Понятие «стиль руководства». Подходы к теории лидерства и стиля руководства
Понятие стиль руководства:
Каждый руководитель в управленческой деятельности выполняет служебные обязанности в определенном стиле. Стиль руководства – это совокупность конкретных способов воздействия руководителя на подчиненных. Эти способы воздействия зависят от множества факторов.Различают следующие основные стили руководства:
-директивный стиль (авторитарный);
-демократический стиль (коллегиальный);
-либеральный стиль (попустительский или анархический).
Обзор теорий лидерства.
Лидерство - это способность влиять на индивидуумов и группы людей, чтобы побудить их работать для достижения целей. Имеется множество средств, с помощью которых можно оказывать влияние на других и вести людей за собой. Какие средства влияния и стили поведения показали себя наиболее эффективными для направления усилий людей на достижение целей организации?
Подход с позиции личных качеств.
Согласно личностной теории лидерства, лучшие из руководителей обладают определенным набором общих для всех личных качеств. Развивая эту мысль, можно утверждать, что если бы эти качества могли быть выявлены, люди могли бы научиться воспитывать их в себе и тем самым становиться эффективными руководителями. Некоторые из этих изученных черт - это уровень интеллекта и знания, впечатляющая внешность, честность, здравый смысл, инициативность, социальное и экономическое образование и высокая степень уверенности в себе.
Однако, изучение личных качеств продолжает давать противоречивые результаты. Лидеры, как правило, отличаются интеллектом, стремлением к знаниям, надежностью, ответственностью, активностью, социальным участием и социально-экономическим статусом. Но в разных ситуациях эффективные руководители обнаруживали разные личные качества. Учеными был сделан вывод, что «человек не становится руководителем только благодаря тому, что он обладает некоторым набором личных свойств».
Поведенческий подход.
Поведенческий подход создал основу для классификации стилей руководства или стилей поведения. Это стало серьезным вкладом и полезным инструментом понимания сложностей лидерства. Этот подход к изучению лидерства сосредоточил свое внимание на поведении руководителя. Согласно поведенческому подходу, эффективность определяется не личными качествами руководителя, а скорее его манерой поведения по отношению к подчиненным.
Ситуационный подход.
Ни подход с позиций личных качеств, ни поведенческий подход не смогли выявить логического соотношения между личными качествами или поведением руководителя, с одной стороны, и эффективностью, с другой. Это не означает, что личные качества и поведение не имеют значения для руководства. Наоборот, они являются существенными компонентами успеха. Однако более поздние исследования показали, что в эффективности руководства решающую роль могут сыграть дополнительные факторы. Эти ситуационные факторы включают потребности и личные качества подчиненных, характер задания, требования и воздействия среды, а также имеющуюся у руководителя информацию.
Требования к личности руководителя таможенного органа
Профессионально значимыми качествами в структуре личности руководителя таможенного органа являются: осознание значимости своей профессии, чувство долга, честность, требовательность к себе, наблюдательность, высокий уровень интеллекта; целеустремлённость, настойчивость, сдержанность, воля, смелость, обязательность, высокий уровень самоорганизации; внимательность, культура общения, быстрота реакции, добросовестность, высокий уровень работоспособности.
Важное качество в структуре личности руководителя таможенного органа- наличие интегрального профессионального качества, способствующего эффективному выполнению служебного долга по защите государственных интересов - профессиональной ответственности.
Профессиональная ответственность в структуре личности руководителя таможенного органа представляет собой совокупность профессионально значимых качеств, которые проявляются в общении, в мотивационно – ценностном отношении к профессиональной деятельности, в эмоциональной устойчивости, в интеллектуально-волевой сфере и поведенческих качествах, в направленности на укрепление законности и правопорядка в стране.
Кроме того, хороший руководитель должен обладать:
1) Способностью управлять собой.
Для этого он должен поддерживать физическое здоровье; поддерживать психическое здоровье; уметь эффективно планировать и использовать свое время работы и отдыха;
2) Разумным восприятием личных ценностей, разумным представлением о том, что является важным и ценным в жизни.
Основные из ценностей - это здоровье, интересная работа, свободное время, возможности для самосовершенствования и роста, независимость, друзья, любовь, безопасность, деньги и богатство, призвание, удовольствие;
3) Целеустремленностью.
Смысл установления целей в работе – это концентрация внимания и усилий на желательных результатах;
4) Стремлением к самосовершенствованию.
Это качество во многом связано с потребностью личности к реализации своих потенциальных возможностей;
5) Умением решать проблемы.
В практической деятельности менеджера это означает умение: использовать информацию; эффективно планировать собственную деятельность; устанавливать четкие критерии для определения успеха; применять научные методики решения проблем; управлять групповой работой на совещаниях;
6) Изобретательностью и способностью к инновациям.
Это качество является врожденным, а не приобретенным. Тем не менее, практика показывает, что некоторые руководители успешно решают инновационные проблемы благодаря умению ценить творческий подход, проявляемый другими людьми, и способности руководить творческими группами;
7) Умением влиять на окружающих.
Представление о человеке складывается у окружающих под влиянием многих факторов. Основными из них являются: одежда, внешность, осанка, поведение, умение вести разговор и слушать. Для руководителей важно также умение давать четкие указания;
8) Знанием основ управления и владением практическими навыками их использования;
9) Способностью руководить, умением выполнять основные управленческие функции: планировать, организовывать, координировать, контролировать, стимулировать;
10) Умением обучать.