свойства системы в целом не сводятся к свойствам ее элементов или сумме этих свойств. Система обладает собственными свойствами, не присущими ни одной из ее элементов. Это свойство очень заметно проявляется в таких понятиях, как эффективность и качество управления;
б) принцип генетической определенности, который требует при решении любой проблемы в процессе управления подходить с позиций ее происхождения, природы, анализировать ее истоки, и последствия. Менеджер чаще должен задавать себе вопросы "почему?" и "что же дальше?";
в) принцип пространственно-временного существования системы. Он не сводится к пониманию внешней среды как нередко полагают. Все связи, и внутренние и внешние, все элементы существуют в определенных пространственно-временных отношениях, которые влияют на их существование, проявление и функционирование. Это протяженности связей и место элементов системы в этих протяженностях. Проанализируйте структуру системы управления транснациональными корпорациями, изучите динамику коммуникаций при росте и развитии фирмы - и вы получите практическое подтверждение важности этого принципа;
г) принцип историчности или этапности, можно сказать, цикличности существования и развития системы. Этот принцип требует учета тенденций развития системы, предвидение подъемов и спадов в этом развитии, готовности к кризисным ситуациям и рискованным решениям, определения особенностей современного этапа существования системы, и не как отделенного от общей тенденции варианта, а как связующего звена предыдущего и последующих этапов;
д) принцип условности границ системы. Любая система имеет границу с внешней средой, но эта граница имеет условный характер. При этом целостность системы не исчезает. Просто она включается в другую систему, более высокого порядка или больших масштабов. Этот принцип можно назвать "принципом матрешки". В управлении он проявляется в потребности управлять не только внутренними процессами функционирования системы, но, насколько это возможно, и внешними процессами. Именно в таком смысле говорят, что маркетинг -это управление процессами продвижения товаров на рынке. Конечно, внешнее и внутреннее управление различны по методам управления, и по функциям, и по целям. Видеть их различие и связь -очень важная проблема в методологии практического управления;
е) принцип разделения системообразующих и системоразрушающих, их флуктуации, т. е. взаимопереходов, взаимодействия. В функционировании и развитии любой системы объективно существуют и те, и другие факторы. Нельзя построить эффективное управление без соответствующей оценки и понимания этих факторов;
ж) принцип соотносительности. Его содержание заключается в том, что для любой системы необходимо определенное соотношение ее элементов и частей. Это соотношение может меняться, в определенных пределах оно нормативно задано. В управлении большое значение имеют оценки социально-структурных соотношений, соотношений технических средств, видов информации, затрат времени и пр.;
и) принцип коммуникативности заключается в том, что объект управления- социально-экономическая система существует благодаря связям социально-информационного характера. Коммуникации между людьми в процессах их совместной деятельности определяет функционирование и развитие системы.
Принципы системного подхода должны занимать центральное место в методологии управления, служить связующим звеном методологии и организации управления.
Модель управления
Модель -продукт моделирования, то есть процесса, в котором "участвуют" объект моделирования (оригинал) и субъект (тот, кто это моделирование непосредственно осуществляет).
В зависимости от критериев, политических и экономических пристрастий, установок и задач, которыми руководствуется автор (создатель), модель управления и экономические модели также могут совершенно отличаться друг от друга, более или менее соответствовать оригиналу и отражать авторскую точку зрения. Чья модель окажется лучше, выявляется при сравнении ее с реально существующим оригиналом и тем, насколько правильно она отражает и объясняет реально происходящие явления.
Под моделью управления понимаетсятеоретически выстроенная совокупность представлений о том, как выглядит система управления, как она воздействует на объект управления, как адаптируется к изменениям во внешней среде, чтобы управляемая организация могла добиваться поставленных целей, устойчиво развиваться и обеспечивать свою жизнеспособность.Она включает в себя базовые принципы менеджмента, стратегическое видение, целевые установки и задачи, совместно вырабатываемые ценности, структуру и порядок взаимодействия ее элементов, организационную культуру, аналитический мониторинг и контроль за ситуацией, движущие силы развития и мотивационную политику.
Выделяют следующие основные модели управления:
по виду преобладающей собственности на средства производства: капиталистическая, социалистическая, корпоративная;
по степени рыночного влияния на экономику:
- рыночная (либеральная),
- рыночная с элементами государственного регулирования,
- социальная рыночная, модель государственного управления с развитыми рыночными отношениями,
- модель централизованного управления с элементами рынка (плановая);
- по характеру реализации властных полномочий руководством: авторитарная,
- демократическая;
по критерию "встроенности" человека в систему производительных сил:
- доиндустриальная,
- индустриальная,
- постиндустриальная;
по территориальному происхождению и месту адаптации:
- российская,
- американская,
- японская,
- шведская,
- германская,
- бразильская;
по принадлежности к соответствующим школам менеджмента:
- школа научного менеджмента,
- школа рациональной бюрократии, административная школа,
- "классическая школа",
- школа НОТ,
- школа "человеческих отношений",
- мотивационная школа,
- школа "организационного поведения;
по роли и месту человека в системе управления:
- модель Д.Макгрегора,
- модель У.Оучи;
по отдельным управленческим признакам:
- модель 7С "Счастливый атом",
- модель управления по результатам,
- ситуационная модель;
по отношению к изменениям во внешней и внутренней среде:
- статическая (традиционная, консервативная, текущего состояния),
- адаптивная (опережающая, инновационная),
- динамическая (прогнозная, вероятности, развития).
Модель, отвечающая российским традициям и культуре должна органически сочетать в себе основы национального опыта с передовой управленческой теорией и практикой, выработанных и испытанных при решении аналогичных социально-экономических задач в передовых странах мира. Слепое копирование - и опасно, и неэффективно.
Сущность и значение управления. Управление и менеджмент
Под управлениемпонимают совокупность процессов, обеспечивающих поддержание системы в заданном состоянии и (или) перевод ее в новое более жизненное состояние организации путем разработки и реализации целенаправленных воздействий.
Выработка управляющих воздействий включает в себя сбор, передачу и обработку необходимой информации, принятие решений, обязательно включающее определение управляющих воздействий.
Под управляющим воздействием понимается воздействие на объект управления,направленное на достижение цели управления. Следовательно, результатом управляющего является управленческое решение, в основе которого лежит цель (целеполагание).
Если управление - это воздействие, значит существуют:
- среда (система управления);
- средства (механизм управления);
- действия (процесс управления).
Понятие "управление" и "менеджмент" часто употребляются как синонимы, в то же время между ними имеются различия. Рассмотрим, в чем состоят эти различия.
Слово "менеджмент" обычно употребляется по отношению к людям, коллективам и организациям: менеджмент означает управление этой организацией. Менеджмент можно рассматривать как в формальных (законодательно закрепленных), так и в неформальных организациях.
В соответствии с установившейся традицией мировой литературы в области управления, менеджменту дается широкая трактовка в фундаментальном Оксфордском словаре английского языка.
Менеджмент - это:
- способ, манера общения с людьми;
- власть и искусство управления;
- особого рода умелость и административные навыки, которым обычно обучают;
- орган управления - административная единица, без которой не может существовать ни одна организация.
Главная задача людей в аппарате управления - это эффективное использование и координация всех ресурсов организации (капитала, зданий, оборудования, материалов, труда, информации) для достижения ее целей.
В словаре иностранных языков менеджмент переводится на русский язык как управление производством и как совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством, с целью повышения его эффективности и прибыльности.
Менеджмент можно понимать как интеграционный процесс, поскольку менеджмент призван рассматривать разнообразные задачи, необходимость решения которых в совокупности обеспечивает достижение поставленных целей./21/.
Кроме того, менеджмент -
- это умение использовать опыт, навыки, знания, интеллект для достижения целей;
- это область человеческого знания, способствующая приобретению навыков управления;
- это подготовка определенной категории людей для выполнения работ по управлению.
По мнению Короткова Э.М. /18/ менеджмент - это целенаправленное воздействие, согласующее совместную деятельность. Управление по его мнению - это процесс выработки и осуществления управляющих воздействий.
Менеджмент - область знаний и профессиональной деятельности, направленных на формирование и обеспечение достижения целей организации путем рационального использования имеющихся ресурсов.